Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение

Зрительный ряд ().

Деятельность учителя и учащихся

Слайд 1

«Учимся писать сочинение».

Что кажется вам трудным в написании сочинения?

Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня последний урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мы прочитали текст произведения, много работали над содержанием и формой, композицией и выразительными средствами.

Сегодня мы подошли к новому виду деятельности – к сочинению. Тема нашего урока: «Учимся писать сочинение».

Как вам кажется, сочинение – это творчество? Написать сочинение легко?

Рефлексия: Возьмите маленькие листочки и напишите, что вам кажется трудным в написании сочинения (очень кратко: составить план, сделать правку, подобрать материал)

Слайд 2 Внутренняя мотивация: ребята, над чем надо поработать, чтобы написать хорошее сочинение. Формулировка целей урока.
Слайд 3

Китайская мудрость

Эпиграфом к уроку я взяла слова из китайской мудрости: «Когда я слышу – я забываю, когда я смотрю – вижу, когда я делаю – я понимаю»
Слайд 4

размышление над темой сочинения

Итак, начинаем работать. Первое условие хорошего текста (сочинения, доклада, выступления) – подчиненность определенной мысли. Для этого необходимо вдумываться в формулировку темы сочинения. Давайте сравним три темы, на первый взгляд, очень похожие. Чтобы удобнее было их сравнивать, попробуем переформулировать тему в вопрос.

Одинаковые ли темы? Какими оттенками они отличаются, на что необходимо обратить внимание?

Следует обдумать формулировку темы. Что в ней: вопрос, или утверждение, или упор на ваше личное отношение?

(В этих темах главное действующее лицо – Пугачев.

В первой теме надо раскрыть роль Пугачева в истории и повести.

Во второй теме надо сопоставить героев повести, посмотреть, какую роль они играют в судьбах друг друга.

Третья тема – личное восприятие.)

Слайд 5

ПРОЕКТ

«Пугачев в исторических документах и повести А.С.Пушкина»

Слайд 6

Тема «Пугачев в истории и повести Пушкина» заинтересовала группу ребят. Они выбрали эту тему для своей проектной деятельности. Презентация проекта ().

Выступление учащихся.

Задание: подумайте, к каким темам можно использовать материал, который вы услышали? (к 1и 3 темам).

Учащиеся, работавшие над проектом, раздают буклеты «Пугачев в истории и повести Пушкина».

Слайд 7 Выводы по композиции произведения и роли Пугачева (по слайду)
Слайд 8 Формулировка темы для написания сочинения: «Каким мне представляется Пугачев после прочтения повести «Капитанская дочка»?»
Слайд 9 В сочинениях очень многое зависит от индивидуальных особенностей автора. Но существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать и нарушение которых сразу сказывается на качестве работы.

Как построить сочинение?

Наиболее просто требования к композиции (построению сочинения) можно сформулировать так.

1. Вступление. Начало вводит в тему, заинтересовывает читателя.

2. В основной части следует раскрыть тему. Основа, в свою очередь, делится на несколько более мелких частей. Каждая часть обычно начинается с абзаца.

3. Заключение – это краткое подведение итогов, или просто свое пожелание, надежда. Для концовки можно использовать какую-нибудь важную (ударную) мысль или подходящую цитату.

Ребята, скажите, как легче писать сочинение: как «само придет» или по определенному плану?

Почему легче по плану? Для чего нам нужен план?

(План дисциплинирует мысль, определяет круг вопросов и позволяет отобрать нужный материал. “Кто ясно мыслит – ясно излагает”, – сказано давно. Если вы в состоянии составить план в уме – прекрасно. Но часто план необходим уже потому, что нужно расставить мысли в определенной последовательности и по степени важности. Наша цель – составление, разработка плана, подбор материала к каждой части.)

Слайд 10

вступление, виды вступлений

Какой вид вступления подходит для нашей темы?
Слайд 12

Основная часть

Основная часть сочинения также имеет собственную композицию. Она зависит от особенностей темы и избранной вами формы.
Проблемная ситуация для работы в группах: выбор плана из двух возможных.

Задание: выбрать из двух планов тот, который подходит к теме.

Объяснить недостатки другого плана.

Может ли план №1 быть составной частью плана №2?

План №1.

1. Вступление.

2. Основная часть. Как изображен Пугачев в повести?

– Гринев и Пугачев;

  • Швабрин и Пугачев;
  • роль Пугачева в судьбе Маши Мироновой.

3. Заключение. Как я отношусь к Пугачеву?

План №2.

1. Вступление.

2. Основная часть. Как изображен Пугачев в повести?

1) Портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»);

2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой;

3) Речь Пугачева (пословицы, поговорки); калмыцкая сказка;

4) Сопоставление: царь–царица, преобразование образа героя;

5) Отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой);

6) Черты характера Пугачева-человека.

3. Заключение. Мои мысли по поводу характера Пугачева, его образа жизни.

Учитель раздает подробный план сочинения всем учащимся. В ходе урока дети вносят дополнения, комментарий к плану.

Беседа. Коллективная работа

План сочинения

Возможный комментарий к плану

1. Вступление.

2. Основная часть. Как изображен Пугачев в повести?

1) Портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»);

Портрет героя – косвенная характеристика. По описанию мы можем сделать вывод, как относится рассказчик к герою? (С симпатией и сочувствием).

2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой; Приведите примеры (жители встречают с хлебом-солью, присягают лжецарю).

3) Речь Пугачева (пословицы, поговорки); Речь яркая, образная и чисто народная, в ней много поговорок: «В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком – да мимо», «Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». – «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит» Диалог Гринева и Пугачева: «Долг платежом красен», «Казнить, так казнить, миловать, так миловать». Они выражают размах, широту его богатой натуры.
Калмыцкая сказка

Слайд 13

Выразительное чтение наизусть, объяснение символики сказки.

Сказка объясняет жизненную позицию самозванца: орел не может жить по законам ворона. Сказка имеет иносказательный смысл, это разговор о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого.

Символика: орел – птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная.

Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь. Сказка показывает обреченность Пугачева. Так жить долго и счастливо нельзя.

Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он создан для мирной жизни среди дорогих людей.

Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.»

Пушкин: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

4) Сопоставление: царь – царица, преобразование образа героя; В Пугачеве одновременно живут и Гришка Отрепьев, пример которого вдохновляет и обнадеживает («Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвой»), и Борис Годунов с его попыткой утвердить добро злодейством! В нем и укоры совести, знакомые крестьянскому «царю».

Доклад на тему «Неизвестные портреты Пугачева» Слайды 16–18

5) Отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой); Отношение к герою других действующих лиц – тоже характеристика героя.

Гринев: «присягать не могу».

Маша Миронова: «отомщу за сироту».

Для Савельича: «проходимец»

6) Черты характера Пугачева-человека. Задание по группам:

1) подобрать определения для характеристики Пугачева (мятежный, смелый, героический, добрый, щедрый, великодушный, милосердный)

2) подобрать существительные для характеристики Пугачева (мятежник, народный герой, бунтовщик, бунтарь, спаситель, лжецарь, государственный преступник)

Слайд 20

3. Заключение. Мои мысли по поводу характера Пугачева, его образа жизни.

Иногда в теме сочинения прямо заложен вопрос, как в данном случае. Тогда в конце сочинения должен быть прямой ответ на него. Иначе сочинение не раскроет главной своей мысли. Хорошо бы, написав все необходимое, в конце поставить тот же вопрос, что был в заголовке темы. А потом сформулировать краткий ответ.

Концовка сочинения должна быть не менее эффектной, чем начало. Эффектной по форме и очень четкой и выразительной по содержанию. Это может быть сжатый в несколько строк итог всего сочинения (концовка–вывод).

В конце сочинения можно использовать яркую цитату.

Я думаю,

Мне кажется,

Интересно отметить,

Я согласен с …

Каким мне показался Пугачев? (Ответ)

Слайд 21

редактирование

(обработка информации, правка)

Работа над ошибками. Задание: замените повторяющиеся слова синонимами.

Текст для правки (карточки): Пушкин рассказывает нам историю семьи Гриневых. Пушкин рассказывает о судьбе Пугачева. Пушкин показывает, что Пугачев спас Гринева и Машу.

Слайд 22 Подведем итоги. Что сегодня на уроке было интересным?

Чему вы научились? Удалось ли нам выполнить поставленные задачи?

Слайд 23 Итог урока в художественной форме – синквейн. Пугачев. Пример синквейна.

Пугачев,

Бунтующий, страдающий,

Разбойничает, казнит или милует.

Спасает Машу и Гринева.

Мятежник.

Пугачев,

Загадочный, двойственный,

Казнит, защищает, может спасти,

Выдает себя за государя.

Обреченный.

Пугачев.

Рушит, сражается, губит народ,

Бунт бессмысленный, беспощадный страшен.

Хаос.

Слайд 24 Домашнее задание: написать сочинение. Для того, чтобы Ваша работа была интересной и продуктивной, предлагаю вам буклеты «Как писать сочинение» (раздать всем учащимся в качестве памятки).