Абзац — стержневая фраза

Сочинение

Сочинение о роли абзаца, Егораевой Г. Т., Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Современного лингвиста Н.С.Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Абзац

1.Отступ вправо в начале первой строки.

2. Часть текста между двумя такими отступами.

Функции абзаца как своеобразного знака препинания

  1. Оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей.

2. Выполняет в тексте экспрессивно-выделительную функцию.

(Распространённый приём публицистической и художественной речи –

выделение в абзац отдельного предложения, важного в композицион-

ном и смысловом отношении (чаще всего начала и концовки строф).

3. Проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста.

4. Расчленение одной строфы на предложения-абзацы может выразить

  • динамику, быструю смену событий;
  • придать изложению афористический характер;
  • может быть приметой авторского стиля.

5. Участвует в ритмическом членении текста, которое связано со смысловым

ритмом.

Виды абзацев

1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста;

2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предыдущим предложением;

3) предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью;

он, она, оно

5) предложения, идущие после диалога и полилога.

(«Как строится текст»» Л.М. Лосева)

Роль эмоциональности текста в абзацном членении

Абзацное членение текста зависит от стиля и жанра произведения.
Научно-публицистический и официально-деловой стиль (текст) Границы абзацев совпадают с границами сложного синтаксического целого
Художественный стиль (текст)

— в абзац могут объединяться мысли, подчиненные главной теме.

Абзацный отступ становится в некотором смысле авторским знаком

Логические и стилистические функции абзаца как средства оформления речи

При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений или отдельные предложения, содержащиеся

в художественном тексте

  • описание нового этапа в развитии действия;
  • характеристику нового героя;
  • появление новой темы;
  • детализацию описания;
  • авторское отступление;
  • стремление передать повышенную

экспрессию и т.д.

Виды классического абзаца, Синтетико-аналитический абзац

Начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях.

Витька Кочур бесстрашно лез на ореховое дерево. Он лез потому, что Светка Муштаева совсем не глядела в его сторону. Она Витьку в упор не замечала!. Вообще-то она помнила, что в классе среди прочих предметов, не стоящих внимания, есть говорящий и самодвижущийся, по названию «Витька-Кочур». Так они и учились вместе со всеми — Светка Муштаева и предмет Витька с первого класса и доучились до восьмого. Но если Светка и теперь считала, что «Витька-Кочур» — вполне достаточные сведения и больших не требуется, то Витьке хотелось большего. Он хотел, чтобы Светка отличала его от прочих подвижных и неподвижных предметов, окружавших её в школе и на улице. (В.Веларий)

Рамочный абзац

Имеет совмещённую структуру: зачин намечает тему, затем – поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и последнее высказывание лексически перекликаются, «замыкая» тему.

Светка его не замечала. Витьке же хотелось, чтобы она его заметила. В теплое майское воскресное утро, перед тем как разбежаться на летние каникулы, была устроена общая вылазка в лес. Витька суетился больше всех. Он громко доказывал, что дорога через плотину короче. И учил каждого, что взять с собой. Гурьбой они шли, дурачась, то строем, то врассыпную. Витька громче всех рассказывал анекдоты, веселее всех смеялся, поспевал там и тут, осмелился на неслыханное дело — взвалил на себя Светкин рюкзак, хотя она не была общепризнанной его подружкой. Но Светка его не замечала. (В.Веларий)

Абзац — стержневая фраза

Содержит логический вывод, обобщение или представление новой темы.

Надежд у Витьки на симпатию Светки не было никаких. Разве только стать самым-самым-самым… сильным, умным и ещё каким-нибудь. Но пока им станешь! Жизнь уйдет! А нужно — сейчас. Пока Светка рядом. Печальными глазами Витька сквозь пламя костра следил, как, расталкивая мальчишек, носится с мячом по кустам Светка, не такая, как все девчонки. Разгоняя рукой дым, Витька следил за этим неземным существом, не похожим ни на кого из людей, живущих на белом свете. Нет, нечем ему привлечь Светкино внимание! Он понимал, что если сейчас не сделает чего-нибудь такого… Через неделю — каникулы. Больше они со Светкой, скорее всего, не увидятся. Они живут в разных концах города. Вряд ли Светка со своими оценками попадет в девятый класс. И если он сейчас не переломит судьбу… Кто-то из мальчишек, следя за поднимавшимися колечками дыма, сказал, что хорошо бы влезть на дерево — далеко видно оттуда. Однако остальные возразили: деревья тут тонкие еще, опасно лезть, а потому не стоит рисковать.

И тогда Витька полез на орешину. (В.Веларий)

Читайте также:

Рекомендуемые страницы: