УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ «СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ» «ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ЛЮДИ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧИТЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
4. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ В Н И М А Н И Е !!! ТРИ ТИПА РЕЧИ: П- ПОВЕСТВОВАНИЕ О – ОПИСАНИЕ Р — РАССУЖДЕНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ РАССУЖДАТЬ — ЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ I. ВСТУПЛЕНИЕ ТЕЗИС-ТО, ЧТО НАДО ДОКАЗАТЬ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫВОД, СЛЕДСТВИЕ
СЛОВАРНАЯ РАБОТА ДАЙТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ: МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ ЭТИКА МАНЕРА
СЛОВАРНАЯ РАБОТА МОРАЛЬ- НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ, СВОД ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ, ЭТИКИ. НРАВСТВЕННОСТЬ-СОВОКУПНОСТЬ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ ЭТИКА- СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МАНЕРА –СПОСОБ ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ОБЩЕСТВЕ
РАБОТА ПО ТЕКСТУ ТАТЬЯНА ТЭСС (НАСТОЯЩИЕ ИМЯ И ФАМИЛИЯ — ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА СОСЮРА; 1906 − 1983) — РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ И ПУБЛИЦИСТ, МНОГОЛЕТНЯЯ СОТРУДНИЦА ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ».
ОЧЕРК «ПАМЯТНИК ПОДЛЕЦУ» МНЕ РАССКАЗАЛИ НЕДАВНО ИСТОРИЮ О ЕЛКЕ, ПОСАЖЕННОЙ В ОДНОМ МОСКОВСКОМ ДВОРЕ. ЭТО БЫЛА ГОЛУБАЯ СЕРЕБРИСТАЯ ЕЛЬ. ГОЛУБОЕ ДЕРЕВО ИЗ СКАЗКИ. ЖИЛЬЦЫ, ВЪЕХАВШИЕ В НОВЫЙ ДОМ, ПОСАДИЛИ ЕЛКУ САМИ. ДЛЯ НЕЕ ВЫРЫЛИ ГЛУБОКУЮ ЯМУ, ПОДГОТОВИЛИ ЕЙ ХОРОШУЮ РЫХЛУЮ ЗЕМЛЮ, ОБЛОЖИЛИ ДНО ЯМЫ ЛЕСНЫМ ДЕРНОМ. ПРИВЕЗЛИ ДАЖЕ НЕМНОГО ХВОИ ИЗ ЛЕСА И ПОСЫПАЛИ ВОКРУГ ЕЛКИ, ЧТОБЫ ОНА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ КАК ДОМА. ДЕРЕВО ПРИНЯЛОСЬ. НА ВЕТКАХ ПОЯВИЛИСЬ СВЕЖИЕ, ПУШИСТЫЕ ПОБЕГИ. ГОЛУБАЯ ЕЛЬ СТАЛА ГОРДОСТЬЮ ВСЕГО ДОМА, ЕГО УКРАШЕНИЕМ. ОНА ПЫШНО РАЗРОСЛАСЬ, И ВЕЧЕРОМ, ЕСЛИ ВЫ ПРОХОДИЛИ МИМО, ВАС КАСАЛСЯ ЗАДУМЧИВЫЙ И ЩЕМЯЩИЙ ЗАПАХ ЛЕСНОЙ ХВОИ, ЗАПАХ ДЕТСТВА, ЗАПАХ ЧИСТОТЫ. И ВОТ ОДНАЖДЫ, ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ, ЖИЛЬЦЫ, ВЫЙДЯ ИЗ ДОМА РАННИМ УТРОМ, УВИДЕЛИ, ЧТО ЕЛКУ КТО-ТО СРУБИЛ. СРУБИЛ НЕ У КОРНЯ, А ЗАБРАЛ ЮНУЮ ПУШИСТУЮ ВЕРХУШКУ. ИЗУРОДОВАННОЕ ДЕРЕВО СТОЯЛО ВО ДВОРЕ, БЕСПОМОЩНО РАСПЛАСТАВ ОСТАВШИЕСЯ НИЖНИЕ ВЕТВИ, СЛОВНО ЕМУ ОТРУБИЛ ГОЛОВУ ПАЛАЧ. ЛЮДИ ДОЛГО СМОТРЕЛИ НА ЕЛЬ, НЕ ВЕРЯ СВОИМ ГЛАЗАМ, — СМОТРЕЛИ С БОЛЬЮ, СОДРОГАНИЕМ, ГНЕВОМ… НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ЖИЛЬЦЫ ПРИКРЕПИЛИ К ДЕРЕВУ ТАБЛИЧКУ. ТАБЛИЧКА БЫЛА СДЕЛАНА ДОБРОТНО, СТАРАТЕЛЬНО, НА НЕЙ БЫЛО НАПИСАНО КРУПНЫМИ ОТЧЕТЛИВЫМИ БУКВАМИ: «ПАМЯТНИК ПОДЛЕЦУ, КОТОРЫЙ ПОД НОВЫЙ ГОД СРУБИЛ ЭТУ ЕЛКУ». ЕЛЬ ЗАСОХЛА И УМЕРЛА. ТАБЛИЧКА НА МЕРТВОМ ДЕРЕВЕ УКРЕПЛЕНА ДО СИХ ПОР. ЧЕЛОВЕК, УБИВШИЙ ДЕРЕВО, ПРОХОДИТ, МОЖЕТ БЫТЬ, МИМО НЕГО КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЕРТВАЯ ЕЛЬ, КАК МОЛЧАЛИВЫЙ УКОР СОВЕСТИ, НАПОМИНАЕТ ЕМУ О СОДЕЯННОМ.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В 5 КЛАССЕ Контрольная работа №1 . «Памятный ...
... дня на природе. Вместе со статьёй «Сочинение «Памятный день летних каникул», 5 класс» читают: Сочинение на тему «Как я провёл летние каникулы» Сочинение на тему «Как я провёл лето», 5 класс Поделиться: (оценок: 3, в среднем: 5,00 из 5) Сочинение на тему ...
Д.С. ЛИХАЧЁВ В 1947 защитил докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI — XVI вв.». 1946-1953 — профессор ЛГУ. 1953 — член-корреспондент АН СССР, 1970 — академик АН СССР, 1991 — академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973).
Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970).
1986 — 1991 — председатель правления Советского фонда культуры, 1991 — 1993 — председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969).
1986 — Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).
ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ «О ВОСПИТАННОСТИ» (1)ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ РУКОВОДСТВА ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ХОРОШИХ МАНЕР? (2) ПРОСТОЕ ЛИ ЭТО СОБРАНИЕ ПРАВИЛ, «РЕЦЕПТОВ» ПОВЕДЕНИЯ, НАСТАВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ТРУДНО ЗАПОМНИТЬ ВСЕ? (3) В ОСНОВЕ ВСЕХ ХОРОШИХ МАНЕР ЛЕЖИТ ОДНА ЗАБОТА — ЗАБОТА О ТОМ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК НЕ МЕШАЛ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ЧУВСТВОВАЛИ БЫ СЕБЯ ХОРОШО… (4) МАНЕРЫ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА — ВСЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СДЕРЖАННЫМ И… КРАСИВЫМ. (5) ИБО ЛЮБАЯ КРАСОТА НЕ УТОМЛЯЕТ. (6) ОНА «СОЦИАЛЬНА». (7) И В ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ХОРОШИХ МАНЕРАХ ЕСТЬ ВСЕГДА ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ. (8) НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ХОРОШИЕ МАНЕРЫ — ЭТО ТОЛЬКО МАНЕРЫ, ТО ЕСТЬ НЕЧТО ПОВЕРХНОСТНОЕ. (9) СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ ВЫ ВЫЯВЛЯЕТЕ СВОЮ СУТЬ. (10) ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ НУЖНО НЕ СТОЛЬКО МАНЕРЫ, СКОЛЬКО ТО, ЧТО ВЫРАЖАЕТСЯ В МАНЕРАХ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ: К ОБЩЕСТВУ, К ПРИРОДЕ, ДАЖЕ К ЖИВОТНЫМ И ПТИЦАМ, К РАСТЕНИЯМ, К КРАСОТЕ МЕСТНОСТИ, К ПРОШЛОМУ ТЕХ МЕСТ, ГДЕ ЖИВЕШЬ, И Т.Д. (11) НАДО НЕ ЗАПОМИНАТЬ СОТНИ ПРАВИЛ, А ЗАПОМНИТЬ ОДНО — НЕОБХОДИМОСТЬ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ. (12) А ЕСЛИ У ВАС БУДЕТ ЭТО И ЕЩЕ НЕМНОГО НАХОДЧИВОСТИ, ТО МАНЕРЫ САМИ ПРИДУТ К ВАМ ИЛИ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, ПРИДЕТ ПАМЯТЬ НА ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖЕЛАНИЕ И УМЕНИЕ ИХ ПРИМЕНЯТЬ. (ПО ЛИХАЧЕВУ).
Акимов нужны ли хорошие манеры. : зачем нужны хорошие манеры
... когда используются не одно средство связи, а несколько., РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ. Текст. (1)Нужны ли хорошие манеры. (2)Новейшие машины могли бы подсчитать, во что обходиться стране сумма ... нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, с помощью которых можно улучшить настроение всего коллектива, сделать жизнь приятнее, нервы ...
АНАЛИЗ ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА КАКОВА ПРОБЛЕМАТИКА ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ИДЕЮ ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЗИЦИЮ АВТОРА ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА НРАВСТВЕННОСТЬ
РАБОТАЕМ НАД ВСТУПЛЕНИЕМ ТЕЗИС- ПРОБЛЕМА, ЗАЯВЛЕННАЯ В НАЗВАНИИ ТЕМЫ И ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ПРОСЛУШАННЫЙ И ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТЫ. ПРОБЛЕМА МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА: 1. В ВИДЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕЗИСА, НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ 2.КАК ОПИСАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ВЫЗВАННОГО ПРОЧИТАННЫМ И ПРОСЛУШАННЫМ ТЕКСТАМИ 3.ПРИ ПОМОЩИ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА 4.С ПОМОЩЬЮ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, АФОРИЗМОВ И Т.Д.
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ: 1. В НАШЕ ВРЕМЯ ОСОБЕННО ОСТРО СТОИТ НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА – ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. 2. ТЕКСТЫ О ХОРОШИХ МАНЕРАХ И О ГОЛУБОЙ ЕЛИ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ И ПОУЧИТЕЛЬНЫ. В НИХ ПОДНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ: ЛЮДЯМ, ЖИВОТНЫМ, ПТИЦАМ, РАСТЕНИЯМ.
РАБОТАЕМ НАД ВСТУПЛЕНИЕМ 3. ВСЕГДА ЛИ МЫ УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИМСЯ ДРУГ К ДРУГУ? УМЕЕМ ЛИ МЫ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ И ТЕРПИМЫМИ? ЭТИ ВОПРОСЫ ЗАДАЮТ СЕБЕ МНОГИЕ; 4. ВСЕМ ИЗВЕСТНА ПОГОВОРКА «НЕ ЖЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ». В НЕЙ СКРЫВАЕТСЯ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ: НУЖНО УВАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ НАС ЛЮДЕЙ.
РАБОТАЕМ НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД БЕРЕЖНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ? В ЧЕМ ОНО ДОЛЖНО ПРОЯВЛЯТЬСЯ И КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ? В ЧЕМ РАЗУМНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНО У ВАС? СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ Д.С. ЛИХАЧЁВА: «НАДО НЕ ЗАПОМИНАТЬ СОТНИ ПРАВИЛ, А ЗАПОМНИТЬ ОДНО – НЕОБХОДИМОСТЬ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ» КАК ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ? ВОСПИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЕ ЭТО ЧУВСТВО ? ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТИ ДВА ТЕКСТА ВЗЯТЫ ЗА ОСНОВУ УРОКА?
РАБОТА НАД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ВЫВОД –ЭТО ДОКАЗАННЫЙ ТЕЗИС. ВЫВОД ДОЛЖЕН БЫТЬ СВЯЗАН С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ И ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА- ЗАВЕРШЁННОСТЬ. СООБЩЕНИЕ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ЕЁ ОЦЕНКЕ АВТОРАМИ ДВУХ ТЕКСТОВ.
Рецензия на текст Д. Лихачева “Человек должен быть интеллигентен”
... не только деятельность людей, но и их поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности. Д. Лихачев в своих ... язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. +аргументы Синягина Ю.В. ВАРИАНТ I 1. 1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поставленную ...
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ. ПРОБЛЕМА- «СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ ВЫ ВЫЯВЛЯЕТЕ СВОЮ СУТЬ»? КОММЕНТАРИЙ — КАКИЕ КАЧЕСТВА ДОЛЖЕН ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК? ПОЗИЦИЯ АВТОРА ТЕКСТА- НУЖНО УВАЖАТЬ ЛЮДЕЙ, УЧИТЬСЯ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ЧЕМ АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ?
ИТОГ УРОКА О КАКОЙ ПРОБЛЕМЕ, ПОДНЯТОЙ АВТОРАМИ ТЕКСТОВ, МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИЛИ? АКТУАЛЬНА ЛИ ОНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? КАКОЙ ВЫВОД ВЫ СДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ НА ЭТОМ УРОКЕ?