Технологическая карта » на свободную тему» по русскому языку в 5 классе

Сочинение

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Во все времена просвещенные умы тянулись к знаниям, ибо без знаний не мыслили они своей жизни. Но что же такое знание? И что же значит жизнь без знаний?

Знания — это свет, ведущий нас вперед, освещающий мрак собственного невежества. Но что есть знание без души? А знание без души все равно, что тьма, ибо злой ум подобен злой душе: вершит открытия ценою жизней.

Таким образом, чтобы знания стали светом в нашей жизни, необходимо их корням брать начало из доброй души, ведь только тогда они не обратятся во тьму.

Тема: Сочинение на свободную тему.

Тип: урок развития речи.

Цель: — подготовка к написанию сочинения.

Задачи:

— актуализировать знания по пройденным темам;

— способствовать развитию коммуникативных навыков;

— развивать речь письменную и устную;

— мотивировать на получение знаний;

— обогащать словарный запас;

— развивать внимание и образное мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

ПР1 – подготовка к написанию сочинения;

  • ПР2 – развитие умений выполнения различных видов анализа;
  • ПР3 – повторение ранее изученного материала.

Метапредметные:

Р1 — целеполагание и планирование своей деятельности;

  • Р2 — принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
  • Р3 — осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.

П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;

  • П2 — формулирование ответов на вопросы учителя;
  • П3 — построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
  • П4 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

К1 – приобретение опыта работы в группе;

  • К2 — готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • К3 — овладение навыками смыслового слушания текста в соответствии с целями и задачами;
  • К4 — осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников;
  • К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Личностные:

Л1 — осмысление нравственных и этических ценностей;

  • Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Л4 — готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Межпредметные связи

Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. Учебник русского языка;

2. Чистые листы для командной работы, для приема «Токин мэт»

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя. Определяют личностный смысл учения.

Отвечают.

— Ребята, рада всех вас видеть в добром здравии, пусть ваш день сегодня будет наполнен светом! И пусть в нем будет как можно меньше тьмы! Желаю вам успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

— Вы готовы сегодня трудиться?

Актуализация необходимых знаний

Учащиеся выполняют задания в течение 5 минут.

с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.1с.

1)Ученье — свет, а 2)неученье — тьма.

(пов., невоскл., сложное, сл/соч., состоит из двух простых предложений:

1) простое, двусоставное, нераспр.,неосл.;

2) простое, двусост.,нераспр.,неосл.)

[ с.И.п. — с.И.п. ], а[ с.И.п. — с.И.п.].

Проверяют.

Выставляют оценки.

— Запишите предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный анализы. Работу вы будете выполнять в группах по четыре человека. Начиная с участника номер один, вы проделываете работу, произнося каждый по одной характеристике. Если кто-либо из вас допустит ошибку, тактично поправьте, аргументируя свой ответ. Работу выполняете на листах А4.

Предложение:

Ученье — свет, а неученье — тьма.

— Поменяйтесь своими работами с другой командой. Проверьте по цепочке, начиная с участника номер три.

— Поставьте оценку команде за работу.

Работы вывешиваются на стенд.

Организация познавательной деятельности

Обсуждают в парах.

Высказывают версию соседа по парте.

— Ребята, поразмышляем над смыслом данной поговорки. Как вы понимаете эти слова? Что они означают? Обсудите в парах.

— Выскажите версию вашего соседа по парте.

Работают в команде, используя прием «Говорящий блокнот».

Представляют.

Задают.

Отвечают на вопросы.

— На листе бумаги А4 запишите ассоциативный ряд, связанный с:

1 команда – Ученье — свет

2 команда – Неученье — тьма.

— Используйте цветные карандаши, фломастеры, можете делать зарисовки. Слова по части речи должны быть существительными.

-Представьте свою работу друг другу.

— Если есть вопросы, задайте их друг другу.

— Спасибо, команды, у вас получились очень интересные работы.

После презентации работ учитель задает вопросы, которые помогут учащимся лучше понять значение фразы.

Повторяют.

Выполняют работу.

— Опираясь на ваши «говорящие блокноты», проведем самостоятельную работу по модели Фрейера. Вы должны будете распределить существительные по склонениям. Откройте ваши словари и повторите склонения существительных.

Учитель диктует существительные, а учащиеся их распределяют по группам. (Приложение № 1)

Учащиеся выполняют морфемный разбор:

1 вариант – не-уч-еньj-э

2 вариант– уч-еньj-э

Меняются тетрадями, проверяют.

— Самостоятельно выполните морфемный разбор слов:

1 вариант — неученье

2 вариант – ученье

-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте.

Выполняют фонетический анализ звука.

— Выполните фонетический анализ звука [ч’]. (Сильные ученики помогают в выполнении этого задания слабым).

-Ученье-свет, а неученье-тьма.

— Ребята, вы молодцы, славно сегодня потрудились. Вот мы и подошли к тому, ради чего сегодня проделали такую работу: к написанию сочинения на свободную тему. И какова же тема нашего с вами сочинения?

-Вступление. Основная часть. Заключение.

-Прослушивают.

-Вспомните структуру сочинения?

-Прослушайте образец сочинения.

Выполняют работу по написанию сочинения.

— Подумайте и изложите ваши собственные мысли на бумаге по данной теме. При необходимости пользуйтесь орфографическим словарем.

Учитель включает запись классической музыки.

Подведение итогов

Выполняют. Оценивают.

Записывают.

— Оцените свои знания по следующим критериям:

1. Те, кто понял тему и может написать сочинение самостоятельно, выберите фигуру

2. Те, кто понял тему, но написать сочинение самостоятельно не смогут, выберите фигуру

— Запишите домашнее задание:

Завершить работу над сочинением.

Дополнительный материал:

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания: написать сочинение.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения