- Чехов А.П.
- Образ маленького человека в рассказах Чехова
А. П. Чехов – писатель очень интересной направленности. Он любит писать рассказы, которые с одной стороны – имеют частичку юмора, а с другой – сожаления и соболезнования. Многие его рассказы полны сарказма.
Антон Павлович писал не только юмористические рассказы, но и серьезные пьесы и повести. Герои его рассказов настолько разнообразны, что, кажется, что каждый герой создавался годами. Однако самым знаменитым образом героя стал образ маленького человека.
Маленький человек – это тот образ, который встречается в таких рассказах, как «Шинель», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Палата 6». Всех этих героев объединяет невозможность совладать с ситуацией, со своими чувствами, противостоять мнениям других людей. Они все «маленькие люди», которые не могут совладать сами с собой, не могут избавиться от своих мыслей, они накручивают себя, придумывают, и в итоге становятся заложниками какой-либо ситуации
В «Палате №6» происходят очень грустные события. Но грустные – для самого героя, однако у читателя они вызывают улыбку. Доктор лечил душевно больных людей. Однажды он познакомился с больным, который показался ему очень хорошим собеседником. После долгих разговоров с ним доктор перестал интересоваться тем, что происходит вокруг. Он забросил друзей, свою работу. Для него главным было – пообщаться с этим психологически нездоровым человеком. Спустя некоторое время он сам становится душевно больным и его определяют в эту же палату. Доказать остальным, что он абсолютно здоров ему не удалось.
Каждый «маленький герой» А. П. Чехова становится заложником собственных мыслей. Он не может совладать с собой и своей жизнью, не может показать свое «Я». Из-за этого у каждого из них жизнь заканчивается трагично.
У Гоголя тоже были «маленькие люди».
Например, в рассказе «Шинель» главный герой, Акакий Акакиевич, не смог справится с потерей своей шинели. Он настолько к ней проникся, так долго ждал ее пошива, он считал, что с появлением новой шинели изменится его жизнь. Однако после кражи шинели он не смог справится со своими чувствами и умер.
Другой герой – преподаватель Беликов, который настолько закрылся от людей, что у читателя складывается впечатление, что у него нет души, а только внешняя оболочка. У него не было целей в жизни, друзей, вся его сущность была проста и незаметна. Для чего он жил? Зачем? Так и остаются вопросы без ответов.
Человек и среда в рассказах Чехова
... тексты и ставит перед собой благородную цель – изменить человечество в лучшую сторону. Также читают: Картинка к сочинению Человек и среда в рассказах Чехова Популярные сегодня темы ... и детально раскрыл тему человека и его среды в произведениях Чехова. 2 вариант Наверняка, каждый почитатель А.П Чехова задумывался и задавался вопросом: «А каких положительных персонажей я могу вспомнить у автора, и на ...
Другие сочинения: ← Смешное и грустное в рассказах Чехова↑ Чехов А.П.Смерть чиновника Анализ рассказа →
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по произведению Смерть чиновника Чехова (6, 7 класс)
«Смерть чиновника», как и многие другие рассказы А.П. Чехова, по объему совсем не велик. Признанный мастер миниатюры, Чехов, как всегда, краток
- Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
- Образ Москвы в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
Сюжетная линия произведения включает в себя описание города, который занимает особенное место как в жизни героев романа в стихах, так и в жизни поэта.
- Примеры верности и преданности из жизни
Верность является одним из самых ценных качеств человека. Верный человек везде ценится. Можно быть верным своему партнеру, родине, деятельности, которой занимаешься, группе людей.
- Герои 21 века — кто они сочинение
В былые времена героем считался тот, кто совершал благородные поступки. Допустим, наши предки в годы ВОВ, которые, не жалея себя, приближали час победы. Героями можно назвать и врачей, что спасают людские жизни
Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова
Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная от самых простых до сложнейших. В чеховском повествовании среда перестала быть внешней, посторонней человеку силой, и персонажи зависят от нее в той мере, в какой сами же ее создают и воспроизводят. Поэтому у Чехова, в отличие от большинства других писателей, разрабатывавших именно тему конфликта со средой, так много рассказов о достигнутой цели, о сбывшейся мечте, о людях, добившихся «счастья». Чем полнее чеховский персонале соответствует «среде», тем меньше он похож на человека.
Чехов дал множественный анализ причин, принуждающих людей к подчинению и неволе.
В рассказах Чехова завершилась и тема «маленького человека» — тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть «маленькими».
Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.
Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог. Его обуял животный страх. Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер». У этого смешного рассказа очень грустный подтекст. В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.
Той же самой теме посвящен рассказ «Толстый и тонкий». Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену. Когда «тонкий» узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился…». Его чемодан, узлы и картонки «съежились, поморщились…» Чинопочитание, подхалимство «тонкого» вызывает тошноту не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.
Рецензия к рассказам и повестям Чехова (Чехов А. П.)
... рассказу при включении его в Собрание сочинений. Горе (стр. 113).— По свидетельству М. П. Чехова, тема рассказа почерпнута писателем из жизни ... 8). Лошадиная фамилия Егерь (стр. 103).— Рассказу «Егерь» в жизни писателя суждено было сыграть важную роль. Чехов рос стремительно. Рассказы «Смерть чиновника», ... Куда ни обратишь взгляд, — картина; что ни человек — тип», — говорил Антон Павлович о Бабкине ...
Писатель вскрывает все негативные стороны жизни, характерные для общества того периода! Можно упомянуть рассказы «Маска», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», каждый из которых высмеивает различные проявления «пошлости жизни».
Элементы зоологического уподобления встречаются в рассказе Чехова «Хамелеон», где полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин по-хамелеонски «перестраиваются» в своем отношении к собаке, в зависимости оттого, «генеральская» она или «не генеральская».
Очень часто в раннем творчестве Чехов комически обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации. По-новому решает он, например, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы. Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственною отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств. Однако в восьмидесятые годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.
Один из ранних рассказов Чехова называется «Мелюзга». Символическое название! Большинство персонажей в его произведениях первой половины восьмидесятых годов — мелкие чиновники Подзатылкины, Козявкины, Невыразимовы, Червяковы. Чехов показывает, как в эпоху безвременья мельчает и дробится человек.
В чеховских рассказах не найдешь привычных литературных героев, раскрытых в глубоком противоречии со средой. В сравнении с этими монументальными образами персонажи Чехова казались беглыми набросками в два-три штриха; старая русская критика полагала, что это — следствие излишней краткости; в наше время возникла теория, упростившая проблему: эпоха была «безгеройная, люди были маленькие, эмоции были мелкие, поэтому и роман у Чехова «не вытанцовывался».
Антон Павлович Чехов в своих рассказах изображает типичные явления того времени. Герои чеховских произведений — это слепки с натуры. Имена некоторых персонажей стали нарицательными, как, например, Беликов из рассказа «Человек в футляре». Болезнь русского общества глубоко волнует писателя, выступавшего противником «футлярной жизни», деградации личности. Чехов показывает реальную жизнь изнутри, горьким смехом вынося ей приговор.
Он объяснил ненаступивший век
Репин писал о нем: «Враг сантиментов и выспренных увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества. Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души». А Анна Ахматова, не любившая Чехова, говорила: «…его вселенная однообразна и скучна, солнце в ней никогда не светит, мечи не сверкают, все покрыто ужасающим серым туманом; мир Чехова — это море грязи, в котором барахтаются несчастные человеческие существа…» Кем же был Антон Павлович Чехов? Каким образом хрупкий человек в пенсне, которому постфактум психиатры с мировым именем ставили диагноз «психастения», стал ключевой фигурой для всей культуры XX века? Об этом говорит Лев Александрович Аннинский, известнейший российский критик, литературовед.
Чехов был несравненный художник — художник жизни
... под покровом ночи, проходит настоящая, самая интересная жизнь» человека. На протяжении всего своего творчества Чехов проводил чуть ироничный и грустный её ... человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”. «Величайшая ошибка, которую можно сделать в жизни -постоянно бояться совершить ошибку.» - говорил Элберт Хаббард. И на примере Беликова, Чехов ... Чехов, художник жизни, не мог не понять трагизм ...
— Никто этого не ожидал, когда Чехов был жив. Он же писал странные драмы, которые не укладывались в шекспировский канон. Тихие люди ели, пили, говорили чушь какую-то, тарарабумбию, а между тем — рушились миры. В ту пору, когда Чехов это писал, миры еще не начали рушиться, и все это казалось странным, тихим парадоксом. Но миры внезапно начали рушиться, начиная с 1914 года. Чехова уже десять лет, как не было на свете, его уже привезли в вагоне для устриц в Россию и захоронили, его как бы и не существовало. И вдруг миры обрушились, и стало ясно, что Чехов, который слышал звук упавшей бадьи и это истолковывал, как весть о крушении миров, оказывается, это предчувствовал. И тогда в него стали вслушиваться, стали вчитываться по-новому и увидели ощущение наступающего светопреставления, в то время как его герои не чувствуют, что это так, или делают вид, что не чувствуют, что это так. И сам Чехов делал вид, что он не чувствует, что это так, а на самом деле он катастрофически мыслил. И это катастрофизм не шекспировский, когда кровь льется и трупы падают, и их потом уносят, и человек, который потерял связь с Богом, неизбежно должен убить самого себя или ближних. У Чехова ничего этого нет. Но гибнет мир в душе тихого человека, который думает, что может… пересидеть. В XXI веке, оборачиваясь на XX век, человечество почувствовало, что крушение мира произошло вне зависимости от желаний каждого маленького человека, который все надеялся пересидеть… Вырубают вишневый сад? — Это без нас. А мы — в Москву, в Москву! Убили чайку — а мы дальше эту тарарабумбию тащим. И вот Чехов как бы знает секрет. Я не думаю, что он знает секрет, но в это знание мы как бы вчитываемся, он это позволяет.
