Описание:
Методика «Родительское сочинение» рекомендуется к использованию на этапе диагностики и сбора анамнестических данных в процессе возрастно-психологического консультирования. Сами сочинения родителей могут быть весьма продуктивно использованы на этапах собственно коррекционной работы для контроля динамики изменения родительской позиции и оценки эффективности такой работы. Необходимым условием, предваряющим предъявление родителю задания, является установление эмоционально-позитивных, доверительных отношений с психологом на основе безоценочного эмпатического принятия клиента и создания атмосферы безопасности.
Базовыми темами родительского сочинения являются темы открытого типа — «Мой ребенок» и «Я как родитель». В зависимости от целей обследования и степени готовности родителя к выполнению задания формулировка тем может быть изменена в направлении большей конкретизации. Так, например, для уточнения истории развития ребенка родителю может быть предложена тема «История жизни моего ребенка». Для анализа развития и изменения родительского отношения и родительской позиции — тема «История моего материнства (отцовства)», для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания полезна формулировка темы «Каким я хочу видеть (вырастить) моего ребенка».
Темы «Что мне нравится и что не нравится в моем ребенке», «Что я разрешаю и что запрещаю моему ребенку» позволяют конкретизировать систему требований и запретов, предъявляемых ребенку, систему контроля, реализуемую родителем, оценить эффективность системы воспитания. Если темой сочинения является позиция родителя, его воспитательские установки и методы, то могут быть предложены такие формулировки темы, как «Что мне нравится и не нравится в себе как в родителе» и «Что я хотел бы изменить в себе как в родителе».
Процедура проведения:
В ряде случаев весьма продуктивным с точки зрения последующей коррекционной работы оказывается следующий простой прием: лист делится на две половины вертикальной чертой, левая — то, что нравится в ребенке (что ему разрешаю), правая — то, что не нравится (или то, что запрещаю).
Соотношение левой и правой колонок наглядно объективирует, какую позицию занимает родитель в отношении ребенка: принимающе-разрешительную, либерально-попустительскую, отвергающую, отвергающе-запретительную и т. д. В процессе выполнения задания родители вдруг часто совершенно неожиданно для себя открывают особенности своего поведения по отношению к ребенку и понимают необходимость его изменения. Таким образом, решение о целесообразности поиска новых стратегий и тактик воспитания, необходимости работы над собой не навязывается родителю психологом «сверху», а становится продуктом самостоятельного зрелого решения родителя.
Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время ожидания родителем ребенка, проходящего психологическое обследование. В последнем случае необходимо обеспечить родителю подходящие условия для работы: изолированное помещение, тишину, отсутствие отвлекающих факторов, достаточное время и проч. В случаях, когда жалобы родителей и реальные проблемы ребенка связаны с дисгармоничностью типа семейного воспитания и нарушением детско-родительских отношений, крайне желательно проведение методики «Родительское сочинение» с обоими родителями, а также с фактическими воспитателями ребенка в семье.
Анализ «Родительского сочинения»
Можно выделить три группы параметров анализа сочинения:
1.
Особенности поведения родителя в процессе выполнения задания
информативны для интерпретации полученных данных. Они включают: особенности принятия задания; пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; особенности поведения, выражающие эмоциональное отношение к заданию; речевой комментарий; время выполнения задания (если оказывается возможным его зафиксировать).
Особенности принятия задания. Нередко психологу приходится сталкиваться с отказом от выполнения задания. Мотивировки отказов можно свести к следующим: трудность задания («Очень сложное, трудное задание»), отсутствие временных и интеллектуальных возможностей его выполнения («Нет времени», «Не знаю, о чем писать, все важно», «Давно ничего не писала, разучилась писать связно» и проч.).
Отказ нередко сопровождается альтернативными предложениями со стороны родителя: рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники. В этих случаях отказ наиболее часто бывает обусловлен объективной трудностью выполнения задания для лиц, не имеющих постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств.
Категорический отказ выполнить задание родителями с высоким уровнем развития вербальных способностей может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров во взаимоотношениях с ребенком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения психологом-консультантом инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неуверенности родителя.
Пробы, переписывания, черновики встречаются в практике относительно редко. Черновики сочинения являются достаточно надежным индикатором гиперсоциализации клиента: его зависимости от социального одобрения. Пробы-переписывания, в которых присутствует достаточно кардинальные изменения содержания текста, могут отражать как наличие преград и барьеров в осознании проблем ребенка, так и положительную динамику осознания родителем проблем взаимоотношений с ребенком. В последнем случае пробы имеют не только диагностическое, но и коррекционное значение. Если повторный вариант сочинения отражает более глубокое осмысление клиентом проблемы, ее причин и возможностей разрешения, можно говорить об определенных сдвигах в осознании родителем проблемы. Однако факт такой позитивной динамики удается уверенно установить лишь в результате сопоставления первоначального варианта родительского сочинения с последующим, что, к сожалению, далеко не всегда является возможным.
Напротив, достаточно часто мы сталкиваемся с другим вариантом «улучшения» сочинения, когда в результате срабатывания защитных механизмов результатом переписывания сочинения становятся «лакирование» действительности, сглаживание острых углов во взаимоотношениях и создание образа «идеального родителя», отвечающего социальным ожиданиям и образцам, эталонным для самого автора сочинения.
Эмоциональное отношение к заданию, т.е. особенности мимики, пантомимики, жестов, изменение настроения в процессе сочинения, является весьма информативным для оценки характера отношения родителя к ребенку, особенностей самопринятия, а также степени эмоциональной вовлеченности родителя в проблемы взаимоотношений с ребенком (от сверхвовлеченности на основе симбиотического союза до индифферентности и незаинтересованности).
Эмоциональное отношение к заданию позволяет оценить способ аффективного реагирования на фрустрацию. К сожалению, в большинстве случаев наблюдение за особенностями эмоционального отношения к заданию в процессе его выполнения оказывается для психолога недоступным в силу чисто организационных условий; например, сочинение предлагается родителю в форме «домашнего задания».
Речевой комментарий касается либо трудности выполнения задания, либо оценки успешности его выполнения. Трудность задания может оцениваться диаметрально противоположно: от «Писать о моем ребенке оказалось намного сложнее, чем на первый взгляд» до «Это оказалось гораздо легче и интереснее, чем я думала, меня увлекла эта работа». В обоих случаях подобный комментарий свидетельствует о неформальном отношении к задаче, о том, что родитель совершил пусть иногда и не очень большое, но продвижение вперед в отношении осознания проблемы, причин ее возникновения и возможных путей ее преодоления.
Что касается оценки успешности выполнения задания, то здесь в практически абсолютном большинстве случаев речь идет о сомнениях автора в правильности выполнения задания, в полноте и точности описания. Сама по себе задача рефлексии и объективирования в письменной речи «плюсов» и «минусов» своего опыта отношений и взаимодействия с ребенком достаточно нова и сложна для родителя.
2.
Формальные показатели родительского сочинения
- объем, форма, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте с выделением главного, рисунки в тексте — являются весьма значимыми для интерпретации и информативными в отношении особенностей личности автора сочинения.
Объем (сочинения).
Диагностическое значение имеет слишком малый и чрезмерно большой объем сочинения. Малый объем может быть интерпретирован как непринятие задачи, пассивный отказ от ее выполнения или чисто формальное выполнение задания, «закрытость» автора в выражении своих мыслей, чувств и переживаний. Причинами отказа могут быть незаинтересованность клиента и низкая степень готовности к сотрудничеству с психологом в разрешении проблем воспитания и развития ребенка, проявление рентной, потребительской установки по отношению к консультированию. Другими причинами малого объема сочинения могут быть актуализация защитных механизмов личности и низкий уровень развития вербальных способностей и культуры письменной речи автора.
