Музыкальный ряд:
, «Второй квартет», фрагмент
Методы:
эмоционального воздействия,
наглядно- слуховой, словесный;
практической деятельности;
стимулирующий;
анализа, сравнения, обобщения.
Приемы:
исполнение:
импровизация;
сюжетно-ролевая игра;
мини-сочинение;
домашнее задание.
Этапы урока Вход, интеллектуальная разминка |
Деятельность учителя Звучит музыка . Вам понравилась музыка? Как звучала она? Звучание каких музыкальных инструментов, вы услышали в этом произведении? Как вы думаете, это произведение исполнял оркестр или группа инструментов? Как называется исполнение группой инструментов? Так как ансамбль исполняется инструментами, он будет называться… Давайте, мы тоже образуем с вами ансамбль. Ребята, как будет называться такой ансамбль? Теперь мы знаем, что такое вокальный ансамбль. Скажите, из чего состоит песня? Правильно. В песне соединились два вида искусства – музыка и литература. |
Деятельность ученика Слушание. Да. Медленно, тихо, протяжно, нежно. Скрипка, . Группа инструментов. Ансамбль. Инструментальным ансамблем. Выходит группа детей, и исполняют Песню «Волшебный смычок». Вокальный ансамбль. Песня состоит из музыки и слов. |
Постановка учебной задачи. |
Сегодня на уроке мы продолжаем с вами разговор о значении музыки в литературных жанрах. К нам на занятие я пригласила магистров музыки и литературы. Они помогут нам определить значение некоторых понятий, слов. А также, архивариуса, который нам может предоставить точные, малоизвестные сведения. Давайте, обратим свое внимание на доску. Здесь записаны строчки из литературных произведений. На доске записаны строчки из басен: «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье…» «Квартет» «Когда в товарищах согласья нет На лад их дело не пойдет, А выйдет из него не дело просто мука. «Лебедь, рак и щука» Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдет речь? |
Учащиеся прочитывают записи. Отвечают на поставленный вопрос |
Совместно-распределительная деятельность. |
Наша учебная задача – рассмотреть, какова роль музыки в басне. Что такое басня? Давайте, обратимся к магистру литературы. Спасибо. Я знаю, что на уроках литературы вы знакомитесь с этим жанром более подробно. Назовите, какие басни вы знаете? Вашим домашним заданием было найти и прочитать басни, в которых говорится о музыке. Какие басни вы прочитали, назовите их. Молодцы. Кто является автором этих басен? Уважаемый магистр литературы, что вы можете нам рассказать о русском сочинителе басен? |
Магистр литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/muzyika-v-basnyah-soobscheniepo-muzyike/ Басня – один из старейших жанров литературы. Уже в Древней Греции Широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями Поэт Лафонтен. Басня – это краткий, рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод-мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и Ягненок» и т. д.. «Осел и соловей», «Кукушка и петух», «Квартет», «Ворона и лисица». Иван Андреевич Крылов. Магистр литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/muzyika-v-basnyah-soobscheniepo-muzyike/ родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Первоначальные навыки чтения и письма привил отец. |
Спасибо. Ребята, из какой басни взято выражение: «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье..» А вы знаете значение этого слова? Тогда, чтобы понять значение этого слова, послушаем небольшое игровое стихотворение. Теперь, вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетради, они будут вам помощниками. |
Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательности проявился у него с детства, который помог ему, в дальнейшем, в работе над образами персонажей. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором драматических произведений, Однако, в большей степени стал известен как баснописец. «Квартет». Нет. Учащийся, читая стихотворение, привлекает к действию других детей. Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим, не справиться. А квартет веселый звонкий Будем вместе петь с Аленкой. Квартет – это четыре исполнителя. Карточки на столах у ребят. |
|
Ребята, посмотрите вокруг, где вы можете найти наглядно виды исполнения? Молодцы. Но давайте, более точное значение слова «квартет» узнаем у магистра музыки. Спасибо. Теперь я прошу подойти ко мне участников квартета. Вам понравилась музыка наших героев? Почему? А что нужно, чтобы стать музыкантом? Какие умения нужны? А что еще необходимо человеку, чтобы стать настоящим музыкантом? |
На картинах, которые висят в классе. Здесь есть и соло, и дуэт, и трио, и квартет. Магистр музыки: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» — четвертый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырех звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта. Учащиеся инсценируют басню «Квартет». Нет. Потому, что они не умеют играть на музыкальных инструментах. Умения. Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальном инструменте. Талант, любовь к музыке, желание научиться. |
|
Правильно. Давайте представим, что герои басни умеют играть на музыкальных инструментах. Чтобы получилась красивая музыка, как должны вести себя музыканты? Какое высказывание из басен Крылова подходит к нашим героям? Да, именно согласие, взаимное уважение, дружелюбие и понимание должны мы проявлять друг к другу, выполняя вместе любую работу. Видите, как Крылов тонко подметил то, что необходимо для появления настоящей музыки. Интересно, откуда Иван Андреевич знал такие тонкости музыкального исполнения? Уважаемый архивариус, может, вы объясните? Спасибо, уважаемый архивариус. Вот почему так точно в басне изображены характеры и поступки героев. Знание исполнительского искусства, владение музыкальным инструментом помогло Крылову создать правдивые портреты музыкантов. Какую же роль музыке отводит Крылов в своих баснях? |
слушать друг друга. Проявлять взаимное уважение и |