Творчество моих учеников: «Дмитрий Донской и Евдокия Московская»

Сочинение

Ежегодный Всероссийский детский творческий конкурс

«Святые заступники Руси»

Номинация

«Литературное творчество»

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-svyatyie-zastupniki-rusi-dmitriy-donskoy/

Сочинение

Дмитрий Донской и Евдокия Московская, Коржова Оксана Николаевна,

ученица 9 класса,

Учитель: Шевченко Вера Сергеевна

Тел.: 8(473)94 25124

е- mail : goncharovkasoh @ yandex . ru

с. ГОНЧАРОВКА

2017 г.

Сочинение

Дмитрий Донской и Евдокия Московская, Еще и мудрый сказал,

что любящего душа в теле любимого.

И я не стыжусь говорить, что двое таких

носят в двух телах единую душу и одна у обоих

добродетельная жизнь, на будущую славу взирают,

возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену,

и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым,

так и они огнем Божественного Духа распалялись

и слезами покаяния очищались.

Из «Слова о житии…» князя Димитрия

Из слова о житии князя димитрия 1

Святость – это чистота души богом избранного человека. Святые подвижники связывают жизнь земную и Царство небесное. Мы же, простые смертные, счастливы тем, что живём на великой русской земле, которую славили, защищали, делали единой и крепкой Святые заступники Руси Борис и Глеб, Дмитрий Донской и Евдокия Московская, Пётр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская. Они прославились не только защитой интересов великой Родины нашей, но послужили образцом укрепления духовных начал в семье и в сердце каждого православного человека.

Хочется по крупицам собирать историю великокняжеской семьи Дмитрия Донского и Евдокии Московской. Как порой несчастны семьи, а в особенности, дети в несчастливых семьях, не имевшие перед глазами образца целомудренной семейной жизни своих родителей! Тем ценнее каждое слово, каждый факт из жизни великих князей Дмитрия и Евдокии…

3 стр., 1388 слов

Вооруженные силы периода становления Московского централизованного ...

... военная литература. 3. Полководческое искусство Д. Донского, Ивана Грозного, Битва на Куликовском поле в 1380 году. Наиболее ярко полководческий талант и военное искусство Дмитрия Ивановича Донского проявились в битве на Куликовском поле ... чем со стотысячным войском предпринимает поход против Руси. Зная о силе Московского княжества, Мамай заключает военный союз с литовским и рязанским князьями для ...

Святой благоверный князь Димитрий родился в 1350 году в семье Иоанна Красного и княгини Александры. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в древнем «Слове о житии…» Димитрия Ивановича, – и с младенческих лет возлюбил Бога». «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».

Детство святого Димитрия прошло под влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником его отца Иоанна Иоанновича. Отроку Димитрию Алексий на долгое время заменяет отца. До самой смерти в 1378 году Святитель – один из ближайших людей в великокняжеском доме. Не удивительно, что его влияние как воспитателя сформировало высокие личные качества Димитрия. С самого начала жизни великий князь приобщен к среде русского подвижничества. Уже тогда начали укрепляться основы его святости и заступничества.

С ранних лет великий князь научился преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в сложнейшей обстановке. В 1361 году Димитрий вынужден предпринять путешествие в Орду. Это было связано с кончиной великого князя, его отца. Поездка отрока Димитрия в возрасте 11 лет в Орду сопровождалась смертельной опасностью. Но она стала полезна ему как будущему главе государства. Видимо, об этом думал святитель Алексий, благословляя Димитрия в дорогу. Отрок должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, мучившим его родную землю, с которым надо было научиться договариваться. Кроме того, князь мог объять взором Русскую землю, которой ему надлежало править . Князю-отроку предстояло постигнуть науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия.

В 1366 г. состоялся брак великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Дмитриевны. «Земля Русская рада была этому браку», – говорит древний повествователь. И было чему радоваться. На первый взгляд брак будущего героя Куликова поля 16-летнего великого князя Московского Дмитрия и 13-летней дочери суздальско-нижегородского князя Евдокии был обычным династическим союзом. Но ведь сам преподобный Сергий Радонежский способствовал его заключению. Это подчёркивает богоизбранность этого союза молодых сердец. Молодой князь, вступив в брак, радовал всех: «Будучи еще молод, – говорит тот же автор, – он прилежал к делам духовным, не любил пустых разговоров, с благоговением слушал Священное Писание, заботлив был о храмах Божиих, мужественно стоял на страже за землю Русскую, злобою был дитя, а умом полный муж».

12 стр., 5828 слов

Князь Игорь (опера)

... которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным ... Скула, гудошник (бас) Половецкая девушка (сопрано) Няня Ярославны (сопрано) русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, ...

