Сложноподчинённые предложения

Сочинение

УРОК — ЗАЧЁТ

Тема: «Сложноподчинённые предложения»

Цели:

1. Проверить уровень знаний по теме с точки зрения знаний теории, приобретения навыков, навыков синтаксического разбора, правильного употребления в речи.

2. Развивать навыки нахождения изученных предложений в тексте, коммуникативно — прописной компетенции.

3. Воспитывать культуру письма, чувство ответственности за результат своей деятельности.

Умения и навыки по теме «Сложноподчинённые предложения»

На «5»:

1.Уметь составлять лингвистический рассказ на тему «Сложноподчинённые предложения».

2.Уметь писать сочинение—рассуждение с употреблением в тексте СПП разных видов.

3.Уметь правильно производить полный синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

4. Написать диктант и сочинение на «5».

На «4»:

1. Знать определение сложноподчинённого предложения, уметь доказывать, что это сложноподчинённое предложение.

2. Уметь составлять сложноподчинённые предложения и правильно их употреблять в письменной и устной речи.

3. Уметь правильно производить синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

4. Написать диктант и сочинение на «4».

На «3»:

1. Знать определение сложноподчинённого предложения. Привести примеры.

2. Знать виды сложноподчинённых предложений, уметь составлять схемы сложноподчинённых предложений.

4 стр., 1798 слов

§ 3. и подчинение предикативных частей в сложных предложениях. ...

... относятся также предложения, в которых и средства связи предикативных частей, и синтаксические отношения между частями находятся в соответствии друг с другом, но характеризуются неярко выраженными признаками и сочинения, и подчинения, например сложные предложения с союзами ...

3. Уметь находить в тексте сложноподчинённые предложения и определять их вид по данной характеристике предложения.

4. Написать диктант и сочинение на «3».

Контрольный тест на «5»:

I. Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужны сложноподчинённые предложения?». (Предварительное домашнее задание)

II. Лингвистический рассказ на тему «Всё про сложноподчинённые предложения».

III. Практическая часть:

1) Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения: Странные видения какие бывают в ночных кошмарах заполонили мой разум.

2) Тест.

1. Найдите среди данных предложений СПП, запишите их номера (знаки препинания не расставлены).

а) Как ни тихо разговаривали ребята они все же разбудили родителей.

б) Весь июль стояла солнечная погода август тоже ожидается тёплым.

в) На севере в начале мая ещё холодно и деревья стоят голые.

г) Темнеют кусты неодетого леса будто это сам лес собирает к ночи свои думы.

2. Есть ли среди этих предложений такие, структура которых соответствует схеме: [б\л], союз [б\л]

А.2, 3. Б.2. В. Нет. Г.3, 4.

3.Найдите СПП, в котором главное с придаточным связано союзным словом

А.1. Б.2. В. Нет. Г.3, 4.

4.Укажите СПП с придаточным уступки.

А.1. Б. Нет. В.4. Г.2, 4.

5.Определите тип четвёртого предложения.

А. Простое с однородными членами.

Б. Сложносочинённое.

В. Сложноподчинённое.

Г. Сложное с сочинением и подчинением.

6.Запишите предложения из первого задания, расставьте знаки препинания.

7.Оттенок какого стиля высказывания придаёт предложению союз НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО?

Даже в самое засушливое лето здесь было сыро, несмотря на то что ни ручья, ни ключика не было рядом.

А. Разговорный. Б. Деловой. В. Публицистический. Г. Книжный.

8.Замените ССП СПП с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там растёт много редких растений.

9.Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы СПП, укажите тип придаточного в них.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. Мы искали тропинку чтобы устремиться по ней в глубину леса. Не успели мы сделать по ней двухсот шагов как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Мы свернули с дороги единственно затем чтобы узнать что за вода блестит между деревьями. Вода началась гораздо ниже порога так как дом стоял на самом бугре. Узкая лодка на которую мы сели была такая лёгкая что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду. Озеро берега которого заросли сплошными дубами было необыкновенной красоты. (По )

Контрольный тест на «4»:

I. Составить СПП по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России» (Предварительное домашнее задание).

1.[ ],и [ ]. 2.[ ], [какой]. 3.[Когда], [ ]. 4.[ ], [что]. 5.[Хотя], [ ].

6.[ ]. 7.[ ], [ ]. 8.[Если], [то]. 9.[Чем], [тем].

II. Рассказать о СПП. Привести примеры.

III. Практическая часть:

1. Синтаксический разбор предложения: Семь лет понадобилось художнику Вучетичу, чтобы на Мамаевом кургане возник памятник-ансамбль героям Сталинграда.

2. Тест.

1) Замените простое предложение с причастным оборотом синонимичным СПП.

На речных поймах, заливаемых в половодье, бывают богатые урожаи овощных культур.

2)Спишите текст, расставляя знаки препинания. Составьте схемы СПП, укажите тип придаточного в них.

По узким и пыльным улицам среди молчаливых домов в каждом из которых подозреваешь фонтаны мы прошли в Святую Софию. Сторож надел на нас кожаные туфли чтобы наши ноги не осквернили святыни этого места. Чудится что архитектор задался целью вылепить воздух. Маленький турок следил чтобы с нас не соскочили туфли. Он же показал нам стену куда по преданию вошёл патриарх со святыми дарами при появлении турок.

3)Замените ССП СПП с придаточным уступительным.

Дни тогда были короче. Луна светила ярче.

4) Найдите СПП, запишите их номера.

а) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

б)По делу которое вёл новый судья были внесены дополнительные данные

в)Чуть брезжило когда нас разбудили.

г)Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

5)Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А.1. Б.2. В.4. Г.3.

6)Определите тип четвёртого предложения.

А. Сложносочинённое.

Б. Сложноподчинённое.

В. Простое.

Г. Сложное с сочинением и подчинением.

7) Найдите СПП, в котором главное с придаточным связано союзом.

А.1. Б. Нет. В.3. Г.2.

Контрольный тест на «3»:

I. Дать определение СПП. Привести примеры.

II. На какие виды делятся СПП? Перечислить средства связи частей СПП.

III. Практическая часть:

1. Сочинение-миниатюра с использованием СПП. (Предварительное домашнее задание).

2. Найти СПП, определить их вид придаточных по значению. Составить схемы СПП.

Сумерки были причиной того, что внешность прокуратора резко изменилась. Он как будто на глазах постарел, сгорбился и стал тревожен. Один раз он оглянулся и почему-то вздрогнул, бросив взгляд на пустое кресло, на спинке которого лежал плащ.

Приближалась прозрачная ночь, вечерние тени играли свою игру, и, вероятно, усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле. Прокуратор забегал по балкону, где никого не было.

Оценочный лист на «5»:

Ф. И. ученика

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужны сложноподчинённые предложения?»

Теория.

Лингвистический рассказ «Всё о сложноподчинён

ных предложениях».

Практика.

Синтаксичес

кий разбор предложения.

Тест

Итоговая оценка

Оценочный лист на «4»:

Ф. И. ученика

Домашнее задание. Составление рассказа по схемам на тему «Путешествие по карте России».

Теория.

Рассказать о СПП.

Практика.

Синтаксический разбор предложения.

Тест

Итоговая оценка

Оценочный лист на «3»:

Ф. И. ученика

Теория.

Дать определение СПП. Привести примеры.

На какие виды делятся СПП? Перечислить средства связи частей СПП.

Практика.

Тест.

Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра с использованием СПП.

Итоговая оценка.