- Ахматова очень не любила Чехова. В чем был конфликт их системы ценностей?
- Цветаева тоже не любила его.
Ахматова — в ней, как и в Цветаевой, было сильно шекспировское начало, и Чехов с его улыбочками их раздражал.
- Чехов любил людей?
— Чехов не то что не любил людей, но он скептически к ним относился, и он их жалел. Но при этом он не верил в то, что их можно улучшить. «В будущем нас помянут, что мы сады насадили»… — Не помянут! Он знал, что не помянут, но он жалел людей. Человек, которого жалеют, — унижен. Горький говорил: «Не надо жалеть людей! Надо возвышать человека, а не унижать его жалостью!» А Чехов жалел и делал вид, что не понимает, что унижает жалостью. И люди все ему охотно верили, что он не унижает, а жалеет. А на самом деле в этом было скрыто и некое унижение тоже. Но в XX веке человек был по определению унижен, он оказался бессилен, он пытался спорить с Богом и потерпел полное фиаско. И сейчас мы понимаем, что XX век — век человеческого унижения. А Чехов все это объясняет, поэтому он и интересен людям.
Антон Павлович Чехов , В чем величие Чехова?
Если Достоевский показал, какой ад скрывается порой в душе человека, сколько в нас намешано несовместимых противоречий, если Толстой с темпераментом пророка учил, как быть «вполне хорошим «, то в мире Чехова все иначе. Здесь нет сильных страстей, но он умеет передать самые тонкие и неуловимые движения души. Вторгнуться в его книги с твердой установкой найти мораль, идею, — значит, разрушить нежную ткань, всю из смен настроений, полутонов, балансирование на тончайшей грани, где еще только зарождаются чувства, где любовь еще не поняла, что она — любовь, грусть незаметно перетекает в радость, улыбки в слезы. Поэтому пьесы Чехова, где особенно видно это тонкое перетекание одного чувства в другое, где все самое главное надо ощущать между строк, оказали влияние на всю драматургию XX века . Но в то же время, отказываясь от морализаторства, поучений, Чехов в жизни и творчестве был глубоко нравственным человеком. Он не осуждал своих героев, но не жалел и не прощал их. Когда же читаешь о жизни Чехова, находишь столько примеров его удивительной порядочности, сколько не найдешь ни в одной биографии других замечательных писателей. А в наше время, когда нравственность размывается, такой пример очень важен. Чехов был первым из писателей, который угадал дух XX века, с его противоречием между материальным прогрессом и трагическим одиночеством человека. Сколько писателей потом будут писать об этом!
«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы ...
... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по разным произведениям Чехова: ... добро!». О разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» интеллигентного человека, говорит Чехов в рассказе «О любви». ... город не освободился от оков «футлярной жизни». Люди продолжали жить, вспоминая беликовские слова: «Как ...
Ранний Чехов., Антоша Чехонте
где порой безобидный юмор переходил в злую сатиру
Смешного Чехова приняли сразу. Журналы наперебой просили рассказик. А он выдумывал все новые и новые забавные ситуации. Веселый Чехов был одним из многих юмористов своего времени.
Чехов о человеческом достоинстве., Был ли Чехов сатириком?
«Смерть чиновника»
Вот цитата из письма Чехова, которую часто цитируют: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, бывший лавочник, воспитанный на чинопочитании и целовании рук попам, благодаривший за каждый кусок хлеба, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший Богу и людям безо всякой надобности, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, как в его жилах течет не рабская кровь, а нормальная человеческая». Известно, что взрослый Чехов, при всей его скромности, имел удивительное чувство собственного достоинства. Есть письмо к старшему брату, Николаю, где Чехов пишет: «Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу ничтожным и незаметным братишкой. Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, но не перед людьми. Среди людей нужно создавать свое достоинство». А так он объясняет свой отказ от встречи со своими знатным соседом: «Ведь если он станет разговаривать со мной юпитерским тоном, то я не стану разговаривать и уйду». Рассказов о маленьких людях, с рабской кровью, порой смешных, порой отвратительных Чехов будет писать много. Их знают и сегодня. Помните «Толстого и тонкого» ?