В качестве же основной личной черты великого князя древний книжник называет

В судьбе Евдокии, молодой жены Димитрия, самое поразительное то, что в эпоху, когда княжеские браки совершались исключительно по династическим, а не романтическим соображениям, Евдокия вышла замуж по любви и пронесла эту любовь через всю свою жизнь. В детстве дочь суздальского князя Димитрия Константиновича никогда не называли уменьшительным именем, только: «Евдокия». Видимо, было в ней что-то такое, что требовало уважения.

Своего будущего мужа, молодого московского княжича Димитрия, она увидела из окна своего дома, когда тот приехал к ее отцу решать вопрос, кто будет князем Владимирским. Увидела и как будто узнала: «Он». И попросила у своей любимой иконы Богородицы Владимирской: «Дай мне Димитрия в мужья».

Так и вышло. После свадьбы в Коломне молодой муж привез ее на пепелище — деревянный Кремль сгорел в очередном пожаре. Необходимость защищать трудно складывающееся государство уводила князя Димитрия в постоянные походы. Москва, семья, Кремль оставались заботам Евдокии. Семья великокняжеской пары становилась все больше, за годы жизни с князем Евдокия родила ему двенадцать детей.

Счастлива была княжна, найдя себе мудрого супруга. И жизнью своей показала, что она была достойна его. Она была супругой нежной, кроткой, набожной. «Оба супруга, – считает повествователь « Слова о житии, – жили в браке чисто, не предаваясь стремлениям чувственности, и внимательны были к своему спасению».

Евдокию волновали не только материнские хлопоты. До замужества в отцовской библиотеке юная княжна читала Гомера, Вергилия, Платона, Аристотеля. Ее особый интерес также вызывали труды врачей — Галена и Гиппократа. Всю свою жизнь княгиня занимается целительством. Особенно прославится она помощью слепым людям — говорят, ее прикосновение возвращало им зрение. Однажды н а пути из храма слепец прокричал ей: «Боголюбивая княгиня, кормилица нас, нищих! ты обещала мне во сне: завтра дам тебе зрение; исполни же свое обещание». Княгиня, как бы случайно, опустила рукав рубашки, и слепец, ощутив его в руке, отер им свои глаза и прозрел.

После кончины святителя Алексия духовником великокняжеской семьи стал святой Феодор, игумен Симоновский, который был племянником преподобного Сергия. Оказывал свое влияние на семью и преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны двое старших сыновей были крещены Троицким игуменом. Сама великая княгиня, как преданная ученица, впитывала все слова и советы преподобного Сергия и вела подвижническую семейную жизнь. Она рожала и воспитывала детей в страхе Божием.

6 стр., 2529 слов

Князь Дмитрий Донской и Евдокия Московская учащихся по русскому языку (4 класс)

... Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини ... бывают разные — мегаполисы или небольшие городки Сочинение про Благородство Благородство – человеческое качество, которое очень ... в Коломне союз князей был скреплён женитьбой Дмитрия Ивановича на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне . Слайд ...

Стремясь к независимости Руси, князь Дмитрий отказывается в 1374 году от выплат Орде. Узнав о приготовлениях Мамая для похода на Русь, великий князь Димитрий Иоаннович начал собирать силы для отпора: он понимал, что Русской земле угрожает новое страшное нашествие татар.

И вот пришёл грозный 1380 год. Наступил решающий момент его жизни: все предшествующее было лишь подготовкой к сентябрю 1380 г. Великий князь был готов к осуществлению задачи, возложенной на него Промыслом Божием. Тридцать лет князя окружали великие святые его времени и он постоянно ощущал их влияние. В этой благотворной атмосфере его дух приобрел крепость и свободу. Он привык действовать, обращаясь к единому Богу, и теперь, имея Бога своим помощником, великий князь оказался духовно подготовленным выступить против Орды. На все свои деяния великий князь стремился получить благословение Церкви. Святой Сергий сразу же благословил его идти на битву, уповая на Бога, и предсказал ему победу.

Перед выступлением великого князя было Божественное знамение: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Инок-пономарь церкви, где находилась гробница князя, спавший ночью на паперти, вдруг увидел, как свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему князю, они принудили его встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с врагами. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Это было достоверным свидетельством незримой помощи Димитрию со стороны его великого предка. А во время битвы раненому князю, упавшему с коня и едва не затоптанному в пылу боя, было видение его жены. Как будто именно с ее помощью он сумел доползти до ближайшего перелеска, где и нашел его двоюродный брат.

