1. История создания произведения.
В 1869 году произошло убийство студента Иванова революционным кружком Нечаева. Это «зло во благо революции» сильно повлияло на мировоззрение Ф.М. Достоевского. Писатель изучал документы и материалы данного дела, на основе которых и создавался новый роман – «Бесы». Автор отмечал, что хочет создать небольшое по объему произведение, которое выделялось бы не в художественном отношении, а в идейном. В романе Ф.М. Достоевский продолжает проблематику «Преступления и наказания», также в «Бесы» вошли части замысла романа «Жития великого грешника».
Роман Ф.М. Достоевского печатался журналом «Русский вестник» в период с 1871 по 1872 гг.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Бесы» стали своеобразным романом-предсказанием. Исследователи и читатели отмечают провидческий характер произведения. Автор ставит в центре внимания проблемы, актуальные не только для его времени, но и для современного общества. Ф.М. Достоевский, используя принципы хроникального описания и философичности, демонстрирует то, что может стать угрозой для всего общества. В связи с этим произведение называют также романом-предупреждением.
3. Название произведения и его смысл.
Ф.М. Достоевский называет свой роман «Бесы», уже отображая свою оценку событиям. Заглавие произведение символично: бесы – это образ душевной деградации, общественной смуты, характеризующейся нравственным падением. Бесы – это символ насилия.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
В произведении присутствует образ хроникера, от лица которого ведется повествование. Его голос ярко выражен в романе, восклицания, сентенции и апелляции бросаются в глаза читателю.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Роман «Бесы» является своеобразным предупреждением о том, что может привести к общественной катастрофе. Писатель демонстрирует появление ряда революционеров, которые готовы пойти на все ради своих политических целей. Для Ф.М. Достоевского было важным показать деятельность революционеров как болезнь, которая постепенно превращает общество в настоящий хаос, правление бесовщины. Писатель показывает, что действия людей во имя революции приносят вред всему обществу, что цена дальнейшего лучшего будущего стоит слишком дорого и требует слишком много жертв.
«Проблематика ранних произведений Достоевского. Заключения о ...
... XIX века. Писатель стремится подчеркнуть, то жизнь «маленького человека» всегда полна «больших» – серьезных, непростых – проблем, его переживания всегда сложны и многогранны. В ранней прозе Достоевского мы видим ... судьбу каждого из героев этого «сентиментального романа». Не удивительно также и то, что более других встречающееся слово в произведениях раннего Достоевского – это слово «вдруг», под ...
Проблематика романа «Бесы» социальная. Ф.М. Достоевский поднимает проблемы «отцов и детей», нигилизма, которые впервые отметил И.С. Тургенев.
С социальной тесно связана нравственная проблематика. Писатель показывает деградацию общества.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основе сюжета лежат события, происходящие в одном из провинциальных городов. Петр Верховенский, являющийся революционным наставником, хочет привлечь в движение как можно больше народа.
В ходе повествования рассматривается то, как Верховенский планирует убийство Шатова, который решает выйти из революционного движения.
7. Система образов произведения.
В романе «Бесы» выделяются два персонажа. Это Степан Трофимович Верховенский и его сын Петр.
Отец представляет поколение 40-х гг., которое мечтало об идеальных общественных отношениях, но не предпринимало попытки что-либо исправить. Степан Верховенский добр и очень наивен, когда рассуждает о всеобщей любви.
Петр Верховенский – представитель нового поколения. Поэтому отношения его с отцом – это олицетворение конфликта поколений. Петр – это человек, который готов пойти по головам ради революционной идеи. Именно этот персонаж организует преступление против студента Шатова.
Система образов в романе широка, произведение отличается многоперсонажностью. Причем многие образы обрисованы индивидуализировано, с использованием приема психологизма.
8. Композиция произведения.
Композиционно «Бесы» можно поделить на две части, как это делает сам рассказчик. Первая часть включает в себя предысторию, вторая – основные действия. Их последовательность часто нарушается включением «я» рассказчика, который повествует различные версии, интерпретации событий, слухи. Таким образом повествование замедляется, а иногда и вовсе останавливается, чтобы затем максимально ускориться.
Композиция романа, отличающаяся своей строгостью, централизована, на что указывает то, что в центре повествования лежит образ Ставрогина.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Ф.М. Достоевский использует прием психологизма. Образы обрисованы индивидуализировано. Особенно выделяется образ «отрицательно-прекрасного» Николая Ставрогина.
10. Отзыв о произведении.
Роман-предупреждение Ф.М. Достоевского «Бесы» интересен не только с общественно-политической стороны, но и с моральной и нравственной. Он повествует о том, на что люди готовы ради власти и собственных целей.