Чрезмерно большое по объему сочинение отражает высокую эмоциональную включенность автора, фиксацию на проблеме либо попытки ее разрешения путем рефлексивного анализа. Уход от заданной темы сочинения, отвлечения, подмена темы сочинения вполне определенно указывают на чрезмерную сосредоточенность на иной проблеме, являющейся для автора истинной причиной обращения в консультацию за психологической помощью. Переключение на другую тему в некоторых случаях может быть проявлением характерологических особенностей личности автора сочинения.
Форма повествования, стиль и язык сочинения. Наш опыт позволяет выделить следующие формы повествования, сохраняя при этом возможность расширения указанного перечня:
1) в зависимости от степени развернутости описания проблемы выделяются:
- описательно-проблемная форма, которая предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребенка, жалоба и запрос представлены в сочинении;
- проблемная форма, которая характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребенка (вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребенка) и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора.
Нередко подобная форма включает много вопросов, восклицаний, высказываний, утверждающих неспособность автора к конструктивному разрешению проблем («Не знаю, как справиться», «Не представляю, что еще можно сделать» и проч.);
- чисто описательная форма, как правило, фактически не содержит информации о конкретном содержании проблемы, отсутствуют жалоба и запрос.
2) другие формы:
- «Письмо к…» представляет собой обращение, адресатом которого является сам ребенок, психолог или другой неперсонифи-цированный собеседник. Такого рода сочинение может представлять собой размышление о проблеме. Оно диалогично по форме, содержит обращения, призывы, вопросы к собеседнику и от имени последнего — ответы на вопросы, заверения и т. д.;
- часто встречаются образные определения, сравнения, метафоры, гиперболы. Общий тон сочинения интимизирующий, приподнятый, иногда слащавый. Подобная форма является показателем стремления автора установить более близкую дистанцию либо более комфортную (за счет ее структурирования) позицию во взаимодействии с адресатом, попыткой представить отношения с ребенком через призму социальных оценок и стандартов. В некоторых случаях эта форма может являться свидетельством гиперсоциальности автора, истероидно-демонстративного типа характера и т.д.;
- «Канцелярская форма» напоминает автобиографически-канцелярскую форму или характеристику типа «Я, Иванова А.А., проживаю совместно с сыном Антоном 12 лет…», или «Моя дочь Петрова Вера Петровна, ученица 5 А класса школы №…», или «Претензий к дочери не имею». Такая форма родительского сочинения изобилует канцеляризмами, часто формальна и по содержанию;
- может расцениваться как показатель значительной дистанции во взаимодействии с ребенком, трудностей общения. Сочинение отражает конформность и зависимость автора, в ряде случаев — недостаточный уровень речевой культуры, ригидность мышления, а также может манифестировать защиту.
Использование эпиграфов встречается относительно редко и само по себе уже свидетельствует о достаточно высоком уровне языковой и интеллектуальной культуры автора сочинения и глубине проработки им проблемы, его направленности на самоисследование.
Как правило, эпиграф — квинтэссенция осознания сущности своей родительской позиции автором сочинения, поэтому содержание и смысл эпиграфа должны стать предметом специального анализа и интерпретации. Эпиграф является также показателем ориентации автора на социальные ценности, что нередко указывает на высокую социальную тревожность, выражает коммуникативную направленность позиции родителя в консультировании.
Подчеркивания с выделением главного позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Они являются показателем интенсивной работы родителя над осознанием и разрешением проблемы, его психологической готовности к сотрудничеству с консультантом. Иногда подчеркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, ребенка или другого члена семьи. Например, избавиться от чувства вины («Я этого не хотела…») или возложить ответственность на другое лицо («Муж настоял на том, чтобы сын остался в этой школе…»).
Рисунки в тексте сочинения могут представлять собой либо случайные наброски, хаотическое переплетение линий по типу каракулей причудливой формы, либо тематический рисунок семьи (встречается крайне редко и уже поэтому заслуживает того, чтобы стать предметом пристального внимания), либо аллегорический рисунок, отражающий точку зрения автора на суть взаимоотношений в семье.
В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором и третьем — об эмоциональной вовлеченности в семейные взаимоотношения, попытке децент-рироваться и занять отстраненную, иногда в определенной степени ироничную позицию по отношению к себе как к родителю и семейной ситуации в целом.
Рисунки в тексте встречаются крайне редко, и в каждом подобном случае они должны стать предметом внимательного психологического рассмотрения, поскольку позволяют автору сочинения в символической форме выразить сущность своего переживания, сохраняя при этом необходимую степень безопасности.
Структурирование пространства листа дает информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь учитываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной, неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, недостаточной продуманности и рефлексивности автора, импульсивности и потери контроля. Поля и линейки — показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.
3.
Содержательные показатели наиболее важны для интерпретации родительских сочинений
- К ним относятся: соответствие сочинения заданной теме;
- соотношение трех планов сочинения;
- использование в сочинении имени ребенка;
- описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений ребенка с автором сочинения и другими членами семьи;
- оценка ребенка;
- отношение автора к ребенку;
- описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.
Соответствие сочинения заданной теме — важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продуктивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразрешенном внутреннем конфликте и проблемах самого родителя.
Особое внимание консультанта должны привлекать случаи перенесения супружеского конфликта либо конфликта автора с другими членами семьи в сферу детско-родительских отношений, явления проекции негативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из родительского сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: «…она несколько эгоистична и упряма (это в мужа)». Будучи обеспокоенной ухудшением своих отношений с сыном-подростком, который после развода родителей все чаще уходит вечерами из дома, не сообщая, куда идет и когда вернется, мать с горечью заключает: «…Сын все больше и больше становится похожим на своего отца».
Во всех указанных случаях важной задачей коррекционной работы должна стать задача оптимизации супружеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.
Соотношение трех планов родительского сочинения.
Сочинение задает три основных плана описания — план «Ребенок», план «Родитель» и план «Наши отношения». Соотношения этих планов в сочинении, т.е. доминирование одного из них и, напротив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются тем, как задана тема сочинения. Очевидно, что тема «Мой ребенок» требует от родителя сосредоточения на описании психологических особенностей и свойств самого ребенка, его проблем, в то время как тема «Я как родитель», напротив, предполагает рефлексию родителем особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако, в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случаев позволяет выделить все три указанных выше плана описания. Информативным для заключения о характере родительской позиции будет баланс этих планов с учетом заданной темы сочинения.
Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:
Преобладание плана «Ребенок» или плана «Родитель»
соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребенка (тема «Мой ребенок») или на проблемах воспитания и родительства (тема «Я как родитель») и достаточно гибкой родительской позиции.
плана «Ребенок» (тема «Я как родитель») или плана «Родитель» (тема «Мой ребенок»).
В подобной центрации проявляются ограниченность и ригидность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребенке и его проблемах без должного осознания значения собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребенка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребенка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребенка и навязчивость обсуждения родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, зачастую выходящих далеко за пределы детско-родительских отношений, являются свидетельством неразрешенных личностных проблем самого родителя, его воспитательной неуверенности, повышенной тревожности.
Развернутое позитивное описание плана «Наши отношения»
при условии общего соответствия содержания повествования теме сочинения.
Интерес автора к плану «Наши отношения», более или менее развернутое обсуждение взаимоотношений ребенка с родителем являются показателем осознания родителем двустороннего диалогического характера процесса воспитания, в котором и родитель, и сам ребенок выступают принципиально равноправными, хотя и значительно различающимися по жизненному опыту, знаниям и умениям, партнерами в общении и совместной деятельности. Степень развернутости плана «Наши отношения» является индикатором меры сензитивности родителя к всестороннему конструктивному анализу проблем воспитания и развития ребенка в процессе консультирования, психологической готовности автора сочинения к исследованию своей родительской позиции, к работе над собой, саморазвитию и совершенствованию «Я» в роли родителя.
