«Детство,опаленное войной»

Сочинение

«Сочинение «Детство,опаленное войной»»

Конкурсное сочинение

Детство, опалённое войной, Ярмухаметова Анна Артуровна, МОБУ средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля

муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Возрастная группа участников конкурса : 5 класс

Телефон для связи: 8 (3473) 27-77-33

Адрес электронной почты: [email protected]

А.А. Ярмухаметова

ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ

Зачем ты, война,

у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

В. Радкевич

Наиболее острые, пронзительные воспоминания хранит детская память. Тем важнее для нас воспоминания тех, чьё детство было опалено войной.

Они жили далеко от линии фронта, не слышали грохота снарядов, но и через их жизнь тоже прошла война. Трудно придумать нелепее сочетания, чем «дети и война».

Страшные воспоминания о военных годах остались в памяти Черненко Марии Степановны, до недавнего прошлого работавшей в нашей школе учителем, уважаемом, достойном человеке на селе. Она учила родителей моих родителей и часто им рассказывала о своём военном детстве. Уже от них я узнала о необычной жизни детей военной поры. Мне трудно представить совсем ещё маленьких детей, проживающих жизнь взрослых людей… с невыносимыми тяготами, невзгодами, испытаниями и лишениями. Словно в числе детей военной поры нахожусь и я. Их рассказы глубоко запали в мою детскую душу.

Когда началась война, ей было 9 лет. 2 июля 1941 года она в числе множества односельчан провожала на фронт отца Шестакова Степана Александровича.

«День был солнечный, зелень кругом. Мне было 9 лет, я только что закончила первый класс. В тот день уходило много человек. Все собирались сначала у клуба. Митинг, песни и … слезы… Затем мы долго шли пешком, проводили всех далеко за деревню. Хорошо помню папины слова, адресованные маме: «Маша, корову продавай, а девчат учи. Вернусь, всё наживём». Но папа не вернулся — пропал без вести. Считается погибшим с 1942 года. Пропал где — то в Брянских лесах.

7 стр., 3103 слов

Мое детство» и «Мой ребенок

... значение периода детства в жизни человека, ведь оно определяет всю его дальнейшую жизнь. Сочинение на тему «Мой ребенок» Ребенок, который нам ... на мир и жизненная позиция. Именно поэтому все детские воспоминания и впечатления отражаются во взрослой жизни. Соглашаясь с В.А. ... жить вне дома. Таким образом, Лермонтов показывает влияние детских воспоминаний и Родины на человека. Также в качестве примера ...

Детство у нас было трудным, голодным и холодным. Не было ни хлеба, ни топлива. Но мы учились. В классах было холодно, сидели укутавшись, в валенках. Сами ученики делали кизяк для отопления школы. Не было ни тетрадей, ни чернил. Писали кто на чём. У моего отца была книга «Вопросы ленинизма», изданная на хорошей бумаге. Вот на ней я и писала. Настоящие тетради были редкостью и ценились «на вес золота». Чернила делали из сажи. Учебники передавали друг другу. Мне доставались учебники от старшей сестры. Уроки учили при свете коптилки. Но мы старались учиться.

В третьем классе нас принимали в пионеры. Я помню и сейчас, как стояли на линейке, давали торжественное обещание, пели песню «Взвейтесь кострами» и обязательно исполняли «Интернационал». Учеников было много. В первом классе нас было 42 ученика. Многим приходилось начинать учёбу в школе несколько раз подряд: в одну осень придут, а потом обуть – надеть нечего, вот и сидели дома до следующей осени.

Трудно было, но мы были детьми и всё равно играли. Но больше работали. После уроков ходили собирать пшеничные колоски, картофельный крахмал. Пололи пшеницу, овёс, подсолнечник, просо вместе с женщинами. Делали это вручную, ползком. Поставят нас между женщинами и идём. Есть было нечего, голодали. Рвали траву – лепёшник, рубили её, добавляли горстку муки и варили. Лебеду ели, семена мололи вместе с мукой и пекли хлеб. Получался хлеб чёрно – зелёного цвета, тяжёлый, как кирпич. Но и такого хлеба часто не было. В обед кормили нас в поле, варили нехитрое кушанье: затируху, лапшу. Если от обеда оставалась мука, то делили её на всех поровну, сначала стаканами, потом ложками. После отдыха опять продолжали работать до самого вечера.

На огородах сажали картошку, коноплю, пшеницу, капусту, огурцы. Копали огороды вручную. Из конопли делали масло. Мяли коноплю, толкли её в ступе, и получалось душистое масло зелёного цвета. А в суровые зимы было ещё тяжелее. Дети помогали взрослым ухаживать за домашними животными, кормили, поили своих кормилиц, их маленьких детёнышей обогревали как могли.

А долгими зимними вечерами вместе со взрослыми шили, вязали тёплые вещи для фронта. И все понимали, что «там» ещё тяжелее, опаснее…

И так изо дня в день, все долгих 4 года тыл вместе с фронтом ковал долгожданную Победу.

Отгремели залпы самой жестокой войны на земле. Уцелевшие фронтовики возвращались к мирному труду, к своим семьям. Шаг за шагом, год за годом труженики колхоза восстанавливали пришедшее в годы войны в упадок хозяйство. Жизнь налаживалась, но память и незаживающие раны возвращают людей к дням той страшной войны.

Ещё долгие – долгие годы Великая Отечественная война кровоточила душевной раной человеческие сердца, а особенно детские…».

Мне трудно поверить, что непосильное бремя тягот и страданий смогли вынести на своих плечах не только взрослые, но и дети… Меня до сих пор не отпускает боль, которую я почувствовала, услышав этот рассказ.

Я не хочу, чтоб повторились жестокие ужасы войны. Нам нужен мир! Пусть у детей всей Земли будет счастливое детство, светлое будущее, мирное, безоблачное небо!

2 стр., 564 слов

Напишите пожалуйста по тексту:(1)До войны в нашем классе знали, что

... а главный наш резерв, наше с вами, как говорится, грядущее. (48)Но законы войны требуют (49)Нашим ... их награждает. (28)Гордясь, но и страдая, делает это. (29)Усанов же бодренько мне доносит: ... школы Лидия Михайловна обожала нас: знала, у кого на фронте умер отец ... в классах было тепло, чтоб мебель, где надобно, поменяли, чтоб книги привезли, столовую отремонтировали. (9)Как-то он предложил подвезти нас до ...