Разделы:
Цели урока:
- Дать понятие о памятнике как произведении искусства.
- Познакомить учащихся с особенностями монументальной скульптуры.
- Учить написанию сочинения – описания памятника.
- Активизировать лексику на тему войны.
Организационный момент., Приветствие., Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня урок развития речи и мы будем писать сочинение – описание.
Повторение.
Учитель. Вспомните, какой вопрос можно задать к тексту – описания?
Ученик. Какой предмет? Как он выглядит?
Учитель. Что является предметом описания? Что можно описывать?
Ученик. Игрушки, вещи, картины, состояние человека, природы, действий труда.
Учитель . Но можно еще описывать и памятники культуры. Написать сочинение мы должны в публицистическом стиле.
Учитель. Назовите особенности этого стиля? Что характерно для него?
(Ответы детей)
Сфера употребления
Задача : воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения.
Языковые особенности, Синтаксические особенности, Работа с иллюстрацией памятника.
Учитель. Обратите внимание на фотографию. (слайд 2)
- Узнали памятник?
- Где он находится?
Учитель. Подумайте и скажите:
- Что такое памятник? Что означает это слово?
- От какого слова образовано слово “памятник”?
- Как вы понимаете это слово?
(Ответы детей)
Учитель. А вот какое определение дает слову память В. И. Даль (слайд 3)
Карточка 1
- Память – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить о былом. И слово “памятник” входит в ту же словарную статью, что и память.
Карточка 2
- Памятник – все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать.
- Памятник – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого-нибудь лица или события.
- Подберите синонимы к слову “памятник”.
Ученик. Памятник, монумент, скульптура.
Мини – : «Памятник Учителю – необходимость, идея, реализация». статья
... мире будет». ( Л. Преображенская). Чем больше людей помнят тебя, тем дольше ты живешь на свете, и дело твое живет. Для учителя главное, чтобы его ученики выросли, и стали ... вспоминать его добрым словом и рассказывать о нем своим детям, внукам. И это самый лучший памятник! «Сколько жив на свете человек? Ровно столько, сколько помнят люди: кто-то ...
Слово учителя
Много памятных мест есть и в нашем небольшом крае. Какие памятники вы знаете? (слайд 4)
Ученик. Курганы 10-13 века, церкви, аллея памяти, мемориальные доски.
Но есть события, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Она вошла в историю нашей страны, в историю человечества как эпопея небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.
И для того чтобы помнили, не забывали об этой трагедии, погибших земляках, о ветеранах войны в каждом городе, в каждом поселке, в каждой деревне есть памятники погибшим солдатам. И в нашем городе в 1967 году в мае месяце был установлен “ Памятник погибшим воинам – землякам в годы Великой Отечественной войны” Скульптора Артамонова.
Работа с фотографией.
Учитель. Где установлена скульптурная композиция?
Ученик. На пересечении двух главных улиц нашего города Вокзальной и Советской.
Учитель. Почему именно на этом месте?
Ученик. Место выбрано не случайно. Именно там, в 1941 году собирались отряды народного ополчения.
Учитель. Как выполнена скульптура солдата?
Ученик. Фигура солдата дана в полный рост. Высота 3 метра
Учитель. Что он держит в руках?
Ученик. В руках он держит автомат.
Учитель. Во что он одет?
Ученик. Воин одет в каску и плащ-палатку.
Учитель. Не случайно автор выбирает такую форму одежды, этим он старается подчеркнуть суровые будни войны.
В грязь, в дождь, снег, мороз, жару солдат готов защищать свою страну, свою Родину.
И как символ матери- Родины, на заднем плане всей композиции расположено развернутое знамя.
Обратите внимание на лицо солдата.
Ученик. Мужественное лицо, решительное, уверенное в победе.
Учитель. Для лучшего образа скульптура обычно помещается на постамент (пьедестал)
Обратите внимание на слова, выгравированные на постаменте: “ Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины”.
В начале 90-х годов 20 века к памятнику была добавлена и стена памяти. С левой стороны написаны фамилии Куровчан, погибших в Великой Отечественной войне. А с правой стороны фамилии солдат, погибших в Афганистане и Чечне.
Какие традиции связаны с этим памятником?
Ученик. Вечный огонь; Митинг 9 Мая; учащиеся школ возлагают гирлянды памяти; молодожены в день регистрации брака приносят цветы.
Учитель. А знаете, кто первым принес цветы к подножию памятника?
Ученик. 9 мая 1967 года к подножию памятника принесли цветы женщины в черных платках. Каждая из них видела в этом солдате своего погибшего мужа, жениха, отца, брата.
Школьники о любимых и нелюбимых памятниках
... памятников – это сохранение памяти. Памятники Великой Отечественной войны – это наша память, ... Софья. Мой любимый и нелюбимый памятник Да, тема сочинения сложная, ... им о самых любимых и дорогих местах. ... скульптура вызывает у школьников непонимание и недоумение. Часть школьников отмечают важность личной памяти, связанной с памятниками. Это может быть память ... этой экспедиции участвуют ученики разных школ. Все ...
Учитель. Монумент удачно вписывается в окружающий ландшафт и привлекает к себе внимание. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг и посмотришь на фигуру воина.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!
И для меня, и для тебя
Он сделал все что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
М Исаковский.
Работа с черновиком.
На доске записан план, составьте сочинение- описание памятника.
План.
- История создания монумента.
- Автор памятника.
- Описание памятника:
- Общий вид.
- Детали.
- Окружение постамента.
- Надпись на нем.
- Традиции, связанные с памятником.
- Впечатление.
Редактирование текста., Запись в чистовик.