Сочинение — рассуждение на основе прочитанного текста (С2).
Часть 2
Первый раздел тем., Связь грамматики и лексики
в русском языке
Возможные цитаты, которые могут быть в этом разделе
- Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира…
Из трудов Н. Ф. Бунакова
- Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны … невозможно.
В. В. Виноградов
- Лексика языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.
Г. Степанов
- Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
Л. В. Успенский
- … лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка.
А.
А. Реформатский
- Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова , чтобы выразить любую мысль о любом предмете.
Л. В. Успенский
- Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.
М. В. Ломоносов
- …для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику …
Д. Н. Ушаков
- Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни.
Н. Г. Чернышевский
10. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно, М. В. Исаковский
11. В языке есть…
Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают
... Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г. Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне ...
Лексика и её роль в языке
- Лексика — это совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка. Каждое слово, как лексическая единица, становится объектом изучения лексикологии. В рамках этой дисциплины анализируются значения слов, их происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления и другие аспекты.
- Слово представляет собой совокупность определенных звуков, которая служит для обозначения предметов, явлений действительности, признаков, действий и выполняет функцию связи между другими словами в предложении.
Классификация лексики
Основания для классификации |
Основные понятия лексики |
||||||||
С точки зрения происхождения |
Исконно русские, заимствованные (иноязычные), интернациональные Грамматический уровень языковой системыГрамматика русского языка изучает грамматический строй языка, который состоит из двух основных частей: морфологии и синтаксиса. Морфологический уровеньМорфология изучает словообразование и изменение слов в русском языке. Морфологический анализ включает в себя различные категории, такие как:
Кроме того, морфология рассматривает исключения из правил, такие как неправильные глаголы и нерегулярные существительные. Синтаксический уровеньСинтаксис — это раздел грамматики русского языка, изучающий правила соединения слов в предложения и тексты. Синтаксический анализ включает в себя следующие аспекты:
Исследование грамматических и лексических характеристик языка позволяет лучше понимать его особенности и использовать его более эффективно в речи. Применение разнообразных словарных единиц и хорошо построенных предложений позволяет донести сообщение до аудитории грамотно и четко.
Грамматика, МОРФОЛОГИЯ
форм) и форма слова Уникальная часть учебной работы будет посвящена анализу синтаксических явлений и их роли в тексте. Синтаксис является разделом грамматики, изучающим структуру предложения и взаимосвязь слов в нем. В данном тексте можно выделить несколько важных аспектов синтаксиса. Во-первых, в тексте присутствуют различные члены предложения, такие как подлежащее, сказуемое, дополнение и т.д. Эти члены предложения выполняют разные функции и определяют смысловую нагрузку предложения. Например, в предложении «Я видел красивую птицу» слово «Я» является подлежащим, а «видел» — сказуемым. Во-вторых, в тексте также присутствуют разные типы сложных предложений. Сложные предложения могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными или бессоюзными. В таких предложениях различные части предложения связываются друг с другом, образуя логическую и смысловую целостность. Например, в предложении «Я пошел в магазин и купил хлеб» есть два простых предложения, связанных союзом «и». Кроме того, в тексте можно выделить обращения, вводные слова и предложения. Эти элементы синтаксиса используются для обращения к адресату, выражения эмоций или ввода дополнительной информации. Например, в предложении «Друзья, я рад вас видеть!» слово «Друзья» является обращением. Также в тексте присутствуют однородные члены предложения. Однородные члены предложения выполняют одну и ту же функцию и обладают одинаковым грамматическим значением. Например, в предложении «Я люблю читать и писать» слова «читать» и «писать» являются однородными членами предложения. Все эти синтаксические явления играют важную роль в тексте, помогая структурировать информацию, выразить отношения между словами и передать нужную смысловую нагрузку. Для более глубокого анализа синтаксических явлений в тексте, можно привести примеры-аргументы из самого текста. Например, в предложении «Я пошел в магазин и купил хлеб» союз «и» связывает два действия — «пойти в магазин» и «купить хлеб», указывая на их одновременность или последовательность. Таким образом, синтаксические явления играют важную роль в структуре предложения и передаче смысловой информации. Изучение синтаксиса помогает не только понять грамматическую структуру предложения, но и анализировать и интерпретировать тексты на более глубоком уровне. Уникальная часть учебной работыНикогда ещё не было у Лопахина так тяжело и горько на сердце, как в эти дни, когда с ожесточёнными боями отступали наши войска к Дону, измученные постоянными обстрелами и бомбёжками. Он возвращался из штаба, когда из окопа, который был отрыт по-настоящему и с очевидным знанием дела, на него взглянули усталые, но, как всегда, бесстрастные, холодные голубые глаза повара Лисиченко. Его полное лицо с налитыми, как антоновские яблоки, щеками выглядело необычно моложаво, даже весело. Голубые глаза спокойно и, как показалось Лопахину, вызывающе щурились. Подчёркнуто шаркающей походкой Лопахин приблизился к ячейке, присел на корточки и, глядя на повара сверху вниз, сказал шипящим и ничего доброго не предвещающим голосом:
– Я бы тебе ответил по всем правилам военной науки, но не для тебя берегу самые дорогие и редкостные слова, – выпрямляясь, сказал Лопахин. – Ты мне ответь на один-единственный вопрос: кто посадил тебя в эту ямку, и где кухня, и как мы сегодня будем обедать по твоей милости? – Никто меня сюда не сажал… Сам отрыл себе окопчик, сам и разместился тут, – спокойным и скучающим голосом ответил Лисиченко. Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования.
Мне возле кухни быть сегодня стало грустно, потому я её и бросил. Уникальная часть учебной работы18. Загрустил, бросил и по своей доброй воле пришёл сюда? 19. Точно. 20. Что тебя ещё интересует, герой? 21. Ты что же, думаешь, что без тебя оборону не удержим? 22. Вот именно, попал в самую точку. 23. Не понадеялся я на тебя, Лопахин, подумал, что дрогнешь в тяжёлую минуту, потому и пришёл. 24. Говорить с поваром было бесполезно. 25. Он был неуязвим в своём добродушном спокойствии, а потому Лопахин, передохнув, тихо и неуверенно сказал: 26. Стукнул бы я тебя чем-нибудь тяжёлым так, чтобы из тебя всё пшено высыпалось, но не хочу силы расходовать. 27. Ты мне раньше скажи без всяких твоих штучек, что мы нынче есть будем? 28. Щи со свежей бараниной и с молодой капустой. 29. Лопахин проигрывал игру: над ним явно издевались, а он не находил таких увесистых слов, чтобы достойно ответить. 30. Снова присел он на корточки возле окопа, призвал на помощь всё своё самообладание, проникновенно заговорил: 31. Иди, милый, отсюда поскорее и, пока всё тихо, с малым дымом вари кашу. 32. Кто мы без горячей пищи? 33. Мы жалкие люди, даю честное слово! 34. У меня, например, без еды и прицел становится не тот, и какая-то слабость в ногах, и в руках дрожь появляется… 35. Иди, Лисиченко, и будь спокоен, управимся тут и без тебя… 36. Лопахин ждал ответа, а Лисиченко медленно достал из кармана розовый, расшитый немыслимыми цветами кисет и, начинив цигарку табаком, задумался. 37. Потом не спеша сказал: (38)Напрасно ты меня уговариваешь, герой. (39)Видишь, какое дело: возле моста бомбой овец несколько штук побило, ну а я одного барашка прирезал, капусты на огороде добыл, поручил двум легкораненым за щами присматривать и ушёл… (40)Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придёт время обедать – уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена. (41)Ты доволен мною, герой? (42)Растроганный Лопахин хотел было обнять повара, но тот, улыбаясь, присел на дно окопа, сказал:
(44)Драгоценный ты мой человек! – растроганно сказал Лопахин, отцепляя с ремня ручную гранату и с почтительным поклоном вручая её повару. – (45)Воюй, пожалуйста, теперь сколько влезет! (По М.А. Шолохову)* *Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) – русский советский писатель, фронтовик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Фрагмент взят из романа «Они сражались за Родину» – книги о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Один из главных героев книги – Пётр Лопахин – смелый, находчивый, никогда не унывающий русский солдат. Работайте с черновиком, используя схему
|