Наутро в день битвы благоверный князь Димитрий обратился к воинам со словом: «Отцы и братья мои, сражайтесь ради Господа, ради святых, ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная. Ни о чем земном, братья, не помышляйте. Если не отступим, тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших». Единство войска Дмитрия и церкви и божественный промысел помогли одержать князю Дмитрию великую победу. С той поры Орда стала опасаться русского воинства.

После Куликовской битвы именно Евдокия организовала в Москве общегородской госпиталь, куда свозили раненых. Проводила там дни и ночи, многих вылечила. Правда, вылечить до конца рану любимого мужа даже Евдокии было не под силу. Но на все Божья воля.

После смерти Дмитрия Донского в 1389 году Евдокия проживет еще 18 лет и почти до смерти сохранит и моложавый облик, и красоту, и здоровье. «Кто исцеляет, сам болеть не должен», — говорила княгиня. Ни один мужчина не занял ни в ее сердце, ни рядом места покойного супруга.

2 стр., 685 слов

Дмитрий донской и куликовская битва

... других русских княжеств все оставшиеся годы своего княжения. Итоги правления Дмитрия Донского и историческое значение Своим наследникам Дмитрий Донской оставил разорённое нашествием, значительно ослабленное государство. Поэтому его ... князем и дважды (в 1368 и 1370 гг.) осаждал Москву, но взять не мог: в 1367 году в Москве был достроен каменный кремль, который стал мощной твердыней. Куликовская битва ...

И вот что самое главное: их брак был для Москвы и всего княжества больше, чем просто семейное гнездо. Вокруг Димитрия, получившего имя Донской после Куликовского сражения, и его Евдокии собрались невероятные по силе и значению для Руси личности: священнослужители Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский. Правление Дмитрия Донского — почти не прекращающаяся череда войн, отражение набегов Литвы и Орды, наступление и оборона. Все это время великая княгиня не только поддерживала своего мужа, но и управляла Московским княжеством в его отсутствие.

Столица княжества Москва была несколько раз сожжена и отстроена заново. Покровительницей всех обездоленных, погорельцев, вдов и сирот была великая княгиня Евдокия. О любви Дмитрия к супруге и всецелом доверии к ее мудрости лучше всего свидетельствует окончательный вариант его «душевной грамоты». Евдокию князь назвал дорогой женой и наследницей богатств. В своём духовном завещании Дмитрий Донской отвел Евдокии важную роль: он выделил великой княгине по несколько волостей из уделов каждого сына. Предоставил великой княгине неограниченную власть в перераспределении волостей между сыновьями. Если один из сыновей умрёт, то распорядиться уделом должна была сама Евдокия. Кроме земель, завещал Дмитрий жене и промыслы, и большую часть московских доходов

Преданность Богу Димитрия Иоанновича отразилась в создании монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, на самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы (победа произошла именно в этот праздник), Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь Всех святых на Кулишках в Москве, Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Московского Симонова монастыря.

Евдокия Димитриевна, стараясь во всем подражать мужу, построила несколько монастырей и храмов, как в Москве, так и в Переславле Залесском. В Московском Кремле она построила церковь Рождества Богородицы в память Куликовской битвы, там же основала обитель Вознесения Господня, содействовала основанию и строительству Сретенского, Рождественского и Зачатьевского монастырей в Москве

Собор 1988 года прославил Дмитрия и Евдокию в лике святых. Мощи княгини были обретены и перенесены в Архангельский собор Кремля, где ныне покоятся рядом с мощами ее святого супруга. В 2015 году Синод Русской Церкви установил общий день памяти святых супругов Дмитрия и Евдокии 1 июня.

Как не случайно, что это совпадает с праздником Дня защиты детей: образцовыми родителями и защитниками своих детей были великие святые супруги! Ныне оба супруга являются святыми покровителями Москвы и Российского государства, оказывая помощь и заступничество всем, кто обращается к ним с молитвой.

12 стр., 5643 слов

Храмы-памятники Москвы

... братоубийственных феодальных войн поставившего храм (будущий Троице-Сергиев монастырь) “дабы взиранием на Святую Троицу прекратилась ненавистная рознь мира ... году (древнее нынешних кремлевских стен!) Великой Княгиней Евдокией в память победы на Куликовом поле и избавления ... столетие — век Ивана Грозного. На высоком берегу Москвы-реки неподалеку от знаменитого села Коломенского, ставшего загородной ...

Пусть заключением в память Святых Заступников Димитрия и Евдокии (в иночестве Ефросинии) послужат эти слова: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18, 23) и «Добродетельная жена — венец для мужа своего » (Притч. 12, 4). Из слова о житии князя димитрия 2