Истоки[ | ]
Обрядовая поэзия отражала в себе трудовую деятельность земледельца, морально-этические представления народа, поэтический взгляд на мир, природу, человека[1].
Советские фольклористы утверждали об особой «архаике» и «языческих корнях» обрядового фольклора. Обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который отличается устойчивостью содержания и формы, о чём свидетельствует сопоставление записей, сделанных на протяжении почти двух столетий. Обрядовая песенность составляет значительный по объёму и важности фольклорный подраздел, который более остальных сохранил архаические черты этнокультуры. В нём чрезвычайно полно сохранились древние пласты, отдельные произведения, художественные образы, которые восходят к языческой древности.
Русские народные песни тексты для малышей
Существует ряд песенок из народа, которые рассчитаны на самую маленькую возрастную категорию малышей.
Эти песни являются своего рода обучающими и развивающими. Они учат детей чувству ритма, повышают настроение детишек, а также и могут научить счету, к примеру, или распознаванию звуков животных.
Вместе с песнями малышам проще знакомиться с окружающим миром, да и просто веселее это делать.
Свадебная обрядовая поэзия
... свадебного обряда. С давних пор в народе известна семейная обрядовая поэзия. ... то, что происходило на свадьбе. Свадебные песни содержали пожелания красоты, ... на борьбу с угнетателями, способствовал фомированию мировоззрения народа. Из глубокой древности ... теме. 2. Систематизировать и проанализировать данную литературу. 3. Выделить основные этапы свадебного обряда. 4. Изучить свадебную обрядовую поэзию, ...
К слову, если имеются у ребенка трудности в произношении слов, то петь ему будет проще, чем просто проговаривать слова, словосочетания и предложения.
Недаром некоторые детки сначала учатся петь, а уж потом говорить.
Классификация[ | ]
См. также: Свадебные песни славян
В календарной поэзии выделялись[ кем?
] четыре цикла: зимний — с Коляды до Благовещенья или Велика дня, весенний — с Благовещенья или Велика дня до Купалы, летний — с Купалы до Осенин, Здвиженья или Покрова и осенний — с Покрова до Коляды. Весна и осень, согласно представителям мифологической школы, — это предвестие лета и зимы. Всю календарную обрядность они интерпретировали в связи с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.
Народное определение циклов обрядовых песен «зима», «весна», «лето», «осень» является объединяющим для целого ряда отдельных песенных групп, которые связаны с разными обрядами или ритуалами, которые входят в такой общий цикл. Например, «весна» — это и веснянки, и юрьевские, и волочебные, и русальные песни и т. п.
Ю. Г. Круглов выделил три группы: приговоры, причитания, песни. В зависимости от доминирующей функции в обряде учёный выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические.
Песня — основа фольклора
Народная песня — это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.
Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».
Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни – простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.
Годовой обрядовый цикл[ | ]
Подробнее по этой теме см. Русский месяцеслов.
«Фольклорные жанры в работе с детьми «
... устные рассказы и т. д.). Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного фольклора разных народов, ... песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, ...
7 января — Рождество Христово. Начало Святок. Изображение довольства и сытости, использование симильной магии, которая должна вызвать урожай, приплод, счастливый брак или богатство. Обрядовые действия: дети или молодые люди (реже взрослые) ходят от дома к дому, поют величальные песни хозяевам. Жанры: колядки, овсени (более архаичные, но очень похожие на колядки), виноградья («виноградье» — сад, символ изобилия. Отличительная черта этого жанра — повторение строки «Виноградье красно-зеленое мое!»), а также подблюдные песни — гадания.
14 января — Васильев день. Поются щедровки.
19 января — Крещение. Окончание Святок.
Масленица. Симильная магия в изображении богатства и изобилия. Жанры: масленичная песнь. Начало Великого поста.
Средокрестная неделя — четвертая неделя Великого поста. В среду этой недели отмечается окончание половины Великого поста, когда пост «ломается», и у деревенской детворы небольшой праздник, связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем. Поются средокрестные песни.
17 марта — Герасим-грачевник. Пекли грачиков.
22 марта — сороки, день сорока мучеников. По всей России распространен обычай печь из теста жаворонков или куликов, чтобы приблизить прилет птиц и наступление весны.[2] Поются веснянки — песни-заклички весны.
