Галина Г.Р. Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ОГЭ является понимание текста. Эта проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Многие из выпускников не могут писать сочинения на лингвистические темы, особенно такого общего характера. Важно найти выбор наиболее оптимальные формы, методы и приемы работы при подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме. Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему — это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова Цель написания сочинения на лингвистическую тему: Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. |
Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”. Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!).
Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.
Форма государственной итоговой аттестации в требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод?
Этапы работы по обучению учащихся написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
1 Знакомство с композиционной структурой текста-рассуждения.
Эту работу можно начинать ещё в 7 – 8 классе. Для анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы, так темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения.
Приёмы работы: визуализация схемы текста-рассуждения (зарисовать, повесить в классе); анализ готовых текстов (коллективно, в группах); составление собственных текстов по предложенным тезисам, или на основе прочитанных текстов; использование структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка); анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).
Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:
a) Описание ситуации, которая воплощает проблему или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»)
б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _____, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,____ ____»);
г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).
Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными. Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.
2 Работа с лингвистическим материалом
Предварительная работа заключается в том, чтобы в каждом классе средней школы обращать внимание учащихся на роль того языкового явления, которое изучается в курсе русского языка. Например, изучая лексику, говорить о роли фразеологизмов в речи, показать на конкретных примерах. Роль устаревших слов, изобразительно-выразительных средств рассматривать на уроках литературы. Изучая речи глагол">части речи (наречие, деепричастие и т.д.), обращать внимание на их выразительные возможности, на правильность и уместность употребления.
Уже в 7- 8 классе необходимо систематизировать знания о лингвистических явлениях, выделить лексические и грамматические явления.
Также важно проводить лингвистический анализ текста, при котором не только определяется основная мысль, но и выделяются языковые (лексические, грамматические) явления, указывается их роль. Эту работу можно проводить и коллективно, и в группах, и индивидуально. Например, задание может быть сформулировано так: Найдите в тексте сравнения (метафоры, устаревшие слова, союзы, частицы, предложения с однородными членами и т.д.) и укажите их роль в данном тексте.
3 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
На данном этапе важно показать, как включать в текст сочинения лингвистический материал. Конечно, работу учитель строит в зависимости от особенностей конкретного класса. Но всё же можно предложить учащимся использовать составленные шаблоны . Такие шаблоны мы с ребятами составляли вместе. Брали предложенные для итоговой аттестации фразы и писали сочинения. Такая работа была организована как в классе (самостоятельная, групповая, в целях контроля), так и дома. Затем выбирали лучшие варианты (или совмещали удачные фрагменты), так у нас получилась коллективная «подсказка». Особенно она помогла учащимся с трудностями в обучении.
Каждому учащемуся была предложена памятка по написанию сочинения.
Задания к этим текстам можно предлагать другие, на усмотрение учителя. Но их целесообразнее использовать в 7-8 классах. А в 9 классе уделить время непосредственно работе с предлагаемыми фразами.
4 Анализ и оценка сочинений.
Важно также познакомить учащихся с критериями оценки сочинения на лингвистическую тему, чтобы они могли самостоятельно оценить уровень выполнения работы.
При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:
1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание;
2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;
3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями
4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;
1. Лексические явления (называют то, о чём думают и говорят люди, выражают мысли говорящего)
Лексическое явление |
Типовые значения лексических явлений (вспомогательные слова для оформления доводов) |
Морфемы (корень, приставка, суффикс) |
Корень несёт основное лексическое значение слова. Приставка и суффикс уточняют это основное значение. |
Однозначные слова |
Называют отдельное явление действительности. |
Многозначные слова |
Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными. |
Синонимы (в синонимическом ряду). Слова, разные по написанию, но одинаковые по значению. |
Уточняют основное значение синонимического ряда, передают авторское отношение к предмету речи, передают оттенки основного значения, разную степень интенсивности признака и действия, могут иметь стилистическую окраску, обогащают речь, придают ей яркость, выразительность. |
Антонимы Слова с противоположным значением. |
Уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы во фразе и тексте. |
Омонимы Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению (ключ-ключ) |
Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком. |
