Описание скульптурных памятников, связанных с родным краем

Сочинение

Разделы:

Цели урока:

  • Дать понятие о памятнике как произведении искусства.
  • Познакомить учащихся с особенностями монументальной скульптуры.
  • Учить написанию сочинения – описания памятника.
  • Активизировать лексику на тему войны.

Организационный момент., Приветствие., Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня урок развития речи и мы будем писать сочинение – описание.

Повторение.

Учитель. Вспомните, какой вопрос можно задать к тексту – описания?

Ученик. Какой предмет? Как он выглядит?

Учитель. Что является предметом описания? Что можно описывать?

Ученик. Игрушки, вещи, картины, состояние человека, природы, действий труда.

Учитель . Но можно еще описывать и памятники культуры. Написать сочинение мы должны в публицистическом стиле.

Учитель. Назовите особенности этого стиля? Что характерно для него?

(Ответы детей)

Сфера употребления

Задача : воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения.

Языковые особенности, Синтаксические особенности, Работа с иллюстрацией памятника.

Учитель. Обратите внимание на фотографию. (слайд 2)

  • Узнали памятник?
  • Где он находится?

Учитель. Подумайте и скажите:

  • Что такое памятник? Что означает это слово?
  • От какого слова образовано слово “памятник”?
  • Как вы понимаете это слово?

(Ответы детей)

Учитель. А вот какое определение дает слову память В. И. Даль (слайд 3)

Карточка 1

  • Память – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить о былом. И слово “памятник” входит в ту же словарную статью, что и память.

Карточка 2

  • Памятник – все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать.
  • Памятник – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого-нибудь лица или события.
  • Подберите синонимы к слову “памятник”.

Ученик. Памятник, монумент, скульптура.

1 стр., 493 слов

Мини – : «Памятник Учителю – необходимость, идея, реализация». статья

... мире будет». ( Л. Преображенская). Чем больше людей помнят тебя, тем дольше ты живешь на свете, и дело твое живет. Для учителя главное, чтобы его ученики выросли, и стали ... вспоминать его добрым словом и рассказывать о нем своим детям, внукам. И это самый лучший памятник! «Сколько жив на свете человек? Ровно столько, сколько помнят люди: кто-то ...

Слово учителя

Много памятных мест есть и в нашем небольшом крае. Какие памятники вы знаете? (слайд 4)

Ученик. Курганы 10-13 века, церкви, аллея памяти, мемориальные доски.

Но есть события, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Она вошла в историю нашей страны, в историю человечества как эпопея небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.

И для того чтобы помнили, не забывали об этой трагедии, погибших земляках, о ветеранах войны в каждом городе, в каждом поселке, в каждой деревне есть памятники погибшим солдатам. И в нашем городе в 1967 году в мае месяце был установлен “ Памятник погибшим воинам – землякам в годы Великой Отечественной войны” Скульптора Артамонова.

Работа с фотографией.

Учитель. Где установлена скульптурная композиция?

Ученик. На пересечении двух главных улиц нашего города Вокзальной и Советской.

Учитель. Почему именно на этом месте?

Ученик. Место выбрано не случайно. Именно там, в 1941 году собирались отряды народного ополчения.

Учитель. Как выполнена скульптура солдата?

Ученик. Фигура солдата дана в полный рост. Высота 3 метра

Учитель. Что он держит в руках?

Ученик. В руках он держит автомат.

Учитель. Во что он одет?

Ученик. Воин одет в каску и плащ-палатку.

Учитель. Не случайно автор выбирает такую форму одежды, этим он старается подчеркнуть суровые будни войны.

В грязь, в дождь, снег, мороз, жару солдат готов защищать свою страну, свою Родину.

И как символ матери- Родины, на заднем плане всей композиции расположено развернутое знамя.

Обратите внимание на лицо солдата.

Ученик. Мужественное лицо, решительное, уверенное в победе.

Учитель. Для лучшего образа скульптура обычно помещается на постамент (пьедестал)

Обратите внимание на слова, выгравированные на постаменте: “ Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины”.

В начале 90-х годов 20 века к памятнику была добавлена и стена памяти. С левой стороны написаны фамилии Куровчан, погибших в Великой Отечественной войне. А с правой стороны фамилии солдат, погибших в Афганистане и Чечне.

Какие традиции связаны с этим памятником?

Ученик. Вечный огонь; Митинг 9 Мая; учащиеся школ возлагают гирлянды памяти; молодожены в день регистрации брака приносят цветы.

Учитель. А знаете, кто первым принес цветы к подножию памятника?

Ученик. 9 мая 1967 года к подножию памятника принесли цветы женщины в черных платках. Каждая из них видела в этом солдате своего погибшего мужа, жениха, отца, брата.

31 стр., 15500 слов

Школьники о любимых и нелюбимых памятниках

... памятников – это сохранение памяти. Памятники Великой Отечественной войны – это наша память, ... Софья. Мой любимый и нелюбимый памятник Да, тема сочинения сложная, ... им о самых любимых и дорогих местах. ... скульптура вызывает у школьников непонимание и недоумение. Часть школьников отмечают важность личной памяти, связанной с памятниками. Это может быть память ... этой экспедиции участвуют ученики разных школ. Все ...

Учитель. Монумент удачно вписывается в окружающий ландшафт и привлекает к себе внимание. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг и посмотришь на фигуру воина.

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись!

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись!

И для меня, и для тебя

Он сделал все что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

М Исаковский.

Работа с черновиком.

На доске записан план, составьте сочинение- описание памятника.

План.

  1. История создания монумента.
  2. Автор памятника.
  3. Описание памятника:
    1. Общий вид.
    2. Детали.
    3. Окружение постамента.
    4. Надпись на нем.
  4. Традиции, связанные с памятником.
  5. Впечатление.

Редактирование текста., Запись в чистовик.