7 апреля — Благовещеньев день. В этом время происходит магический обряд на заклинание весны — чтобы быстрее пришла. Девушки, изображая птичий гомон, поют в разных концах села, так что хор перекликается с хором: как только кончает один, начинает вдали другой, от села к селу. Нередко девушки при этом держат в руках веточки деревьев с насаженными на них изображениями птиц, сделанными из тряпок. Припевают: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну красную».[3] Был обычай выпускать птиц из клеток.
Вербное воскресенье — последнее воскресенье перед Страстной неделей. Освященную вербу берегут до первого выгона скота, причем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а саму вербу затем или «пускают в воду», или втыкают под крышу дома, с той целью, чтобы не только скотина сохранилась в целостности, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по несколько дней. [2] Иногда вербой хлестали детей и домашних животных, чтобы были здоровы. Кликанье весны, хороводы.
Пасха — на Пасху в некоторых местностях (в частности — в Смоленском крае) было в обычае ходить по избам с пением песен, похожих на колядные — это так называемые волочебные песни. Волочебники — песельники, исполнители таких песен. Люди разговлялись пасхальным куличом и крашенными яйцами, били яйцо об яйцо — «христосовались».
Фомина неделя — первая по Пасхе. Понедельник — Радуница, вторник — Навий день, воскресенье — Красная горка. Последние три дня были связаны с обычаем поминания покойников. На Радуницу пели вьюнишные песни.
6 мая — Егорьев день. Был обычай выгонять скот, погоняя его вербной веточкой. День почитания пастухов. Жанры: егорьевские песни и приговоры.
Троицын день — 50-й день после Пасхи. Четверг до — семик. Дома украшали молодой зеленью, особенно березами, веря, что в них вселяются души предков — обычай поминания усопших. Начало Петрова поста. Пели троицко-семицкие песни.
Неделя после Троицы — русальная. Девушки «завивали березку», «кумились» с ней, а когда «развивали» — гадали на будущее. Обрядовым синонимом березы могла стать «кукушка» — повязка из растения «кукушки слёзы». Пели русальские песни.
7 июля — Иванов день, день Ивана Купало. Воспринималось как проявление «люстрационной», то есть очистительной магии. В Иванову ночь молодёжь отправлялась в лес искать чудесные цветы, чаще всего папоротник, будто бы расцветающий в эту ночь. Пели купальские песни, некоторые из которых рассказывали о происхождении цветка иван-да-марья.
12 июля — Петров день. Окончание Петрова поста. Петровские песни.
После Петрова дня начинался осенний цикл. Для него характерны жнивные песни и приговоры. Зажинка — начало жатвы, дожинка — её окончание.
2 августа — Ильин день.
28 августа — Успенье. Окончание Успенского поста.
14 сентября — Семин день, Семён Лепопроводец. Знаменует приближение осени.
27 сентября — Воздвиженье.
14 октября — Покров день. К этому дню старались закончить работы в поле. Приговоры и заклички. Выпал ли снег в этот день — можно понять, ранней ли будет зима.
Филиппов пост — особые заклички в говенье.
Русские народные песни для детей, текст
Если в вашем доме есть детишечки, то вам непременно пригодится наша следующая подборка песенок.
Эти веселые тексты вы можете напевать вместе со своими любимыми детками, разучивать эти песенки и передавать из поколения в поколение.
Эти песенки могут быть использованы не только дома, но и в детском саду на утренниках или во время обычного пребывания в саду.
Такие песни могут отвлечь детей от случившегося горя, к примеру, если ребенок плачет от того, что у него отняли игрушку или он упал, то начните петь песенку. Возможно, она отвлечет его и успокоит.
Также песенки можно петь во время празднования дня рождения, во время совместных игр с детками, а также и во время самых обыкновенных прогулок.
Приучайте детей любить музыку и петь песни, наполненные смыслом, это им пойдет только на пользу.
Ссылки[ | ]
- Календарно-обрядовая поэзия (usebelarusy.by)
|
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Термин и краткая история
Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.
Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.
В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.
В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.
В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.
Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона. Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное.
Эстрадная
Данный вид песни относится к жанру, одному из самых популярных в настоящее время. Впервые термин зазвучал еще в начале XX столетия.
Основные черты:
- важную роль играет ритм;
- главный акцент на вокале;
- композиция строится по определенной схеме — куплет и повторяющийся после него припев;
- текстовая нагрузка часто не столь высока.
Ответвления песен поп-жанра:
- европоп;
- диско;
- классик;
- электро;
- инди;
- кантри;
- латина;
- дрим;
- барокко;
- соул;
- блюз;
- джэнгл;
- бабблгам и еще множество других подразделов, разросшихся во все стороны.