- Сочинения
- по русскому языку
- Наречие
Русский язык очень богат, он включает в себя множество различных частей речи, которые могут быть самостоятельными или служебными. Все они нужны и важны. Однако в этом сочинении подробно рассматриваться будет только одна составляющая нашего родного языка, которая называется наречие.
Что же такое наречие? Если заглянуть в учебник, он ответит нам, что это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака. Найти ее можно задав вопросы: «Как?», «Где?» ,«Куда?» и другие. Например, в словосочетании «медленно идти» слово «медленно» будет наречием признака действия. В выражении «всегда готов» наречие «всегда» означает признак другого признака.
Так в чем же особенность наречий и что про них можно рассказать?
Во-первых, наречие относится к неизменяемым частям речи, то есть оно не может образовать форму, соответствующее роду, числу, падежу. Наречия не спрягаются и не склоняются. У них нет окончаний. Например, «гулять весело», «гуляем весело», «гуляю весело» — во всех словосочетаниях наречие «весело» не изменялось. Однако, несмотря на неизменяемость, наречия могут образовывать сравнительные и превосходные степени, например: рано, раньше, раньше всех.
Во-вторых, в предложениях наречии могут выполнять различные роли. Если наречие отвечает на обстоятельственные вопросы «Как?», «Куда?», «Где?», в предложении оно будет обстоятельством. Если наречие стоит в безличном предложении и обозначает состояние, оно будет сказуемым. Как, например, слово «скучно» в предложении: «Мне скучно».
Еще стоит отметить, что все наречия делятся на два класса. Первый – это знаменательные наречия. Они означают признак чего-либо (холодно, жарко, высоко).
Второй класс – это местоименные наречия, которые лишь указывают на признак (туда, сюда, где-то, нигде).
В заключение хочется сказать, что наречие очень интересная часть речи. Мы постоянно употребляем ее в разговоре по привычке, даже не замечая, а ведь наречия делают наш язык выразительнее, красочнее, а иногда даже и точнее. Если внимательно проследить за речью любого человека, можно сделать вывод, что без наречий мы многое бы потеряли.
Наречие 7 класс рассуждение
... многих. Сочинение на лингвистическую тему. 7 класс. Роль наречий в тексте Урок русского языка в 7 классе Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль наречий в речи» Учитель русского языка и ... по смыслу, стали писаться слитно. Наречия могут писаться через дефис, например: «Говорить по-немецки». Наречия придают ... дождь. (2)Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко ...
Другие сочинения: ← Глагол↑ по русскому языкуРечевой этикет →
Не с наречиями
Не пишется слитно в следующих случаях:
1. Если слово не употребляется без не .
непрестанно, нелепо, неразрывно
2. Если слово начинается с приставки недо — со значением неполноты, недостаточности.
недостаточно
3. В отрицательных наречиях (с ударением на не -).
незачем, негде, неоткуда (с ударением на не- )
Важно различать наречие незачем со значением «нет смысла, необходимости»: незачем об этом и думать — и сочетание частицы, предлога и местоимения не за чем : не за чем было укрыться .
Не пишется раздельно в следующих случаях:
1. С предикативными наречиями (предикативные наречия — наречия, выступающие в роли сказуемого в безличном предложении), если они образованы не от прилагательных.
не время, не жаль, не надо, не пора
Исключения: неохота, недосуг, невдомёк . Неохота выходить из дома в такой холод .
2. С наречиями в сравнительной степени.
не раньше, не хуже
3. С местоименными наречиями (кроме отрицательных).
не здесь, не туда, не тогда; не где-нибудь
4. Со всеми остальными наречиями, кроме
- наречий, образованных от прилагательных с помощью суффиксов — о , — е ;
- отыменных наречий (среди них есть и те, которые пишутся слитно, и те, которые пишутся раздельно, — см. таблицу в конце статьи)
наречия образа действия: не вхолостую, не мастерски, не галопом, не вместе наречия времени: не сегодня, не сейчас, не зимой наречия места: не слева, не вправо, не вверх, не дома наречия причины: не сгоряча, не поневоле наречия цели: не назло наречия меры и степени: не очень , не совсем
Не с наречиями, образованными от прилагательных с помощью суффикса — о , пишется слитно или раздельно по тем же правилам, что и не с прилагательными.
Слитно | Раздельно |
Если наречие с не — может быть заменено синонимом без не -. Примеры : недалеко — близко, нелегко — трудно, немного— мало, нехорошо — плохо | Если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом а Пример : Он улыбался не весело, а грустно. Важно: при противопоставлении с союзом но не с наречием пишется слитно ( он говорит нечасто, но метко ) |
Если частица не и наречие образуют новое, противоположное по значению слово, даже если его невозможно заменить синонимом без не -. Примеры : Он говорит невнятно, и его трудно слушать . Пока он водит машину неуверенно. Важно: написание может зависеть от смысла (но в ЕГЭ такие примеры не встречаются).
В зависимости от контекста одно и то же предложение может писаться по-разному. Вам будет непросто это понять (= сложно).
|
Если частица не имеет значение отрицания. Пример : Он поступил не хорошо и не плохо, просто ушел от решения. Важно: написание может зависеть от смысла (но в ЕГЭ такие примеры не встречаются).
Вам будет не просто это понять (= не просто и не сложно).
|
Если наречие употребляется со словами, обозначающими степень качества: очень , весьма , крайне , почти , совершенно , чрезвычайно , совсем (в значении очень ).
Все эти слова могут употребляться и с наречиями без не (очень красиво ). Примеры: поступил крайне необдуманно, очень некрасиво, совершенно нелогично, совсем незначительно |
Если наречие употребляется с сочетаниями вовсе не , далеко не , отнюдь не , совсем не (в значении отнюдь не ), еще не . Примеры: вовсе не интересно, совсем не дурно, отнюдь не плохо, еще не поздно |
Если у наречия есть пояснительное слово (наречие) с приставкой ни -: ничуть, нисколько, нимало Примеры: ничуть не заметно, нисколько не смущенно |
Вопрос:
сочинение рассуждение на тему наречие
Ответы:
Русский язык, несомненно, один из самых красочных и выразительных языков мира. Что же помогает делать русскую речь настолько яркой? Какие части речи позволяют не только точно, но и образно описывать действия, предметы, явления? С помощью каких слов образуется большинство художественных средств выразительности? Хотелось бы рассказать подробнее о ближайшем «родственнике» имени прилагательного — наречии.Итак, что же это за часть речи такая — наречие? В первую очередь стоит сказать о том, что наречие указывает на признак действия. Что будет звучать понятнее — «Я провел время на вечеринке» или «Я ВЧЕРА ЗАМЕЧАТЕЛЬНО провел время на вечеринке». Разница очевидна. В первом случае имеет место лишь сухое изложение факта, а вот с помощью второго можно показать свое отношение к этому факту и указать на время, когда он произошел. Таким образом, повышается и информативность, и эмоциональность высказывания. Еще одно свойство наречия — его неизменяемость, делает эту часть речи наиболее привлекательной в глазах школьников. Не нужно думать ни о правильности написания окончаний, как у прилагательных, ни о согласовании времен, как у глаголов.Практически всегда наречие «живет» и работает с глаголами, примыкает к ним, поясняет, уточняет, придает четкость определению того или иного действия. Наречие — это настоящий «почемучка» — оно отвечает практически на любые вопросы. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как? С их помощью можно указать и время совершения действия, и его причины, понять с какой целью это действие совершалось, узнать меру и образ действия.Наречие — хороший помощник и в случае, когда необходимо сравнить один предмет или действие с другим. Ведь гораздо проще сказать, например, что: «Вася играет в теннис хуже, чем Саша», чем: «Вася хороший игрок в теннис, но Саша превосходит его в этом». Первый вариант и понятнее, и короче. А, как известно, краткость — сестра таланта, да и залог понятной речи.Нельзя не сказать и о наречиях, которые выражают отрицание. Сравните: «В нашем городе нет мест, в которых можно хорошо провести время» и «в нашем городе негде хорошо провести время».Существует несколько правил, запомнив которые, нетрудно употреблять наречия и делать это грамотно. Во-первых, если у наречия на конце шипящее, то после него обязательно ставится мягкий знак (за исключением всего трех слов: уж, замуж, невтерпеж).
Во-вторых, в отрицательных наречиях гласная в приставке зависит от ударения: не — под ударением, ни — безударная. Также стоит запомнить правила написания наречий через дефис, не забывать о том, что написание гласных на конце наречий зависит от приставки, знать, какие наречия пишутся слитно, а какие раздельно. Правил немного, и запомнить их не составит труда.Используя наречия, можно значительно сократить время, описывая те или иные события, разнообразить свою как устную, так и письменную речь, делая ее более красочной и выразительной, показывать свое отношение к определенным событиям. Все это указывает на то, какая это важная и необходимая часть русской речи!
Как образуются наречия в русском языке?
Наречие – неизменяемая, самостоятельная часть речи, которая имеет значение признака действия, другого признака или предмета. В русском языке наречия образуются от существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, числительных и других наречий. Наиболее распространенные способы образования наречий с примерами приведены в таблице.