4. Доминирование плана «Наши отношения» при условии фактически полной редукции планов «Ребенок» и «Родитель»
может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности родителя в попытках их разрешения (описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребенка), либо как показатель высокой эмоциональной зависимости родителя от ребенка по типу симбиотической привязанности, доминирования мотивов смысла жизни и удовлетворения потребности в любви и принятии в системе мотивов воспитания ребенка. Это, например, может выражаться в словах сожаления родителя о том времени, когда отношения «ребенок —родитель» полностью определяют жизнь ребенка, его отношения к миру и людям, времени безраздельной зависимости ребенка от родителя. Мать пишет о своем сыне-подростке: «…самое счастливое время… когда твой ребенок полностью зависит от тебя, нуждается в тебе и твое мнение не подвергается сомнению и критике…»
Имя ребенка
, используемое в сочинении, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодействии с ребенком и дистанции в ней, т.е. степени близости/дальности ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в семье. Так, сиблинговая позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего, — скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьшительная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалификации значения такого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по отношению к сыновьям, могут использовать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения («Вовка», «Мишка»), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочинения родителя. Ласкательные прозвища типа «мое маленькое солнышко», «мой котенок» и прочее могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования в реализации типа семейного воспитания.
Достаточно часто встречающееся использование выражений «мой сын», «моя дочь» может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном принятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, излишне частая замена имени ребенка личным местоимением «он» («она») в сочинении делает необходимым проведение специального исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем. Показательно и то, как родитель называет себя — именем собственным или в соответствии с семейной ролью — «мама» («папа») или «мать» («отец»).
Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базовые факты развития (когда ребенок начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.
Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план настоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской позиции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает характер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных конфликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: «Все были очень рады, потому что ждали мальчика» — или о возможном будущем сына: «Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни». Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего — как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего — как проявление воспитательной неуверенности родителя.
Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств достаточно разнообразен и включает физические особенности и внешность («небольшого роста и с длинными светлыми волосами»), формально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет, где учится), описание знаний, умений, навыков («знает буквы», «умеет плавать», «занимается танцами»), достижений ребенка («учится на «4» и «5»»), особенностей поведения и деятельности с конкретными примерами («был очень активным, всегда куда-то лез», «начал прогуливать школу»), общения с родными («грубит», «черствый, ничего не замечает»), выполнения требований родителей («не убирает за собой», «очень громко включает музыку»), описание интеллектуальных («умный», «сообразительный», «очень способный»), морально-волевых («добрая», «настойчивый», «целеустремленная») и эмоционально-волевых качеств («чуткая», «заботливая», «взрывается») и, наконец, особенности полоролевой идентичности («она вся томная и женственная»).
Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Иногда не удается установить общую оценку ребенка вследствие индифферентности описания. Баланс положительных и отрицательных оценок позволяет судить об интегральной оценке ребенка. «Наклеивание ярлыков», однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывает на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Степень адекватности оценки — показатель адекватности восприятия родителем ребенка. Анализ того, какие именно качества подвергаются оценке, определяют образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, позволяет делать выводы о реализуемых родителем ценностях воспитания. Сравнительная оценка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негативная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитательных воздействий на поведение ребенка.
Описание особенностей типа семейного воспитания может включать открытое декларирование ценностей и приоритетности целей воспитания («…хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, имела интересную работу, устроила личную жизнь», «Хочу дать ему радость и семейное благополучие», «Хочу, чтобы он стал добрым и честным», «…для меня самое важное — его отношение к учебе»).
Тем не менее консультант должен постоянно учитывать возможность расхождения и даже прямого противоречия между декларируемыми ценностями и реальными целями воспитания, специально отмечая факты подобного расхождения.
Особого внимания заслуживают высказывания, указывающие на явления «делегирования» в детско-родительских отношениях («У нас постоянно идет борьба из-за музыкальной школы, но я-то по себе знаю, как он будет сожалеть потом, если бросит ее»).
Немало сведений можно почерпнуть из родительского сочинения и о методах наказания и поощрения ребенка, практикуемых родителями («не выдерживаю, хватаюсь за ремень», «не разговариваю, обижаюсь на него», «хвалю, покупаю игрушку, какую хочет, разрешаю играть в Денди»).
