Русская классическая литература и развитие европейского гуманизма
Русская классическая литература стала пророчеством «о новом человеке и его рождении из лона русской души», согласно словам австрийского писателя Стефана Цвейга, и принесла идею нового человека и новой человечности в европейское сознание. Во второй половине XIX века русская литература обрела мировую известность и признание, привлекательность русской классики заключается в ее способности преодолеть ограниченные границы западноевропейского гуманизма, который начиная с эпохи Возрождения придавал человеку роль венца природы и цели творения, присваивая ему божественные функции.
Раннее гуманистическое сознание сыграло прогрессивную роль, способствуя освобождению творческих сил человеческой личности, однако постепенно гуманизм проявил свои недостатки, приводя к торжеству индивидуализма и раскрепощению как созидательных, так и разрушительных инстинктов человеческой природы. Русская народность проявляла отвращение к эгоистичным проявлениям и отторгалась от них на своем пути к общему человеческому. Это качество отразилось и на художественном творчестве, придавая ему черты обличительности.
Таким образом, русская классическая литература не только принесла новые идеи в европейское сознание, но и отразила особенности национального характера, обогатив художественное творчество обличительным элементом.
Тело работы
1. Ограниченность и скудность жизни без связи с народной жизнью
По мнению русского писателя, жизнь, оторванная от народной, ограничена и скудна. Примером такого взгляда на жизнь является герой романа Льва Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он осознает, что истинное счастье для него заключается в служении народу, в том, чтобы быть просто солдатом. В душе Пьера присутствует скрытая теплота патриотизма, которая объединяет русских людей в трудные времена и укрепляет каждого, кто принадлежит к коллективу.
2. Угроза внутреннего распада при отрыве от народной жизни
Русский писатель считает, что стремление к отрыву от народной жизни и индивидуализм может привести к внутреннему распаду личности. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» мы видим, как герой Раскольников страдает от фанатической сосредоточенности на идее, которая противоречит народным нравственным идеалам. В результате, его душа становится замкнутой на себе, а он постепенно теряет связи с окружающими людьми. Семейные чувства, которые являются основой человеческой общности, разрушаются в его сознании. Раскольников ощущает, что его душа становится тюрьмой и гробом, и только самоотверженная любовь Сонечки Мармеладовой способна пробить брешь в его одиночестве и привести к новому рождению.
По истории русской литературы : «Проза И.А. Бунина эмигрантского периода»
... Здесь жил Иван Бунин, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Куприн - цвет русской литературы XX века. Вглядываясь в жизнь русской эмиграции, нетрудно убедиться: ... актуальность темы дипломной работы «Проза эмигрантского периода И.А.Бунина». Цель работы:, Задачи исследования: 1 . Установить основные события и периоды литературной деятельности И.А. Бунина в эмиграции; ...
Русская классическая литература во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века в русской классической литературе отличалась особым пониманием личности, которое выходило за рамки ограниченных буржуазных представлений о ценности индивида. В произведении «Преступление и наказание» Федора Достоевского была опровергнута арифметически однолинейная альтернатива, провозглашенная немецким философом Максом Штирнером в середине XIX века. Альтернатива, заключающаяся в победе или покорности, была отвергнута героями Достоевского. Они поняли, что самопожертвование в пользу других является высочайшим проявлением развития личности, могущества, самообладания и свободы воли.
Русская литература в поисках «нового человека» проявляла повышенный интерес к патриархальному миру с его общинными формами жизни, где личность почти полностью растворялась. Эту поэтизацию патриархальных форм общности можно наблюдать в произведениях Гончарова, Толстого и Достоевского. Однако, вместе с этим, писатели сохраняли критическое отношение к патриархальности.
Идеалом для русских писателей второй половины XIX века был «третий путь», который объединял элементы патриархального общежития и эгоистического обособления. Здесь высокоразвитая личность оставалась предоставленной сама себе. В произведении «Обломов» Гончарова преодолевается ограниченность обломовского и штольцевского существования, стремясь к гармонии. В «Казаках» и «Войне и мире» Толстой поэтизирует мир казачьей общины и высокую правду нравственных исканий героев. В «Преступлении и наказании» Достоевский показывает, что истинная жизнь заключается в диалектическом единстве судьбы человека и судьбы народа.
Русская литература всегда была недоверчива к кастам и социальным раковинам. Она стремилась воссоздать полную картину связей героя с миром, показывая его жизнь в семье, дружеском братстве и сословной среде. Писатели русской литературы были чутки к духовному сиротству и непримиримы к ложной общности, разрушительным инстинктам и формальному объединению людей.
Русская литература второй половины XIX века является отражением патриархальных форм общности, однако она также включает критическое отношение к этим формам. Писатели этого времени стремились показать развитие личности, объединяя элементы патриархального общежития и эгоистического обособления. Они отвергали ограниченность и стремились к гармонии, преодолевая противоречия и находя истину жизни в диалектическом единстве судьбы человека и судьбы народа.
Поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» представляет крестьянскую семью как часть всероссийского мира. Женщина Дарья, ушедшая в могилу, символизирует величие и достоинство славянок, а умерший кормилец Прокл уподобляется русскому богатырю Микуле Селяниновичу. Смерть кормильца отражает не только исторические бедствия русских женщин, но и тысячелетние страдания русского народа в целом. Многовековая история прослеживается через повседневность крестьянской жизни.
Русский литературный герой имеет широкие связи со всем миром и видит его как временное преходящее мгновение, непременно связанное с прошлым и направленное в будущее. Эта мысль пронизывает произведения Тургенева «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети», а также отражена в мотиве безмолвного участия предков в делах живых. Герои Достоевского также связаны с культурно-историческим опытом и наследием.
«Проблематика ранних произведений Достоевского. Заключения о ...
... еще в ранних его произведениях и этим традициям Достоевский остается верен в своем последующем творчестве. Одним из первых в русской классической литературе он обратился к идеалам добра и красоты. Проблемам человеческой ...
Обломов, типичный представитель русской лени, имеет свои корни в глубокой истории. Образ обломовской лени порожден услугами трехсот Захаров и ассоциируется с образом былинного богатыря Ильи Муромца, мудрым и простодушным Емелем, содержит некоторые черты Гамлета и печально комического Дон Кихота. Герои Достоевского также имеют тесные связи с мировым духовным опытом: образ Раскольникова окутывают тени Наполеона и мессии, а в фигуре князя Мышкина виднеется образ Христа.
Основная часть
Проблема смысла человеческого существования актуальна и приобретает особую глубину в произведении «Отцы и дети» Ивана Тургенева. Главной темой романа является противостояние различных идейных установок, в частности, противопоставление старого и нового поколений. Eвгений Базаров, один из главных персонажей произведения, становится олицетворением новых идей, свободы и отказа от старых, устаревших традиций.
В произведении идет рассуждение о том, как цена прогресса влияет на индивида и общество в целом. Иван Тургенев освещает влияние новых идей на общество и противостоит их влиянию, предостерегая от потери ценностей, свойственных прежним временам.
Герой романа осмысливает свое место в обществе и в мире, выражает свои сомнения относительно идеи прогресса и приводит аргументы в пользу своей позиции. Это делает «Отцы и дети» актуальной и значимой темой для исследования в контексте современных дискуссий о ценности прогресса и его последствиях.
Заключение
Произведение «Отцы и дети» Ивана Тургенева является важным текстом, в котором затрагивается проблема смысла человеческого существования в контексте цены прогресса. Эта тема актуальна и в наше время, поскольку проблемы прогресса и его влияние на общество и индивида продолжают занимать важное место в общественной дискуссии. Через роман Иван Тургенев предлагает задуматься о ценности традиций и о последствиях новых идей, открывая важные аспекты человеческого существования.
Тело исследования
Евгений Базаров, выступая в качестве главного героя, отвергает идею социального прогресса и сомневается в его ценности. Он приводит пример старосты Филиппа, для которого он должен из кожи лезть, но тот даже не скажет ему «спасибо». Базаров задается вопросом, на что ему нужно это «спасибо» и стоит ли оно того, чтобы он жертвовал своими силами и усилиями ради благополучия других людей.
Таким образом, в произведении поднимается проблема цены прогресса и его влияния на смысл человеческого существования. Автор задает вопрос, кто оправдает множество жертв, которые требует вера в будущее благо, и смогут ли будущие поколения наслаждаться своим благополучием, забыв о том, какой ценой оно достигнуто.
Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
... За Родину свою! Тема Родины, несомненно, является ведущей в творчестве русских поэтов-классиков. О чем бы они ни говорили, образ Родины незримо присутствует во многих их произведениях. Мы чувствуем тревогу и волнение ... певец красоты русского края. В его стихотворениях природа живая, одухотворенная, способная чувствовать и переживать: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья ...
Такие сомнения, высказанные Базаровым, содержат в себе проблемы и темы, которые будут рассматриваться и в других произведениях Федора Достоевского, таких как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В этих произведениях также поднимается вопрос о цене прогресса, о трагической сущности человеческой идеи прогресса и о нравственных дилеммах, с которыми сталкиваются герои.
Идеал «мировой гармонии», к которому стремится Достоевский, включает в себя не только социалистическое братство, но и надежду на перерождение человеческой природы и веру в будущую вечную жизнь и всеобщее воскресение. Таким образом, русский герой часто отказывается от личных благ и удобств, предпочитая самоограничение и внутреннюю сдержанность. Он стыдится своего благополучия, если оно приходит к нему, и отрицает возможность счастья, купленного ценой забвения ушедших поколений.
Заключение
Таким образом, произведение «Отцы и дети» Ивана Тургенева поднимает проблему смысла человеческого существования и цены прогресса. Герой Евгений Базаров выражает свои сомнения и критику относительно идеи прогресса, а Федор Достоевский в своих произведениях продолжает развивать эту тему, обращаясь к проблемам нравственности и ценности жизни. Все это свидетельствует о том, что проблема смысла человеческого существования и цены прогресса остается актуальной и вызывает многочисленные дискуссии и размышления.
Раскрытие
Трудности, с которыми столкнулись классики
Русская классическая литература упреждала о будущих опасностях и предостерегала людей. Однако, век войн, революций и социальных потрясений, который последовал за этим, не воспринял эти предупреждения особенно глубоко. Россия должна была пройти через стадию богоглаголания конечных истин человека, через благородные по намерениям, но ужасно кровавые деяния, связанные с верой в революционно-трансформирующий разум, способный построить рай на неправедной земле.
Опровержение классики
Уроки классики постепенно утратили свое значение с течением времени. Духовный труд Толстого и Достоевского был презрительно отмечен как «юродство во Христе» или как реакционная «достоевщина». Тем не менее, именно Достоевский в финале «Преступления и наказания» в пророческом сне Раскольникова представил будущий кризис возрожденческого гуманизма, кризиса европейской цивилизации, которая в конце XIX века обожествила саму себя, решив в одиночку взять на себя весь капитал, отказавшись ждать поддержки от природы.
Даже в 90-х годах Чехов продолжал предупреждать российскую интеллигенцию: «Никто не знает настоящей правды». Время шло, и вскоре ценные уроки русской классики ушли в полное забвение.
Заключение
Русская классическая литература возвещала осколки предстоящего кризиса и тревожила о судьбе человечества. Однако, эти предупреждения не были должным образом услышаны в напряженном веке, полном войн, революций и сообщественных потрясений. Тем не менее, ценные уроки классики не должны быть забыты, так как они имеют большое значение для понимания проблем человеческого разума и общественной эволюции.
Молитвы в русской литературе
... актуальной и значимой в литературе.Развитие жанра молитвы в русской литературе Жанр молитвы является особым словесным жанром, который представляет собой обращение человека к высшим силам, в которые он верит. В русской литературе этот жанр имеет ...
Выводы русской классической литературы
В. С. Соловьев в своих статьях, посвященных памяти Достоевского, сформулировал истины, к открытию которых пришла вместе с творцом «Преступления и наказания» русская классическая литература. Она показала, что «отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют право насиловать общество во имя своего личного превосходства». Также было показано, что «общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародных чувствах».
Глубочайшая народность русской классической литературы заключалась и в особом взгляде на жизнь народа, в особом отношении к мысли народной. Русские писатели второй половины XIX века выступали против самообожествления народных масс. Они отличали народ как целостное единство людей, одухотворенное высшим светом простоты, добра и правды, от человеческой толпы, охваченной настроениями группового эгоизма. Особенно ясно это противостояние народа и толпы показал Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены и не поняты вполне. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. В этом смысле русская классика все еще остается впереди, а не позади нас.