Отчего Татьяна, любя Онегина, в конце концов отвергает его любовь по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)

Сочинение

Любовь Татьяны и Евгения является одной из главных сюжетных линий романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Так почему же Татьяна, всё ещё любящая Онегина, отвергает его признание в конце произведения? Давайте разберёмся.

Какой предстаёт перед нами Татьяна в начале романа? Рассказчик описывает её как юную мечтательную девушку, отчуждённую и непохожую на прочих людей из своего окружения. Её внешность не идёт ни в какое сравнение с внешностью её сестры Ольги:

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.»

Девушка не занималась вещами, свойственными для девочек, ни в детстве, ни в юности.

Она не играла в куклы, не вышивала, а лишь «в задумчивости проводила дни сельского досуга». Она была другой. Слишком непохожей, слишком отстранённой.

«Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.»

Итак, наша Татьяна — задумчивая, мечтательная, робкая и тихая натура. В своей романтичности она очень близка с Ленским. С сестрой они словно две стороны одной медали — Ольгая бойкая, общительная, милая и простодушная. Но, как и отмечает рассказчик, её образ можно встретить на страницах любого романа, в ней нет ничего особенного, интересного, цепляющего. Такие быстро «безмерно надоедают». В Татьяне же он видит идеал русской девушки, многим опережающий каноны современного на тот момент общества. Примечательно, что Татьяна является одним из самых любимых персонажей самого Пушкина.

Её необычность и подмечает Онегин в разговоре с Ленским после первого визита в дом Лариных. Он искренне удивлён, что Владимир предпочел Ольгу Татьяне:

««Неужто ты влюблен в меньшую?»

2 стр., 517 слов

«Нет рано чувства в нем остыли…» (образ разочарованного ...

... думают главные герои романа — Онегин, Ленский, Татьяна, думает автор. Бездумно по тече­нию ... в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и траги­ческую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства ... провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда — и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто ведется повест­вование о нем. ...

  • А что? — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.»

Любовь у Татьяны тоже должна быть особенной. По натуре своей она была тогда ещё так наивна, так романтична и юна, что запросто влюблялась в сладкие сказки прочтённых ею романов:

  • «Ей рано нравились романы;
  • Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.»

И девушка верит, что у неё всё тоже будет красиво и романтично, словно в одной из её книг. Ей уже семнадцать, она уже созрела для своей большой любви!

«Давно её воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

  • Душа ждала… кого-нибудь.»

Как раз в это время Татьяна и встречает Онегина. Она увидела в нём тот самый идеал из её романов, который она искала. Молодой человек был не похож на других её скучных знакомых и соседей, с которыми у девушки не было ничего общего. Она с ещё большим упоением погружается в романы, ведь ей не с кем обсудить все те переживания, что происходят в её сердце. С их помощью она и дополняет образ Онегина своими фантазиями:

«Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Адель и де Линар,

И Вертер, мученник мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, —

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.»

Всё это приводит к тому, что Татьяна просто вынуждена признаться Онегину — она не может иначе. Но на этом романтика и заканчивается. Евгений отвергает её; несмотря на вежливость и учтивость, на его честность, его слова жестоко ранят её. Но даже после отказа Татьяна не перестает любить Онегина, ведь это её натура, в этом она вся.

«Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит;

  • Её постели сон бежит;

Здоровье, жизни цвет и сладость,

Улыбка, девственный покой,

Пропало все, что звук пустой,

И меркнет милой Тани младость…»

Удивительно, насколько сильной может быть любовь. Даже после отказа, даже после трагической дуэли с Ленским, даже после отбытия Онегина в Петербург Татьяна не сдается, она всё пытается понять своего любимого. С взрослением к ней медленно приходит осознание того, что образ своего возлюбленного она домыслила сама, поэтому очень многого о нем не знает.

«… Чтенью предалася

Татьяна жадною душой:

И ей открылся мир иной.»

Однако именно после посещения усадьбы, после прочтения его книг, Татьяна понимает, что Онегин не тот человек, которому она когда-то написала письмо, не тот герой, которого она выдумала.

«Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовском плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Ужель загадку разрешила?

Ужели слово найдено?»

Проходят годы, Татьяна выходит замуж, становится княгиней. Внезапно возвращается Онегин. Поначалу он даже не узнает её, то, как невероятно она изменилась просто не укладывается у него в голове:

7 стр., 3412 слов

Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни

... внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху». Посмотрите эти сочинения Почему Онегин обречен на одиночество? (сочинение) Роман ...

«Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы,

И, верно б, согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.»

Изменения не только внешние, нет, Татьяна повзрослела. Это уже не та девчушка, которая не могла сдержать эмоций, сидя напротив возлюбленного:

«Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть.»

И всё же даже в этой равнодушной княгине можно усмотреть прежнюю Татьяну. То, как ей больно от встречи с Евгением, как ей становится дурно при разговоре с ним — всё это показывает драматизм ситуации без лишних слов. Но нынешняя Татьяна даже в такой ситуации готова держать себя в руках.

«Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась

Иль стала вдруг бледна, красна…

У ней и бровь не шевельнулась;

  • Не сжала даже губ она.»

Именно из-за этих изменений она и отказала Онегину. Юная наивная девушка превратилась в спокойную, умудренную жизненным опытом, верную своему мужу жену. Для нее немыслимо предать мужа, даже ради мужчины, которого она все еще любит и никогда не переставала любить. Теперь дело вовсе не в чувствах, дело в чести и достоинстве, в преданности семье и клятве. Поэтому даже после признания Онегина, когда он словно повторяет её отчаянный поступок из начала романа, Татьяна находит в себе силы ему отказать.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

  • Я буду век ему верна.»

В поступке Татьяны Пушкин видит идеал супружеской верности. Возможно, однажды она полюбит своего мужа и будет счастлива, а пока… Дороги Татьяны и Евгения разошлись навсегда.

Её поступком автор показывает нам, что чувства не всегда решают все. Бывают ситуации, в которых люди просто обязаны поступать в соответствии с клятвой и долгом. Ситуации, в которых иначе и быть не может. Своим роковым решением Татьяна отказалась от личного счастья, от любви всей своей жизни, потому что таков был правильный поступок. Возможно, это и есть тот самый далекий нравственный идеал, к которому каждый из нас должен стремиться.