Паронимы Однокоренные слова с разным значением (эффектный-эффективный) |
Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком. |
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов со своим, переносным значением. |
Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать речь эмоциональной, образной. |
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: 1) устаревшие слова (архаизмы – исчезли вместе с понятием; историзмы — есть современный синоним) 2) неологизмы – новые слова 3) диалектизмы – слова, употребляемые на конкретной территории 4) просторечные слова (не норма, сниженная лексика) 5) профессионализмы – термины, характерные для определённой профессии |
Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и текста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят яркое стилистическое разнообразие в текст. |
Общеупотребительные слова – слова, понятные всем, на любой территории страны |
|
Изобразительно-выразительные средства |
Создают образ, усиливают выразительность (яркость), подчёркивают индивидуальный (характерный) признак, сопоставляют, предают оттенки настроения, могут иметь ту или иную стилистическую окраску, выражают отношение автора к предмету речи, передают состояние героя. |
2. Изобразительно-выразительные средства
А) тропы – изобразительные средства, рисуют картину, создают образ. Основаны на переносном значении слов
название |
Определение, характеристика |
Сравнение |
Представление одного через другое. Союзы: что, как, как будто, словно, точно; другие средства: похож, сравнительная степень ( Рябина, как костёр, горит) Сравнение может быть выражено сущ. в творительном падеже (река серебром горит) |
метафора |
Скрытое сравнение, перенос неживых свойств на неживые же, редко: живых на живые же. Может быть развёрнутой (большой по объёму). Обычно легко узнаётся: глагол, сущ. в переносном значении (В саду горит костёр рябины красной) |
олицетворение |
разновидность метафоры, перенос живых свойств на неживые предметы; чаще глагол (Буря воет ) |
Эпитет |
Образное определение (приложение), прилагательное, наречие на –о/-е в переносном значении ( седая старина), приложение ( бродяга- ветер) |
Метонимия |
Одно вместо другого. Часть вместо целого. (По залу летали фраки в вальсе. Я прочитал всего Пушкина ) |
Синекдоха |
Разновидность метонимии — часть вместо целого (и слышно было до рассвета, как ликовал француз ) |
Гипербола Гротеск |
Преувеличение ( В сто сорок солнц закат пылал) Фантастика (Сидят людей половины ) |
Литота |
Преуменьшение (Мужичок с ноготок ) |
Оксюморон |
Соединение слов с противоположным значением (живой труп, слёзы радости) |
Перифраз |
Словосочетание вместо одного слова (автор «Евгения Онегина») |
Аллегория |
иносказание (притчи, басни) |
Ирония |
насмешка |
Сарказм |
обличительный смех |
Б) Фигуры – синтаксические средства выразительности.
название |
Определение, характеристика |
Повторы |
Лексический — одного и того же слова Морфологический- частей речи; Словообразовательный- частей слова; Синтаксический параллелизм- одинаковое построение словосочетаний или предложений Ассонанс- повтор гласных, Аллитерация- повтор согласных, Анафора- повтор слов в начале фраз / строк, Эпифора- повтор в конце фраз или строк, Эпанафора- повтор на стыке фраз / строк. |
Градация |
Цепь элементов высказывания с нарастанием или убыванием значимости; однородные члены предложения; лексическая, стилистическая, сюжетная, композиционная (Швед, русский колет, рубит, режет …) |
Инверсия |
Обратный порядок слов: ( Мешает избыток пищи тонкости ума.) — сказуемое подлежащее, -существительное определение, -дополнение глагол |
Антитеза = контраст |
Противопоставление понятий (К добру и злу постыдно равнодушны) |
Риторический вопрос |
Вопрос, не требующий ответа, его цель – привлечь внимание к проблеме. (Кто виноват?) |
Риторическое восклицание |
Цель – привлечь внимание, сделать речь эмоциональной. (Кто, если не мы!) |
Риторическое обращение |
Цель – привлечь внимание. (О Русь, малиновое поле…) |
Эллипсис |
Пропуск слов неполном предложении (я за свечкой, свечка – в печку) |
Умолчание |
Недосказанность, многоточие (…) |
Парцелляция |
Расчленение предложения на две самостоятельные части (Я иду. В кино.) |
Кольцо |
Повтор по краям отрезка ( Зло делать проще, поэтому так распространено зло ) |
3. Грамматические явления (устанавливают связи лексических единиц)
Грамматическое явление |
Типовые значения лексических явлений (вспомогательные слова для оформления доводов) |
Морфемы (окончания) |
Оформляют подчинительные связи между словами в словосочетании. |
Словосочетание |
Существует на основе подчинительных связей: согласования, управления, примыкания. Согласование происходит по роду, числу, падежу. Управление «навязывает» падеж зависимому слову. Примыкание: зависимое «примыкает» только по смыслу. |
Служебные части речи (союз, предлог) |
Предлог используется в словосочетании для оформления подчинительной связи. Союз используется для оформления подчинительных и сочинительных связей в сложных предложениях; для оформления сочинительных связей при однородных членах предложения. |
Простое предложение |
В нём существуют различные синтаксические связи: двунаправленные между подлежащим и сказуемым и подчинительные между главными и второстепенными членами предложения. |
Простое осложнённое предложение |
При наличии однородных членов можно говорить о равноправных (или сочинительных) отношениях между ними. При наличии обособленных членов можно говорить об отношениях обособления, уточнения. При наличии вводных и вставных конструкций можно говорить о том, что с их помощью автор выражает своё отношение к информации. |
Сложное предложение |
Устанавливает сочинительные отношения (перечисление), подчинительные отношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка) |