Мастерство Чехова-сатирика (на примере рассказов)
... писатель начинает сотрудничать с юмористическими изданиями «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». Первый рассказ Чехова был напечатан в 1880 году («Письмо к ученому соседу»). Чехов вступает на писательский ... любви», «Крыжовник», «Ионыч» и др. Основная тема рассказов этого периода – это жизнь обыденных людей современников писателя. Чехов пишет о заблуждениях, о ложных представлениях судьбы, выбранной ...
Встретились два старых приятеля и искренне обрадовались друг другу, но вдруг оказалось, что один из них дослужился до высокого чина. Как сник сразу Тонкий, как он стал заискивать…
Чехов об одиночестве.
трагический Чехов
Но ведь дело не в том, что он беден. Одиночество не имеет социальных границ. И чем дальше погружаешься в мир Чехова, тем больше находишь людей, разных сословий, богатых даже, но очень одиноких. А герои пьес Чехова — «Дядя Ваня», «Вишневый сад » — вроде, любят друг друга, но никто никого не слышит , каждый говорит о своем. И чем больше читаешь его произведения, тем больше понимаешь: от одиночества не спасает ни талант, ни любимая работа, ни близкие люди. Вот герой «Скучной истории» — талантливый ученый, блестящий преподаватель, у него нормальная семья. Но чем дальше, тем больше он чувствует, что самые близкие люди чужие для него. И он один со своей болезнью, которую скрывает от близких. Есть Катя, дочь его друга, которую он воспитал и очень любил. И она привязана к нему. И все же каждый из них, как отдельная планета в космическом пространстве, живет своей невеселой жизнью, и никто не может никому помочь. А вот один из самых последних рассказов — «Архиерей» . Время действия — Страстная неделя — от Вербного воскресенья до Пасхи. Последняя неделя жизни архиерея Петра. Кажется, он добился в жизни многого: это значительная личность, вызывающая уважение у окружающих, у него есть Бог, в которого он верует. К нему приезжает мать, с ней связаны самые светлые минуты детства и юности. Но на протяжении этой последней своей недели он ощущает себя все более одиноким. Выходит, ни работа, ни творчество, ни даже вера не спасают от одиночества . Одинокая старость и забвение сразу после смерти — удел людей.
Почему Чехов так много писал об одиночестве? Может, он уловил какой-то нерв времени? Ломались привычные связи, люди оказывались в чужой им среде. .. Любопытно, есть какие-то эпохи, когда люди чувствуют особенно одинокими или количество одиноких людей — это величина постоянная?
По тексту А.Чехова «Воспитанный человек», предложенному на пробном экзамене
... дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство. 8 качеств воспитанного человека по Чехову Антон Павлович Чехов был не единственным творческим челове ... самых важных факторов в определении воспитанности человека. К большому счастью, воспитанные люди есть не только в литературе, но и в реальной жизни. Наверное, каждый из нас сможет вспомнить ...
Может, это его субъективное восприятие жизни?
Был ли Чехов одиноким
У него не было друзей, хотя полно приятелей, которые подолгу гостили у Чеховых в то время, когда те снимали квартиры в Москве. Когда же Антон Павлович купил в Подмосковье Мелихово, он зазывал близких и дальних знакомых особенно весело и настойчиво, так что не откликнуться было нельзя. — Ну-с, сударь, за то, что вы поместили мой портрет и тем самым, способствовали прославлению его имени, дарю вам 5 пучков редиски из собственного парника. Вы должны приехать ко мне и съесть эту редиску». Или даже так: -Если она не приедет, я подожгу ее мельницу.
«Попрыгунья»
Он искал личность. Нашел такую поздно — в 41 год. Ведущая актриса любимого Художественного театра, Ольга Леонардовна Книппер была и талантлива, умна, и сама принадлежность к Художественному театру делала ее еще привлекательнее в глазах Чехова, который был счастлив, найдя там единомышленников.
Но сделала ли его женитьба менее одиноким? Он — в Ялте — больной, тоскующий по Москве, по ней, а она — в самой гуще той жизни, которой ему не достает. Москва, сцена… Он скучает, плохо себя чувствует, как врач, хорошо знает, что жить ему осталось недолго, но слишком горд и щепетилен, чтоб просить: будь со мной. Хотя, кто знает, знает, может, Чехов устроил свою семейную жизнь именно так, как ему было нужно. Писал же он когда-то, что ему нужно, чтоб жена лишь иногда всходила на его небосклоне. Когда-то Горький сказал о Чехове, что он — самый свободный из известных ему людей. Не есть ли одиночество — плата за свободу?
Чехов и вопросы российской жизни. Остров Сахалин.
Конец 19 века — время бурных политических разговоров о России, о народе. Быть гражданином значило страдать за народ, рассуждать о народе, отправляться в деревню, чтобы учить и лечить народ, а, главное, говорить, говорить… С кем ты? Этот вопрос всегда был главнее вопроса — какой ты. А Чехов был ни с кем, сам по себе, а это у нас всегда особенно раздражает. —Как люди любят обманываться, как они любят пророков и вещателей! Какое это стадо!» — писал он в записных книжках. Коллеги по перу не прощали ему такой независимости. -Если у вас нет убеждений, вы не можете писать. — У меня нет ни идей, ни убеждений, — спокойно отвечал он. Его упрекали в равнодушии: «Господин Чехов с холодной кровью пописывает, а читатель с холодной кровью почитывает». Но разве можно с холодной кровью написать «Ваньку Жукова» или «Спать хочется» или «Палату №6»? Нет, он не был равнодушным, но не любил болтовни. «Дело надо делать, господа!» скажет один из его героев. Он и делал дела: взваливал на себя заботу о самых разных людях. Не только семья вся держалась на нем — совершенно незнакомые люди обращались к нему с разными просьбами, поручениями, и знали, он все выполнит. К нему, тающему от чахотки, ехали в Ялту больные со всей России, и он помогал , чем мог. Он хлопотал, ссужал деньгами, даже точно зная, что не отдадут (у меня все берут до пятницы).
Образ провинциального города в повести А.П. Чехова «Моя ...
... Образ провинциального города в повести «Моя жизнь» и других произведениях Чехова, безусловно, нетипичен, что замечали уже современники Чехова. ... с городом и становится его критиком-обличителем. город образ чехов жизнь Чеховский герой честный человек, для ... глаза еще одна черта, именно она во многом и определяет особенности отношения Мисаила к горожанам и даже стиль его обличений. У других городов ...
Он, никогда не живший легко материально, строил больницы и школы, для родного Таганрога собрал библиотеку, безвозмездно работал на эпидемии холеры, когда случился голод, бросился помогать голодающим. Не в упрек Льву Толстому, но о помощи графа голодающим знала вся Россия, а о работе Чехова — никто. А еще был остров Сахалин . 30-летний, уже очень известный и не слишком здоровый писатель отправился туда, куда по доброй воле в России не ездили даже самые большие страдальцы за народ — на каторжный остров, самую дальнюю точку России. Зачем? И об этом Чехов никогда не говорил. Может, ему с его совестливостью, стало стыдно от этой всеобщей говорильни, захотелось молча сделать что-то для страдающих?
Это будет очень тяжелое путешествие: 3 месяца ехать через всю Россию по бездорожью переправляться через ледяные северные реки, однажды чуть не утонув. А, добравшись до Сахалина, 3 месяца Чехов будет напряженно работать, собирая сведения о людях, населявших его, он в одиночку проведет перепись населения. Потом напишет книгу «Остров Сахалин». Но, вслед ему были или недоуменные взгляды, или откровенные насмешки. И клеймо «равнодушный» с него снято не было. Всякое дело надо еще уметь подать. Чехов этого не любил.
Поэзия обыденной жизни в произведениях Чехова («Дом с мезонином», пьесы).
Русская литература 19 века в разных ее проявлениях — литература идей, направлений. Чехов порой пытается писать рассказы «с направлением». И будет даже наивно гордиться этим. Но вершина Чехова — совсем другие произведения. Сюжеты его самых замечательных рассказов — обыденные, незначительные. Герои — люди заурядные, неудачливые, отнюдь не безупречные. Порой, прочитав такой рассказ, вдруг ловишь себя на мысли: зачем это написано? Мы ведь тоже воспитаны на литературе «с направлением», которая чему-то учит, утверждает…
Но вот что интересно, все эти невеселые истории не производят впечатления чего-то унылого, они словно озарены неярким светом, льющимся неведомо откуда. И это самая большая загадка великого Чехова, потому что великим он становится тогда, когда среди обыденной жизни улавливает неуловимую прелесть бытия. Прелесть, высказанную не словами, а проглядывающую между строк или в случайно брошенной фразе даже ремарке, которая потом, когда уже прочитан рассказ закончилась пьеса, звучит, звучит, постепенно затихая, сливаясь с летними сумерками, оставляя в душе светлую грусть.
По трилогии Антона Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
... В итоге, человек достиг своей цели, но остался одинок и как то сразу потерял смысл жизни. В рассказе «О любви» ... – «человек в футляре»? Человеческое существо, которое живёт в собственном узком мирке и которому просто противопоказанна жизнь вне футляра. Писатель с ... гораздо сильнее «футлярского» образа жизни. В «Крыжовнике» и вовсе показан тщедушный забытый богом человек, который вроде бы имеет хорошую ...
«Дом с мезонином»
« Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того, ни с сего припомнится мне то зеленый огонек в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще, реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно и, мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут, и что мы встретимся…
Мисюсь, где ты? — Так заканчивается рассказ. И этот вопрос летит куда-то в пространство, и долго-долго звенит среди мигающих звезд. И в нем, как в маленькой капсуле все: и летние вечера, и худенькая девушка Женя, и крокет на лужайке, и ощущение всего длинного-длинного летнего дня, похожего на праздник.
В пьесах Чехова герои говорят не то, невпопад, а порой и вовсе бессмыслицу, вроде «тарарабумбия», но в том мощном поле, что возникает между словами, мы ощущаем и тоску, и боль героев, достаточно искры, чтоб произошел взрыв. Станиславский вспоминал, что когда Чехов начал только писать свою последнюю пьесу, то с какой-то особой радостью и гордостью сообщил, что она будет называться «Вишневый сад». Станиславский не увидел в этом ничего особенного. И радость Чехова была ему непонятна. Наверное, в этом названии была для автора та нота, которая задавала музыкальную тональность пьесе. Или зрительный образ того мира, где будет происходить действие, где будут ходить, плакать говорить эти люди, трогательные, нелепые, все по-своему несчастные: разорившиеся владельцы сада Гаев с Раневской, которые беззаботно прожигают жизнь на самом краю нищеты, Лопахин — богач купец и страшно одинокий человек. Но все это окружено цветущими вишнями. Не потому ли люди эти вспоминаются как нежные, чуткие, красивые.
Вдруг с удивлением понимаешь, что природа в произведениях Чехова играла очень значительную роль, с удивлением, потому что этот писатель, вроде, не стоит у нас в ряду певцов русской природы. То ли дело И. Тургенев. Между тем, вспоминая «Чайку», мы все время помним об усадьбе на берегу озера, а в финале «Трех сестер» Наташа — это торжествующее ничтожество, мечтает поскорее вырубить еловую алею и клен… И это конец печального и светлого мира сестер Прозоровых.
В 1888 году 28-летний Чехов написал повесть «Степь» , где почти нет сюжета — едут разные люди по степи: мальчик Егорушка — учиться в город, его дядя — продать шерсть, и множество других людей, следующих каждый своим путем по огромной земле. В письме к Григоровичу он писал, что хочет, чтоб у повести «был общий запах и тон». Кто-то говорит — скучно. Нет захватывающего сюжета, но если примериться к неспешному шагу людей, передвигающихся по ней, почувствовать огромность этих земли и неба, то удовольствие получаешь глубокое и сильное. «Степь» стала поворотной в его творчестве — рубежом между молодым и веселым Чехонте и замечательным русским писателем Чеховым.
умел ломать стереотипы
«Никто не знает настоящей правды»
Жизнь так текуча, подвижна. Увидеть ее в течении, многообразии — великий дар, которым владел Чехов. Не случайно концы многих его произведений неопределенны, словно заканчиваются многоточиями. И мы догадываемся, что история наших героев будет продолжаться и дальше, только за пределами нашей видимости. Так, «Три сестры » заканчиваются словами: «Музыка играет так весело, так радостно, И, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем… Если бы знать… Если бы знать». А вот конец повести «Три года» : «Лаптев думал о том, что, может, придется жить еще тринадцать, тридцать лет… И что придется пережить за это время? Что ожидает нас в будущем? Поживем- увидим». А за эти три года герой страстно и безответно любил, женился, был несчастлив в семье, охладел, а жена сначала привыкла, потом полюбила. Так о семейной жизни не писал никто. Обычно в центре повествования яркий, драматичный эпизод. А здесь — словно неторопливая река жизни со своими порогами, изгибами. Удивительно, что эту мудрую вещь написал человек, не имевший опыта семейной жизни.
В своих воспоминаниях о Чехове Максим Горький упоминает о подсмотренном им эпизоде, когда Чехов, сидя у себя в саду, пытался шляпой поймать солнечный луч. «Я увидел, что неудача раздражает ловца. Лицо его делалось все более сердитым. Он кончил тем, что уныло, хлопнув шляпой по колену, резким жестом нахлобучил ее себе на голову».
Писать о Чехове всегда было очень трудно, как пытаться поймать шляпой зайчика. Очень нелегко удержаться и не впасть то в патетику, то в сентиментальность, а любая фальшь по отношению к нему особенно ощутима.
Есть такое нехитрое устройство для настройки музыкальных инструментов — камертон. Ударил по металлической вилке, и звучит чистое «ля» А потом слушаешь, так ли звучит эта нота на инструменте, если нет — значит, надо настраивать. На нем играть нельзя.
Есть такой сложный и хрупкий инструмент, можно назвать его душа, можно «я».
«Сочинение по произведению Чехова «Мужики»»
Жить по правде очень трудно. Особенно если общество, в котором ты живешь, насквозь фальшиво. Почти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соответствует всеобщим нравственным принципам Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых “правдивых” писателей — А П.Чехова. Даже в этот тяжелый и суровый период творчества Чехов не ограничивался изображением мрачных сторон действительности, но искал проблески в душе своего героя. С середины 90-х годов в общественной жизни России началась новая историческая полоса. В дневниковой записи В Г. Короленко читаем: “Общество ждет и надеется”. Почти в тех же словах говорит об этом времени Чехов: “Все ждут и на что-то надеются”.
Важная тема повестей и рассказов этих лет может быть определена названием одного из его рассказов — “Человек в футляре”. Это заглавие вполне сопоставимо с гоголевским образом — “Мертвые души”. “Футляр” становится у Чехова символом всей жизни, “не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”. Если говорить обобщенно, содержанием многих его произведений является борьба “человека” и “футляра”.
Повесть “Мужики” вызвала особенно острые споры. Писатели-народники любили изображать деревню как царство доброй и наивной патриархальности, не тронутое “язвами” капитализма. В ней они видели единственное спасение от тлетворного влияния городской цивилизации.
Беспощадно-правдивое изображение деревни в чеховской повести “Мужики” наносило удар этим фальшивым представлениям. “Ее читали, обсуждали, по поводу ее много спорили. Впечатление от нее было ошеломляющее. Как обухом по голове” (Н.И.Иванкжов).
Чехова упрекали в том, что он не видит ничего светлого в жизни деревни. Однако писатель никак не заслуживал подобных обвинений. Герои его “Мужиков” действительно невежественны, забиты, но по сути они человечны. “Да, жить с ними было страшно, — думает героиня повести Ольга, — но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдание”.
Когда критики спорили о “Мужиках”, об отношении писателя к деревне, они не знали, что Чехов работает над продолжением повести. В ее опубликованной части говорилось о том, как лакей Николай Чикильдеев заболел и поехал с женой Ольгой и дочкой Сашей на поправку. Они попадают в царство бедности, забитости и страданий. Николай умирает, а Ольга и Саша, побираясь, идут в Москву. В том продолжении повести, которое осталось у Чехова в виде незаконченных черновиков, описывалась горестная жизнь Ольги и Саши уже в Москве.
С глубокой любовью, как всегда у Чехова сдержанной, нигде прямо не высказанной, рисует он судьбу девочки Саши — ее путь из детства на самое дно жизни. От матери она унаследовала не только мягкость, доброту, поэтичность, но также: “Терпи и все тут”. Незаконченная повесть обрывается в тот момент, когда Ольга, служащая в меблированных комнатах, уволенная, исчезает, а Саша идет на улицу. Чехов обнаружил редкостное “двойное зрение”: пристально изучая жизнь и быт, окружающие Сашу сначала в деревне, а затем в городе, он внимательно вглядывался во внутренний мир маленькой героини трагической мужицкой и городской эпопеи.
Однако как ни страшна жизнь, как ни горестна судьба человека и народа, писатель не ставит окончательной точки в конце произведения, оставляет финал открытым. Чеховская правда, верность действительности, суровое изображение самых мрачных ее сторон — все это не отнимает у читателя веры в жизнь, надежды на то, что она может стать иной.
Простой человек, труженик — это один из вариантов главного чеховского образа. Таков герой рассказа «Попрыгунья». Доктор Дымов — душевно богатый и сильный человек, чья душевная мягкость, доброта, робкая, всегда немного виноватая деликатность, простота лишь подчеркивают его волю, неутомимость в труде, настойчивость в достижении цели, преданность своей науке.
Среди знаменитостей, окружающих его жену, Ольгу Ивановну, доктор Дымов представлялся слишком обыкновенным, ординарным, незначительным. А когда Дымов умирает, заразившись дифтеритом от мальчика, у которого через трубочку высасывал дифтеритную палочку, то один из его коллег, доктор Коростелев, говорит Ольге Ивановне, что это «был великий, необыкновенный человек. Какие дарования! А какая нравственная сила! Добрая, чистая, любящая душа, — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти …подлые тряпки!»
Дифтерит — не главная причина, из-за которой оборвалась молодая жизнь Дымова. Дифтерит был лишь «сообщником» Ольги Ивановны. Она не поняла, что великий человек, поисками которого она занималась всю жизнь, жил рядом с нею. Она проглядела, «пропрыгала» главное, не поняла ни красоты, ни силы Дымова, не сумела видеть необыкновенное в обыкновенном.
Во всем облике Дымова читатель угадывал черты Сеченова, большого русского ученого. Чехов глубоко чувствовал национальный характер людей этого склада, повседневный героизм их исполинского труда, их беспредельную скромность, нравственную силу, несгибаемое упорство, преданность делу культуры, благородную любовь к родине и народу. Создавая образ Дымова, Чехов вложил в него свое восхищение типом русского ученого.
В романе, завязавшемся между Рябовским и Ольгой Ивановной, развивается тема обыкновенности и исключительности личности. Ольга Ивановна, «попрыгунья», ищет величие в необыкновенном, исключительном, в ее понимании великий человек — это избранная личность, высоко возвышающаяся над толпой «обыкновенных», «маленьких», людей. Характерно для Чехова, что в самой измене Ольги Ивановны Дымову выразились ее презрение к «обыкновенным», «маленьким» людям, ее представления о великом человеке как об избранной личности, возвышающейся над толпой. Образ «попрыгуньи», всю свою жизнь «прыгающей» в поисках исключительного, великого человека, — в конечном итоге сатирический образ.
Свой рассказ о докторе Дымове и его жене Чехов сначала назвал «Великий человек». С таким названием он послал его в редакцию журнала «Север». Но название не удовлетворило его. Он писал редактору журнала: «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья». Не забудьте переменить».
Возможно, что название «Великий человек» казалось Антону Павловичу нескромным. Но оно верно передает все существо дела. Ложному величию Чехов противопоставил в рассказе подлинное величие простого и скромного, «обыкновенного» человека. Любимые герои Чехова — обыкновенные русские люди. В каждом из них мы ясно видим не только отдельного человека, но и всю его среду, целые пласты самой жизни. За фигурой чеховского Дымова мы ясно ощущаем множество трудовых людей.
План
1. Каков он чеховский маленький человек?
2. «Футлярный человек» в творчестве Чехова
3. Маленький человек, вызывающий сочувствие
Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.
Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.
Каков он чеховский маленький человек?В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный. Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.
встречаем образы «маленьких людей».
«Футлярный человек» в творчестве Чехова
Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.
Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.
Маленький человек, вызывающий сочувствие
У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица. Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера. Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.
Или другое произведение писателя – рассказ «Студент», повествующий о бунте маленького человека. Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту. Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.
Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите человека».
Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям. По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми. И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.
Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в «футляре».
5. Смешное и грустное в рассказах Чехова
План
1. «Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя
2. Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира
3. Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений
А.П. Чехов давно уже является признанным мастером отечественной литературы, объединившем в своем творчестве мягкий лиризм, любовь к человеку, педагогичность и добрый юмор. Смешное и грустное в рассказах Чехова переплелись между собой. С одной стороны, читатель часто смеется над поведением героев писателя, а с другой стороны, видит в их поступках отражение собственных пороков и недостатков.
«Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя
Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.
Например, знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.
То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника».
В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.
Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира
Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному. Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.
Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных. Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.
Те же коллизии сюжета встречаем в рассказе «Злоумышленник». Читатели прекрасно понимают, что мужичок, снимавший гайки с железнодорожного полотна, чтобы с их помощью ловить рыбу, вовсе не является опасным преступником. Сцена его допроса выглядит смешно. Однако читатель смеется и жалеет этого безграмотного героя, который может сильно пострадать за свое вынужденное невежество. В этом рассказе проявилась еще одна характерная черта чеховских произведений: в них очень часто говорится о том, что люди из интеллигенции, обладающие властью и имеющие образование, не готовы слушать и понимать то, чем живет простой народ. Сословия разделяет пропасть, мешающая человеческим взаимоотношениям.
Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений
Грустное в рассказах Чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. Однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. Сам Чехов, по воспоминаниям современников, много шутил, однако, шутки у него тоже получались грустные.
Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
Чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, но эта ирония целительна сама по себе: она помогает читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.
Часто литературоведы сравнивают смешные и грустные рассказы Чехова с осколками разбитого зеркала, имя которому сама жизнь. Читая эти произведения, мы видим в них отражение самих себя, поэтому мы сами становимся мудрее и терпеливее.