Тема материнства в поэме Тараса Шевченко «Наймичка»
Одним из самых трогательных образов у шевченко в творчестве, в частности в большой книге «Кобзарь», является образ матери. Нельзя миновать те чуткие, ласковые слова, которыми наш бессмертный Шевченко почтил мать, ту простую крестьянскую женщину, которая своей искренней лаской только и загоювала страдания детей среди неволи и нищеты. Сам он в детстве только и испытал счастья, пока жива была его мать и своей лаской грела и радовала чулого мальчика. Но рано умерла мать, и те обстоятельства, среди которых прервалась ее жизнь, навеки поразили поэта:
Там мать добрую мою Еще молодую в могилу Нужда и труд положила…
Пожалуй, Тарасова любовь к собственной матери и пустила глубокие корни уважения и любви к ее натруженных рук, выстраданного сердца, уважения к материнству.
Образы Шевченко женщин-матерей многострадальные. Такими являются Оксана из поэмы «Слепая», Екатерина и Мария из одноименных поэм. Такова Анна из поэмы «Наймичка».
Строгим был народный закон о сохранении девичьей чести. Молодые женщины с обрезанной косой, с вечным стыдом, с безталанними уже от самого рождения детьми. Поэтому-то легенды, баллады, предания, песни доносят до нас горечь их материнства. Очень часто эта тема звучит в творчестве Шевченко.
В поэме «Наймичка» художник прослеживает, как сложилась судьба несчастной девушки, лишенной права на истинное материнство, его сердце преисполнено глубокого сожаления к этой обиженной женщины. Автор подчеркивает искреннем, безоглядном любви героини, которое не принесло ей счастья.
Анна — сильная, волевая натура. Она не утонула, как Екатерина, оставив ребенка. Повела себя по-другому: со слезами и молитвами, попрощавшись с младенцем подбросила незаконнорожденное дитя состоятельным бездетным людям.
Несчастная женщина не забыла своего ребенка, потому что пошла наймичкой в дом, где оставила мальчика.
Ее любовь с первого дня жизни ребенка не остывает в течение долгих лет и окутывает ребенка среди всяких условий жизни чулым, ласковым чувством:
Она слышит с той хаты, Как ребенок дышит… В будни и в воскресенье Головушку ему смоет.
Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох
... мы обратимся к репродукциям картин известных художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые ... открывал ее по – своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Давайте вместе с вами еще раз проследим ...
Глубоко чувствуя душевную боль матери, Шевченко понимает материнские чувства. Среди труда тяжелого, ежедневного хлопот иметь и ночью услышит, как ребенок ее шелохнется:
И укрис, и перехрестить. Тихо убаюкает… Сама не доест и не доп’є, — Его накормит.
Забота о будущем сына простиралось так далеко, что Анна отклонила предложение быть матерью на свадьбе. По ее мнению, иметь на свадьбе в ее Марка не может быть наймичкой. Но сколько надо было бедной женщине силы воли, чтобы не «выдать» себя:
- ..только служанка шептала: Иметь, иметь, иметь!
Лишь перед смертью служанка открыла сыну тайну:
Прости меня! Я терпела Весь век в чужом доме… Прости меня, мой сыночек! Я… я твоя мать.
Трагизм образа матери в поэме Шевченко «Наймичка» был продиктован строгим моральным народным законом, по которому Анна вынуждена стыдиться своего материнства. Но в то же время Шевченко преподнес в поэме образ женщины-матери на самый высокий пьедестал чистоты, глубины и верности чувств, моральную красоту и величие материнства, прекрасного по своей сути.