Прием антитезы
Для того чтобы изобразить конфликт мечты и реальности, М. Ю. Лермонтов использует прием антитезы. Жизнь Мцыри в монастыре описывается героем как существование в тюрьме, где он совершенно не был свободен. Мцыри думает о свободе, которую он может получить только в том случае, если выберется наружу. С самого начала произведения показано несоответствие мечты центрального персонажа и действительности.
Мир, о котором мечтал Мцыри, оказывается не таким, какой он есть на самом деле. И сам Мцыри уже не таков, какой был раньше, до заточения в монастырь. Когда главный герой на свободе встречает девушку, он не может заговорить с ней, потому что привык к несвободе.
Суровая действительность разрушает все надежды героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. Прием антитезы ярко используется при описании жизни в «тюрьме» и жизни на воле. Когда Мцыри сбегает на поиски родного края, с особыми красками описывается природа, юношеская любовь, борьба с барсом. И именно в эти моменты главный герой поэмы по-настоящему счастлив. И это счастье сменяется безысходностью, когда Мцыри понимает, что вернулся обратно в тюрьму.
«Воплощение мечты Мцыри»
Поэма один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу таковы Полтава А. С. Пушкина, Хорошо! В. В. Маяковского, с другой к лирике, куда можно отнести Руслана и Людмилу и Цыган А. С. Пушкина, Орину, мать солдатскую Н. А. Некрасова, Соловьиный сад А. А. Блока. Анна Онегина С. А. Есенина и Двенадцать А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называются лиро-эпическими. А Н. В. Гоголь вообще эпические Мертвые души назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения. Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы Кому на Руси жить хорошо неоспорим), А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский (лиризм поэм Облако в штанах, Человек стал осознаваться лишь в наше время) и многие другие.
Жанр поэмы один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.
Смысл противопоставления Обломова и Штольца , прием антитезы ...
... Такое разное чувство любви Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. ... двух главных героев романа Гончарова поможет учащимся 10 классов во время написания сочинения на тему «Смысл противопоставления Обломова и Штольца».
Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, Мцыри, Демон.
Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы.
Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри. Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.
В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (Исповедь), пленника монастырской тюрьмы (Боярин Орша).
Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него.
Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы Демона), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного.
Мцыри апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы могучая личность, противостоящая окружающему миру.
Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к крутым и темным скалам, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву утрату бессмертия души:
Увы! за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
Свобода для Мцыри высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:
Образ и характер Мцыри бунтаря романтического героя по поэме ...
... поэму не случайно, он помогает раскрытию образа главного героя. Мцыри презирает свое окружение в монастыре, но зато, оказавшись на свободе, он чувствует необычайное единение с миром природы. ... его жизни. Патриотизм свободолюбивого Мцыри совсем ... жизнь. Суровая сдержанность присутствовала в его характере с детских лет. Он никогда не плакал, не стремился к жалости. Лишь во время побега юноша дает волю ...
Ты хочешь знать, что делал я
На волеЖил и жизнь моя
Без этих трех блаженных днейБыла б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул.
Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на деву гор. Он был во всем сыном своей земли и своего народа:
…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних молодцов.
Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявитьПо законам романтизма, герой проявляет свою одну, но пламенную страсть в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > в час ночной, ужасный час, так напугавший мснахов, что они ниц лежали на земле, и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.
Предчувствие неудачЛ побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый чаС.
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи пгемнота
Сквозь ветви каждого куста…
Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира келий душных и молитв в мир чистой природы:
Ты перенестъ меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист…
В офазе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя.
Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с цветком темничным, познавшим губительную сладость бытия, но не отказавшимся от этого искуса:
…Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
В этих словах трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс.
Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.
«Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» ...
... бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Истинная победа Фауста над Мефистофелем, залог его финального "спасения" — в ... герой — бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гете по духу и единомышленник. В трагедии "Фауст" ... Фауста обусловлено твердой верой в человека, в могущество его разума, в его ...
Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри позорно-равнодушному поколению смиренных рабов. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.
Мцыри пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.
Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог. Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей. В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
А также Мцыри совершил побег с целью узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также узнать, прекрасна ли земля. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме монастьфю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:
Казалось, звон тот выходил
Из сердца будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.
В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью..
Трагичный финал
Жестокое столкновение мечты и реальности приводит к трагической развязке. Мцыри, который только физически обрел свободу, не получил желаемого результата. Внутренне он все еще несвободен, его идеальные картины в сознании не совпали с реальной действительностью. Поэтому герой умирает. Причем умирает далеко от своей Родины. Однако то, что он вступил в схватку с самой жизнью за обретение свободы, говорит о том, что Мцыри одержал победу. В те несколько дней, которые он провел на воле, герой чувствовал себя счастливым человеком.
За жизнь необходимо бороться . За что в этой жизни нужно бороться. ...
... сочинении. Обратите внимание на выделенные цитат. Их можно запомнить. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна. Источник: 8 ВЕЩЕЙ, ЗА КОТОРЫЕ ВАМ СТОИТ БОРОТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В жизни нужно бороться за ... что оно необходимо, что всякое надвигающееся ... получится. Да, говорить правду и ... М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Н.В. Гоголь. «Шинель». ... присутствие другого человека, даже безмолвное, помогает ...
Мечты о свободе
Романтизм как литературное течение основывается на том, что идеальное начало берет вверх над земным, реальным. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как раз была написана на пике развития этого течения. Мечтательный, целеустремленный и полный похвальных устремлений, главный герой произведения вырос в стенах глухого монастыря, который стал темницей для его души.
Мцыри был рожден в свободе, в горах Кавказа, в семье небогатого крестьянина. Когда он был еще маленьким, то попал в плен к одному русскому генералу, направляющемуся в Тифлис. Из-за того, что ребенок по дороге занемог, солдат был вынужден оставить его в одном из монастырей Мцхета на попечении у старого монаха. Тот выходил мальчика, приобщил его к монастырской среде и дал ему новый шанс на жизнь.
Немного лирики , Потому что они нереальны
Стоит ли размытая мечта того размеренного благополучия, которое было в его тюрьме? Стоит ли такое сильное разочарование обмена на его спокойную жизнь? Нужно ли быть верным своей мечте? Решает каждый сам.