Слайд 1
Сочинение на лингвистическую тему: « Роль синонимов и антонимов в нашей речи .» Русский язык 5 класс Презентацию составила учитель русского языка Панина Е.В. Краснодарский край МБОУ СОШ № 28 Тема урока
Слайд 2
Цели урока
Слайд 3
Эпиграф Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( М. горький)
Слайд 4
Подбери синонимы Прекрасный- Большой- Родина- Метель- Смелый- Говорить- Смеяться-
Слайд 5
ПРОВЕРИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ОГРОМНЫЙ ОТЧИЗНА ВЬЮГА ХРАБРЫЙ СКАЗАТЬ ХОХОТАТЬ
Слайд 6
Синонимический ряд Упасть – свалиться, бухнуться, шлепнуться, грохнуться, загреметь, полететь. Прекрасный – красивый, замечательный, прелестный, очаровательный.
Слайд 7
Синонимический ряд Бой – битва, сражение, баталия (устар.) Большой – огромный, громадный, гигантский, колоссальный.
Слайд 8
Контекстуальные синонимы Бой Кулачный бой Профессор идёт (направляется) в институт. Битва Малыш топает по дорожке.
Слайд 9
Многозначность слова Свежий
Слайд 10
С какой целью употребляются синонимы в речи?
Слайд 11
антонимы
Слайд 12
А где ещё встречаются антонимы? От доброго не бегай,… Легко сказать, да… Мягко стелет, да… Вперёд беги,а … а худого не делай. трудно сделать. жёстко спать. назад оглядывайся.
Слайд 13
Следует учитывать многозначность слова Синоним Антоним Чёрствый Старая Тёплый Тухлая увядшие
Слайд 14
Зачем нужны антонимы в речи? 1.Чтобы показать контраст предметов, явлений, описать резкие различия между ними. .
Слайд 15
Работа над планом сочинения 1.В каком разделе языка изучаются синонимы и антонимы? 2. Что такое синонимы/антонимы? 3.Для чего используются синонимы/антонимы в речи? 4.Что нужно учитывать при употреблении синонимов/антонимов? 5.Какие примеры подтверждают эту мысль? 6.Помогают ли синонимы/антонимы делать нашу речь более выразительной?
Слайд 16
Орфографическая разминка
Слайд 17
Выберите из групп слов те, которые считаете синонимическими рядами. 1.Выразительный, яркий, красочный, образный, выпуклый, живой. 2.Близкий, недалёкий, похожий. 3.Качество, свойство, черта, штрих, принадлежность. 4.Использовать, употреблять, при- менять, найти применение, девать.
Для научно-практической конференции «Синонимы русского языка»
... Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал, промолвил, крикнул, закричал, возразил. Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи ... как первая попытка работы над синонимами. В XVIII–XIX вв., основываясь на учении М.В. Ломоносова о трех ... одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл. Актуальность темы ...
Слайд 18
Продолжите данные предложения Учёные установили, что… Как известно… Чтобы речь не была однообраз-ной … Мы часто обращаемся к выбору си- нонимов , так как…
Слайд 19
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 1.Тезис – положение, которое надо доказать. 2.Аргументы – доказательства. 3.Выводы – общий итог.
Слайд 20
Обдумывание аргументации к тезису. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «ПОЧЕМУ», а аргументы отвечают «ПОТОМУ ЧТО»
Слайд 21
Проверь себя Микротема обзаца Идейное содержание Тропы , фигуры речи ТЕЗИС НАЧАЛО: Цитата. В русском языке.. Вопросительное предложение. Аргумент 1Синонимы 2Антонимы (с какой целью используются в нашей речи) Примеры Вывод Общий итог 1.Итак… 2.Таким образом… 3.Всё сказанное убеждает нас…
Слайд 22
Всего доброго! Успехов в написании сочинения-рассуждения.