Композиция (музыка)

Сочинение

Компози́ция (лат. composito составление , сочинение ) — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, „опуса“, в отличие от текучей вариантности народного творчества-процесса, от импровизации (в древней, восточной, народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает: наличие автора, как личность (композитора); его целенаправленную творческую деятельность; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции).

Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации. Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности — творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века; кульминация личностного и авторского начала в композиции — в XIX веке).

Композиция, как музыкально-художественное целое, стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени, устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки — высотности, ритма, расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем, композиция всегда рассчитанна на определённые условия исполнения и функцию в музыкальной жизни, неизбежно, оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетического отношения музыкального искусства к действительности и её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религиозными, бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является художественным отражением действительности.

Исторический обзор понимания композиции

С древнейших времён представление о композиционно-едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинское понятие композиции происходит от античного понятия мелопеи. Глагол componere и его дериваты (в т.ч. compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX-X века).

В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала. Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300) относил это понятие к многоголосной музыке (musica composita, т.е. сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474) выделил творческий момент в понятии: композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус»; в «Книге об искусстве контрапункта» (1477) он чётко различал контрапункт нотированный (res facta, равнозначное «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой).

В конце XV — начале XVI веков учение о контрапункте расширилось до понятия «ars componendi» («Искусства композиции»; термин Мельхиора Шанпехера, одного из авторов трактата «Золотой труд о музыке» (Opus aureum musicae…, 1501); в середине XVI — начале XVIII веков в Германии термин «musica poetica» означал науку композиции (как «musica theoretica» — законы музыки, a «musica practica» — умение, мастерство композиции.)

В 17—19 веках учение о композиции превратилось в целостную науку о гармонии, полифонии, музыкальной форме и инструментовке. Движению музыки к художественной автономности соответствовало представление о композиции как музыкальной форме, базирующейся на специфических музыкальных основах (тональности, функциях тональных, модуляции, мотивике и тематизме, контрасте песенной структуры и связующих, разработочных ходов).

При этом в центре внимания теоретиков композиции оказался классический сонатный цикл.

Выводы

Из истории понимания композиции видно, что с её пониманием происходили изменения, соответствующие эпохе и развитию музыкальной культуры. Композиция всегда связана с основой: текстом, танцевально-метрическими формами, контрапунктом или инструментовкой.

С развитием теории музыки учение о композиции стало всё более разветвленным, включая в себя вопросы гармонии, музыкальной формы, модуляции и т.д. Однако в любую эпоху творчество композиторов определяется конкретной культурной обстановкой и требованиями аудитории.

Наука о композиции

В русле этой традиции, наука о композиции (нем. Kompositionslehre) — свод теоретических сведений и практических предписаний к сочинению. Излагающий эту науку учебный курс композиции поныне ведётся в специальных учебных заведениях (другое название — сочинение).

Учебники композиции часто совпадали с общим учением о композиции или с доминирующей в данное время отраслью учения о ней: «Le istitutioni harmoniche…» Дж. Царлино (Venetia, 1558); «Von der Singe-Kunst, oder Maniera. Traclatus compositionis augmentatis …» К. Бернхарда (сер. XVII века); «Traite’de rharmonje» Ж. Ф. Рамо (Р., 1722); «Gradus ad Parnassum» И. Й. Фукса (W., 1725); «Gründliche Anweisung zur Komposition» И. Г. Альбрехтсбергера (Lpz., 1790); «Traite de haute composition musicale» А. Рейхи (v. 1—2, P., 1824—26); «Die Lehre von der musikalischen Komposition» А. Б. Маркса (Bd 1 — 4, Lpz., 1837—47); «Lehrbuch der musikalischen Komposition» И. К. Лобе (Bd 1—4,Lpz., 1850—67); «Grosse Kompositionslehre» X. Римана (Bd 1—3, В.— Stuttg., 1902—13).

В XX веке не существует единого учения о композиции, обобщающего современную художественную практику во всём её многообразии. Понятие композиции охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник, включая как традиционное тонально-тематическое письмо, так и методы композиции, исходящие из принципиально нетрадиционных её трактовок (Алеаторика, Додекафония, Конкретная музыка, Серийная техника, Сериальность, Сонорика и т. п.).

Среди учебников композиции XX века: «Cours de composition musicale» В. д’Энди (v. 1—4, P., 1903—50); «Unterweisung im Tonsatz» П. Хиндемита (Bd 1 — 3, Mainz, 1937—70); «Studies in counterpoint, based on the twelve-tone technique» Э. Кшенека (N.Y., 1940).

В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого (М., 1679, др. ред.— 1681); среди других авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.— «Практич. руководство к сочинению музыки», СПБ, 1830), И. К. Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I—3, СПБ, 1859—63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.—Л., 1941).

Данный реферат составлен на основе. Синхронизация выполнена 10.07.11 02:41:36


Похожие рефераты: , Композиция , Ортодоксальная композиция , Шашечная композиция , Композиция (в литературоведении) , Композиция (литературоведение) , Фотополимеризующаяся композиция .

Категории: История музыки , Музыкальные термины , Музыкальное образование .


Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .