Типы московского общества в изображении А.С. Грибоедова

Сочинение

Сочинение: Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(371 слово) В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий вступает в идеологический конфликт с фамусовским обществом, а конкретнее — московским дворянством.

Чацкий обличает пороки аристократического общества. В числе этих пороков выделяются чинопочитание, раболепие перед мнением других людей, бесконечные сплетни, безвкусное подражание всему французскому, стремление не служить, а выслуживаться, отсутствие нормального образования (а иногда, как в случае с Фамусовым, полное неприятие книг вплоть до их уничтожения).

Все эти дурные качества олицетворяет московское дворянство. В этих людях нет искренности, они озабочены лишь тем, что подумают другие. Тут вспоминается заключительное восклицание Фамусова о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». В комедии она является внесценическим персонажем, но её авторитет непререкаем. Даже небольшое недоброе слово от неё, судя по всему, может разрушить образ Фамусова, который он сам себе создал.

Молчалин же является человеком, которого такое общество готово принять. Он нахваливает шёрстку шпица, ухаживает за дочерью уважаемого человека, который со всеми знаком. Он не имеет своего мнения и способен подстраиваться под любую ситуацию так, чтобы она вышла в его пользу. И хотя фамусовское общество не считает его равным, оно по-своему уважает этого персонажа. Тем более его нельзя назвать отрицательным. Он не делает ничего плохого, пусть и его идеалы по своей сути аморальны. Но как раз именно такому человеку суждено найти своё место и процветать, тогда как Чацкий в этой среде не преуспеет, несмотря на свои дарования и способности.

Грибоедов изображает Москву величавой, но всё же консервативной сплетницей. Старая столица не принимает новых идей, взглядов, а тем более их носителей. Ее жители готовы переступить через правду и пойти туда, где им комфортнее живется, поэтому московские барыни жалеют шпица, но не обращают внимания на страдания крестьян. Даже Софья, девушка по природе неглупая, всё же растворяется среди фамусовского общества и первая распространяет сплетню о помешательстве Чацкого, с которым когда-то её связывали нежные чувства. Он знает, что врет, но ради мести забывает о приличиях.

Таким образом, получается, что московское дворянство в комедии показано как общество не очень образованных людей из аристократического слоя, которые мыслят навязанными стереотипами и не готовы двигаться вперед. На их стороне сила, так как они обладают властью над всеми остальными, но их слабость заключается в том, что никто из них не готов работать, думать и служить отечеству верой и правдой. Поэтому они навсегда останутся лишь плохими подражателями французов.

10 стр., 4624 слов

Чацкий против фамусовской Москвы (урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

... Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету». Когда Чацкий обращается к Фамусову ... комедии – Александр Андреевич Чацкий. Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, ... Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно «век государыни Екатерины» кажется Фамусову ...

Типы московского общества в изображении А.С. Грибоедова.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

В комедии Грибоедова “Горе от ума” не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, — то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.

Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, “купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки” мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в “Евгении Онегине”, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.

Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе[20].

“А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин… имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.

Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.

1 стр., 405 слов

«И один в поле воин, если он Чацкий» (В. Г. Белинский) по комедии ...

... успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Бросив напоследок представителям фамусовского общества прощальное обвинение во лжи и лицемерии, Чацкий уезжает. Гости растеряны, ... что перепуганные его откровенностью остальные герои комедии называют Чацкого «карбонари» и «окаянным волтерьянцем». Кульминация противостояния Чацкого и фамусовского общества приходится на IV действие. На балу ...

Для всех членов фамусовского общества главное — это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Загорецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.

Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы — одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.

3 стр., 1319 слов

Роль общества в жизни человека

... на земле, то есть ставит нас на ступеньку высшего разума. Также читают: Картинка к сочинению Роль общества в жизни человека Популярные сегодня темы ... команду одному очень одиноко. Человек формируется как личность благодаря обществу, которое осуществляет влияние на его привычки и поведение. ... вот для чего нужно общение. Без него нет общества, которое занимает сейчас у современного человека более 70% ...

В комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.

Грибоедовские люди живут в реальной конкретно-исторической обстановке: действие происходит в Москве, отстраивающейся после пожара 1812 года («Пожар способствовал ей много к украшенью»).

Время действия все более и более уточняется то упоминанием события, то указанием на учреждение административного органа или учебного заведения. Хлестова боится с ума сойти, между прочим, и от «ланкарточных взаимных обучений»: «Общество училищ взаимного обучения» открыто в России в 1819 году. Княгиня Тугоуховская с трудом выговаривает: пе-да-го-ги-ческий институт — и возмущается тем, что в нем «упражняются в расколах и безверьи профессоры!!». Это отклик на скандальный процесс четырех профессоров Петербургского педагогического института, которым по обвинению реакционера Рунича в 1821 году правительство запретило преподавательскую деятельность.

Московское общество изображено Грибоедовым на фоне событий, совершавшихся накануне первого вооруженного восстания против царизма. Трепет современности ощущается в каждом слове, реплике, в спорах, в борьбе враждебных лагерей.

Над миром Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Хрюминых и Хлестовых парит ум эпохи, проницательный и дерзкий, заглядывающий в глубину помыслов, отношений, идеалов веками утверждавшегося общества и обнаруживающий везде смешное, низкое, недостойное настоящего человека. Комедия Грибоедова своей правдивой картиной московского общества, освещенного солнцем насмешливого ума, внушала отвращение к вековечной «мудрости» всех, кто стоял за этим обществом, был доволен им, оберегал его. Поэтому она служила революционным целям декабристов не меньше самых пылких романтических обличений зла и безобразия крепостнического уклада. Писатель и революционеры били в одну цель, с одной и той же позиции.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