Сочинение тоска онегина дань моде или глубокое внутреннее переживание

Сочинение

Испытание дружбой и любовью (по роману «Евгений Онегин»)»Евгений Онегин» — великолепный роман в стихах, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным. В этом романе тесно связаны любовь и дружба. Эту связь можно рассмотреть благодаря отношениям Онегина с другими героями романа.Евгений — молодой дворянин, главный герой романа. Большую часть своей жизни он провёл в светской среде. Онегин получил весьма поверхностное образование, но при этом полностью постиг «науку страсти нежной». Его развлечения такие же, как и у всех представителей светского общества:походы на балы и в театр, дружеские беседы. Не зря Белинский назвал Онегина «эгоистом по неволе»

Чуть позже Онегину надоедает эта скучная жизнь, в которой нет никаких искренних чувств. И вот, надеясь развеять тоску и отдохнуть от забав высшего общества, он отправляется в деревню к заболевшему дяде.Можно сказать, что здесь начинается испытания любви и дружбы для ЕвгенияВ деревне Евгений знакомился с Ленским, молодым поэтом:»Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет.» Позже Ленский представляет Онегина семье Ларинывх. Татьяна Ларина, провинциальная барышня, влюбляется в Евгения с первого взгляда. Позже она признаётся ему в своих чувстах, но Онегин отказывает Татьяне:»Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я». Таким образом, Евгений заявил Татьяне, что он не создан для любви и семейной жизни.

Тем временем, всё дальше раскрывался образ «вынужденного эгоиста». Оскорблённый Ленский вызывает Онегина на дуэль, где и погибает от его же руки: «Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные:поэт Роняет, молча, пистолет».Скорее всего, Евгений и не хотел убивать Ленского. После поединка ему стало ужасно стыдно за то, что убил своего друга. Тем не менее, испытание дружбой Онегин провалил.Позже Онегин уехал путешествовать. Но к концу романа он появляется вновь. Но не в деревне, а в Санкт-Петербурге. Там он встречает уже вышедшую за генерала Татьяну, которая уже была не похожа на ту, прежнюю Татьяну:»Как изменилася Татьяна!Как твёрдо в роль свою вошла!Как утеснительного сана Приёмы скоро приняла!»

Онегин так же совершенно преобразился. Он больше не изображал равнодушного светского человека, он был настоящим:пылкий влюблённый молодой человек, не замечающий ничего, кроме своей любимой девушки. Можно предположить, что он впервые в жизни испытал настоящее чувство, но оно обернулось настоящей драмой. Татьяна не могла ответить на запоздалое чувство Евгения. Вед она уже была замужем. Любовь дала урок эгоисту.На протяжении всего романа меняются характеры большинства героев. Например, Онегин осознал, что он потратил несколько лет своей жизни среди светских развлечений напрасно. Пушкин тесно связал дружбу и любовь в своём романе и показал, что не каждый способен пройти испытания дружбой и любовью

3 стр., 1145 слов

Авторская личность и формы выражения в произведениях Г.Р. Державина ...

... Проявление авторской личности в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» По мнению Ларковича, в данном стихотворении ярко проявляется многообразие восприятия Державиным мира. Поэт не замыкается в однобокости жанровой ... - строки Некрасова как нельзя лучше отражают жизненную позицию одописца. Гаврила Романович прежде всего был гражданином, следовал идеалам классицизма - представлял собой образец ...

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дружбы и любви. Начинается все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине “друзья и дружба надоели”. Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет:

“Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны… “. Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин, того что Онегину надоела дружба – его хандра. Но почему она овладела им, а Автором, который предстает в романе его другом – нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) “от делать нечего друзья”. Это так и было им обоим действительно было нечего делать – Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности – он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И Автор, и Онегин – они были старше Ленского – неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга… Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору “надоел… безмерно”. Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал:

“Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт… “. Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую “другую”, и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг) .

А что же Онегин? Он уверен, что “не создан для блаженства”, это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь отсутствуют – они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, которое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, “сброд”, который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра – но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули – для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот – “любовь” Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна – нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее – в Онегине она “должна… ненавидеть убийцу брата своего”. Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина – перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Итак, проходит три года, и Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке – в Петербурге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь, встретив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине просыпается любовь. Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась – изменился Онегин. Он смог “обновить свою душу”. Он смог полюбить. Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, но она “другому отдана” и будет “век ему верна”… Татьяна, несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

(No Ratings Yet)

Тема дружбы и любви в романе “Евгений Онегин”

Другие сочинения по теме:

  1. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна…
  2. Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до…
  3. В. Г. Белинский Сказал о романе Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”, что это произведение является поистине народным произведением, настоящей энциклопедией…
  4. Сочинение по русскому языку 10 класс. Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до…
  5. Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите “образы”: “образ Онегина”, “образ Ленского”, “образ Татьяны Лариной”?. Скажите,…
  6. Евгений Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нем…
  7. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность,…
  8. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух…
  9. Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной –…
  10. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества….
  11. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период…

ТЕМА ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В «ЕВГЕHИИ ОHЕГИHЕ»

В pомане А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наpяду с дpугими пpоблемами, не маловажное место уделяется теме, пpедставленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дpужбы и любви.

Hачинается все с того, что в пеpвой главе автоp говоpит об Онегине «дpузья и дpужба надоели». Hо почему, кто в этом виноват? Веpоятно, отчасти сам Онегин, выбpавший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм пpоизведений Байpона. Kpоме того, чеpез несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Hаполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Hаполеоны…». Разве это в некотоpой степени не об Онегине? Одной из пpичин, того что Онегину надоела дpужба — его хандpа. Hо почему она овладела им, а Автоpом, котоpый пpедстает в pомане его дpугом — нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти напеpекоp этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впpочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подpужился вначале пpосто потому, что больше в деpевне, куда он попал после смеpти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего дpузья». Это так и было им обоим действительно было нечего делать — Онегину из-за его скуки и хандpы, а Ленскому из-за его неопытности и наивности — он не знал настоящей жизни, он не мог пpиспособиться к ней. И Автоp, и Онегин — они были стаpше Ленского — неудивительно их иpоничное и шутливое отношение к его pомантической натуpе. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью — он был своему пpиятелю наставником, покpовителем.

Любовь Ленского к Ольге — также плод его pомантического вообpажения.

Hет, он не любил Ольгу, он любил обpаз, созданный им самим. Романтический обpаз. А Ольга… Обыкновенная пpовинциальная баpышня, поpтpет котоpой Автоpу «надоел… безмеpно». Hедаpом Онегин, котоpый был намного мудpее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбpал бы дpугую, когда бы был как ты, поэт…». Hо почему же Онегин так увеpен, что не сможет полюбить сам? Он встpечает Татьяну, ту самую «дpугую», и она пpизнается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью pеального Онегина, а отчасти опять же в обpаз, созданный на основе сентименталистских книг) . А что же Онегин?

Он увеpен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так.

Он пpосто боится полюбить, боится пpобудить чувства, убитые за вpемя его пpебывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он pазучился по-настоящему дpужить и любить. Там такие понятия, как дpужба и любовь отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Да, тем самым общественным мнением, котоpое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссоpились из-за одного случая, пpоизошедшего на балу — Онегин дважды пpигласил Ольгу на танец. Kазалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пpигласил его на бал, куда съехалась вся окpуга, «сбpод», котоpый Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игpа — но не для Ленского. Его pозовые, pомантические мечты pухнули — для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговоpить Ленского от дуэли, выяснить все миpным путем, объясниться? Ему помешало это пpесловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деpевне.

И оно было для Онегина сильнее его дpужбы. Ленский убит. Может быть, как это не стpашно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот — «любовь» Ольги, она поплакала, погоpевала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Дpугое дело Татьяна — нет, она не pазлюбила Онегина, пpосто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее — в Онегине она «должна… ненавидеть убийцу бpата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина — пеpед ней откpывается Онегин настоящий. Hо Татьяна уже не может pазлюбить его. И, веpоятно, не сможет никогда.

Итак, пpоходит тpи года, и Татьяна и Онегин вновь встpечаются. Hо уже в дpугой обстановке — в Петеpбуpге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин веpнулся из стpанствия. И тепеpь, встpетив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине пpосыпается любовь. Любовь к той, котоpой он благоpодно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он пpежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Hет, Татьяна не изменилась — изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полюбить. Hо слишком поздно. Hет, Татьяна не pазлюбила его, но она «дpугому отдана» и будет «век ему веpна»… Татьяна, несмотpя на то, что она вышла замуж не по любви, не может pазpушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только pади своего счастья.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с уверенностью можно назвать проблемным. Действительно, автор поднимает в нем множество проблем, так или иначе связанных с размышлением о смысле жизни, любви, дружбе, причинах несчастья человека. Он предлагает читателю поразмышлять, почему блестящий, молодой, образованный человек так рано разочаровался в жизни, не нашёл в ней своего места.

В своё время критик Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Значит, эгоизм героя стал причиной его страданий. Почему же определяющей чертой героя стал именно эгоизм? Может быть, причина в воспитании, социальных условиях, образе жизни Онегина? Мы ищем ответ на этот вопрос на протяжении всего романа.

Во многом на героя повлияла общественная атмосфера двадцатых годов девятнадцатого века. В это время русское дворянство по-иному взглянуло на ситуацию в стране. Старые взгляды уже отходили в прошлое. Возникла необходимость реформ. Но их осуществление зависело от молодого поколения. Одни стали создавать тайные общества, чтобы как-то изменить ситуацию. Другие не могли найти способ изменить праздность дворянской жизни и впадали в уныние, апатию, разочарование.
Во многом новое поколение не оправдало возложенных на него надежд. Виной тому – европейское воспитание, оторванность от национальных традиций, незнание своей страны, влияние Запада, праздный образ жизни многих дворян.

Первая строфа романа представляет визитную карточку героя. Он скептически относится к семейным связям и неохотно представляет себя у постели умирающего дяди:

Какое низкое коварство

Таково наше первое впечатление о герое. Онегин – типичный представитель своей среды. И воспитывался он в типичных условиях того времени. Отец рано промотал своё состояние из-за балов и раутов. Воспитанием юного Евгения занимался нанятый француз-гувернёр. Он учил мальчика «всему шутя», «не докучал моралью строгой». Поэтому герой знал немного из латыни, немного из истории, читал Адама Смита. Можно сказать, что он получил весьма поверхностные знания и был не готов к самостоятельной жизни, службе. Но Онегин с потрясающей ловкостью «всегда умел казаться новым», был внимательным собеседником, легко танцевал, в разговорах умел коснуться всего слегка, быстро покорял женские сердца. Этого оказалось более чем достаточно для успеха в свете. Онегин прекрасно приспособился к его условиям и слыл блестящим франтом. Герой смог подавить в себе естественные чувства, рано научился лицемерить:

Как рано мог он лицемерить,

Онегин привык играть чужими чувствами, судьбами. У него было всё: положение в свете, молодость, красота, силы, ежедневные развлечения. Он жил в забавах и роскоши. Но скоро охладел к этому, стал испытывать страдания. Почему? Ответ на этот вопрос автор даёт в первой главе. Здесь мы видим описание внешнего образа жизни героя. День он проводит в постели, ночами пропадает на балах, в театре, за обедами. И так проходит день за днем.

Лишь на первый взгляд жизнь героя напоминает бесконечный праздник. На самом деле суетные удовольствия очень быстро приедаются. Человек не может жить только потреблением, вне труда, без цели. Онегин очень скоро это почувствовал. Его перестали радовать лёгкие победы над женщинами, бесконечные обеды и балы.

Героем овладела апатия. Это не была дань моде, не было подражание большинству. Это был протест человека, который видит пустоту привычного образа жизни. Онегин никак не может понять, что причина его страданий – в несоответствии его личности и той жизни, которую он ведёт.
Онегин живёт искусственной, не своей жизнью. Подобное существование ему навязали извне. На самом деле наш герой другой. В нём есть «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и трезвый охлаждённый ум». Это и сблизило Онегина с автором: «С ним подружился я в то время, Мне нравились его черты».

Как же Онегин пытается найти выход из противоречия в своей душе? Он пытается что-то сочинять, но «труд упорный ему был тошен». У него ничего не вышло. Волею судьбы герой оказался в деревне. Первое время красота природы помогала Онегину развеять угнетение. Но проблема так и осталась нерешённой. Евгений снова погрузился в тоску. Вскоре ему надоели разговоры соседей о бытовых заботах, вине, псарне, родне. Он уединился у себя в имении. Да и соседи посчитали его чудаком, перестали с ним общаться. Так продолжалось до встречи героя с Ленским. Именно юный поэт знакомит Онегина с Татьяной. Автор в лице этих героев посылает Онегину испытание дружбой и любовью. Он Онегин не проходит их. Из-за пустого повода он соглашается на дуэль с Ленским. Боязнь выглядеть трусом оказывается для него важнее жизни человека. Восторженный романтик гибнет от руки лучшего друга. Беззаветная любовь Татьяны может воскресить Онегина к новой жизни, но герой проходит мимо искренних чувств.

Причина жестоких ошибок Онегина – его себялюбие, эгоизм. Он привык думать только о себе и никогда не принимал в расчёт чувства других людей. Откуда в Онегине столько эгоизма, жестокости?

Здесь сказалось влияние на героя европейского образа мыслей. Автор обращает внимание, что в его кабинете стоит «столик с куклою чугунной» (фигуркой Наполеона), «лорда Байрона» портрет. Имя Наполеона стало символом индивидуализма, эгоистического начала. С ним связана теория сильной личности, которой позволено всё. Она абсолютно свободна и может быть равна Богу. Суть этой популярной теории автор иронично изложил на страницах романа:

Мы почитаем всех нулями,, Но культ Наполеона и его идей разрушает человека. Автор показывает это на примере Онегина., И современный человек

Подобный образ мыслей вызывает лишь страдания. Онегин разочарован в людях, в дружбе, любви. Он считает, что в этом виновно общество. Онегин не хочет признаться себе в том, что причина страданий кроется в нём самом, в его отношении к жизни. Он не понимает, что долгое время изменял себе, одевал маску, жил по чужим законам, зависел от мнения других. Любовь к новой Татьяне открывает перед нами истинную сущность Онегина, его внутренние изменения. Герой способен на глубокие чувства, может искренно любить. Именно любовь помогла ему преодолеть разочарование, пробудила к новой жизни. Возможно, что обновленный Онегин найдёт в ней своё место.

В первой главе уже сказано об Оне-гине: «друзья и дружба надоели». Ве-роятно, Онегин выбрал своим идеа-лом героя произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находится бюст Наполеона: «Мы по-читаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны…». Разве это не об Онегине? Герой ску-чает. Но почему хандра овладела им? В Онегине нет желания действовать, изменить что-либо, протестовать. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился просто потому, что больше в деревне общаться было не с кем. Пушкин на-зывает их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и бы-ло — им обоим действительно было нечего делать: Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности — он не знал настоящей жизни, не мог найти свое место в ней. И автор, и Оне-гин — они оба старше Ленского — иронично относятся к его романтиче-ской натуре. Онегин намного опыт-нее, пресыщен жизнью — он мог бы стать для Ленского своего рода на-ставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге — также плод его романтического воображе-ния. Нет, он не любил Ольгу, он лю-бил образ, созданный им самим. Ро-мантический образ. А Ольга… Обык-новенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел… безмерно». Недаром Онегин сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт…». Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви.

А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства». Но на самом деле он просто боится полюбить, боится пробудить забы-тые чувства.

Онегин и Ленский поссорились из-за пустяка — Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Небольшая месть за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Но Лен-ский воспринимает все иначе — для него это измена, крушение надежд.

В тот момент, когда Онегин полу-чил вызов, ему следовало отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться. Но по-мешало пресловутое общественное мнение. И оно было для Онегина сильнее дружбы.

И вот «любовь» Ольги: она поплака-ла, погоревала, вышла замуж за воен-ного и уехала с ним. Иначе любит Та-тьяна. В Онегине она «должна… нена-видеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения ка-бинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина — перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

Итак, проходит три года, Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке — в Петербурге, в светском обществе, Татьяна заму-жем, Онегин вернулся из странствия. И теперь в Онегине просыпается лю-бовь. Любовь к той, которой он благо-родно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изме-нилась — изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полю-бить. Но слишком поздно. Татьяна, несмотря на то, что вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь му-жа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.

Таким образом, в романе пред-ставлены различные «модели» люб-ви, дружбы, но главный герой не спо-собен проявить себя в чувстве. Он одинок и несчастен, но виноват в этом только он сам.