Способ словообразования наречий | Примеры | |
Приставочный способ | От других наречий с помощью приставок не-, ни-, от-, до-, на-, в- | жарко – нежарко, куда – никуда, туда – оттуда |
Суффиксальный способ | От качественных прилагательных с помощью суффиксов -о/-е | мягкий – мягко, холодный – холодно, тихий – тихо |
От прилагательных с помощью суффикса -и | исторический – исторически, категорический – категорически, дружеский – дружески | |
От основ глаголов при помощи суффиксов -а/-я, -учи/ -ючи | лежать – лежа, не хотеть – нехотя, играть – играючи, крадется – крадучись | |
Приставочно-суффиксальный способ | От прилагательных и местоимений в дательном падеже при помощи приставки по- и суффикса -ому/-ему,
а также от усеченных форм прилагательных на -ки/-ски с помощью приставки по- и суффикса -и |
старый – по-старому, наш – по-нашему, другой – по-другому;
индийский – по-индийски, детский –по-детски, немецкий – по-немецки |
От основ прилагательных при помощи приставок до- из-/ис-, с-/со- и суффикса -а | давний – издавна, высокий – свысока, поздний – допоздна | |
От основ прилагательных при помощи приставок в-, за-, на- и суффикса -о | правый – вправо, новый – заново, вечный – навечно | |
От существительных при помощи приставок на-, в-, с-, по-, из- и суффиксов -у, -и, -а или нулевого | утро – поутру, земля – наземь, верх – сверху, даль – издали | |
От собирательных числительных с помощью приставок в-, на- и суффиксов -о/-е, -ем
От порядковых числительных с помощью приставок в-/во- и суффиксов -ых/-их |
двое – вдвое, шестеро – вшестеро, трое – втроем;
Во-первых, в-третьих, в-четвертых |
|
Словосложение | Сложение основ двух слов, иногда с присоединением суффикса | полу шутя – полушутя, сей час – сейчас, мимо ходить – мимоходом |
Переход в другую часть речи | От существительных в винительном и творительном падежах | шагом, зимой, чуточку, капельку |
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- 1. Наречие
- 2. Суффиксы наречий
- 3. Разряды наречий по значению
- 4. Разбор наречия
- 5. Морфологические признаки наречия
Сочинение-рассуждение ОГЭ. Русский язык необыкновенно богат наречиями
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя A.M. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Вариант 1
«Русский язык, — утверждал писатель A.M. Горький, — необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Я понимаю эту мысль так: наречия, изображая признаки действий или другие признаки, придают речи особую выразительность и ясность.
Приведем из текста В. Надыршина примеры, аргументирующие мысль A.M. Горького.
Так, в предложении 44 эта часть речи («медленно», «зловеще») используется для описания признаков действия Кольки, который решил избить «новенького». Наречия здесь передают тяжелую атмосферу происходящего.
А в предложении 57 наречие «жалобно» описывает эмоциональное состояние рассказчика: он, измученный, подавленный, просит судьбу дать ему шанс искупить вину перед преданным им пареньком.
Очевидно, что без наречий наша речь была бы куда более скудной и маловыразительной.
Вариант 2
Известный писатель A.M. Горький так описывал функцию наречий: они «делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Действительно наречия играют большую роль в нашей речи. Мы прибегаем к ним, чтобы разнообразить описание какой-то ситуации, добавить ему красок, передать произошедшее во всех оттенках.
Кажется, что наречие в словосочетании «били несерьезно» (предл.
употреблено в переносном значении. «Несерьезно» — значит несильно, «для формы». Однако у слова «несерьезно» прямое значение — «в шутку», «ради веселья». Это добавляет дополнительный недобрый оттенок в описание атмосферы, которая царила в кругу школьных мальчишек. Эту мысль подчеркивает и наречие «насмешливо сказал» (предл. 20).
Складывается впечатление, что никто из мальчишек класса, в который пришел «новенький», не знал, что такое уважение, радушие.
Удивительно, как много могут рассказать нам наречия. Писатель A.M. Горький сделал точное, меткое наблюдение.
Вариант 3
Наречия способны не только описать различные обстоятельства каких-либо событий или ситуаций, но и передать массу смысловых оттенков, «расцветить» художественный текст. Об этом писал A.M. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Вот и в тексте В. Надыршина немало примеров, доказывающих правоту известного писателя.
Например, рассказчик «нехотя» (предл. 5) отвечал на вопросы новенького. Одно это слово дает нам возможность понять, что пришедшему в класс мальчику не были рады, считали его чужаком.
Наречие способно также передавать живую картину действия {«ловко увернувшись», «жалобно протянутых»), точно описывать эмоции {«хмуро смотрели»).
Эта часть речи, не расширяя объем сообщения, помогает извлечь из прочитанного текста гораздо больше информации.
Действительно, в самой природе наречий заложена образность, поскольку они определяют качественные признаки действий, состояний, свойств.
Текст для работы
(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой
Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!
(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.
(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.
(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего еще… — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.
(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.
(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.
(18) — Тебе чего?
(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.
(22) —А ты-то при чем?
(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят… (26)Пройти-то можно?
(27)— Проходи…
(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки… (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.
(31) — Давай только не сегодня!
(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.
(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры…
(34) — Ну, раз так, то пойдем…
(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.
(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.
(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…
(55)…Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.
(По В. Надыршину )