Следует специально обратить внимание на высказывания родителей о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой ими по отношению к своему ребенку, и тех методов, которые применялись по отношению к ним, когда они были детьми, в их собственной семье. Факты влияния прародительской семьи на воспитательную систему нуклеарной семьи должны быть учтены при разработке программы коррекционной работы.
Оценка эффективности воспитания родителем может варьировать от безусловно-превосходной, положительной до крайне отрицательной, отражая степень критичности и удовлетворенности родителем реализуемой им системой воспитания. Более взвешенные оценки методов воспитания обычно основываются на размышлении о том, что именно удовлетворяет родителя, а что составляет предмет его беспокойства. Диагностически значимым является не только то, как оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке — ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка. Степень развернутости оценок также весьма разнообразна: от лаконичного «Пока справляюсь», «Все хорошо» до развернутого анализа причин конфликтности, непонимания, отдаления в детско-родительских отношениях. Заявленные родителем причины трудностей во взаимодействии с ребенком позволяют сделать заключение о локусе контроля и способах разрешения конфликтных ситуаций родителями. Диапазон причин достаточно широк, включая возложение родителем ответственности на внешние обстоятельства («нехватка времени», «сумасшедшая жизнь»), принятие ответственности («наверное, я плохой родитель», «делаю не то, что нужно»), возложение ответственности и вины на ребенка («плохой характер», «дурная наследственность»), на третьих лиц («отец не принимает участия в воспитании, ни во что не хочет вмешиваться»).
О мере критичности автора сочинения в отношении своей родительской компетентности и готовности к саморазвитию и самовоспитанию можно судить по тому, присутствуют ли в сочинении высказывания о необходимости осуществления специальной работы над собой для улучшения общения и взаимодействия с ребенком («Нужно меняться самой, быть более выдержанной, терпеливой, внимательной»).
Противоположная рентная установка клиента в консультировании находит отражение в высказываниях типа «На вас наша последняя надежда, сделайте что-нибудь с ребенком», попытке переложить ответственность за решение собственных проблем на консультанта. Манипулятивная позиция в отношении ребенка, попытка изменить его, навязать свою волю и решения находят выражение в словах родителя: «…я еще долго буду мучиться с ним, но я добьюсь, чтобы было по-моему».
Заявленные в родительском сочинении психологические трудности и проблемы воспитания и развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы консультантом с учетом их содержания, степени реальности, адекватности их восприятия, понимания родителем причин и генезиса проблем. Данное содержание должно стать исходной точкой для формулирования (или переформулирования) жалобы и запроса родителя на последующем этапе заключения терапевтического договора между психологом и клиентом.
Все перечисленные параметры анализа родительского сочинения лежат в основе составления заключения по результатам методики.
Схема заключения в обобщенной форме может быть представлена в следующем виде:
Интерпретация результатов обследования
При интерпретации полученных данных следует учитывать, что диагностическую ценность полученного материала существенно ограничивают недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень клиента, и в первую очередь уровень развития его письменной речи и способности к рефлексии. Тем не менее даже в этих случаях родительское сочинение может стать важным источником диагностической информации, конечно, при условии не формального, а заинтересованного отношения клиента к выполнению задания.
Материалы таких сочинений используются в дальнейшей коррекционной работе с родителями для анализа обоснованности и конструктивности семейного воспитания, выявления «слабых мест» и совместной выработки новых подходов к воспитанию для целенаправленной коррекции родительской позиции.
Заключение по методике родительского сочинения «Мой ребенок» составляется по следующей схеме:
I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия.
1. Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).
2. Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).
3. Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.
4. Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье.
5. Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.
6. Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм).
II. Психологические особенности ребенка.
1. История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный прогноз развития ребенка (глазами родителя).
2. Основные индивидуально-личностные качества ребенка.
3. Предпочтения и интересы ребенка.
4. Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).
5. Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, степень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения проблем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).
III. Родитель как воспитатель.
I. Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.
2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитания ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания.
3. Особенности родительской позиции. Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.
4. Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к личности ребенка.
5. Оценка эффективности системы воспитания.
6. Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.
7. Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и проч.
6