Над стихотворным материалом удобнее работать способом «от примеров к мыслям». По крайней мере, так мы не упустим из виду ни одного важного доказательства. Идея же сочинения будет такая:
Сатира Маяковского в борьбе за торжество социализма.
Такая формулировка главной мысли сочинения призывает нас к тому, чтобы мы не просто указали на объекты сатирического пера Маяковского, но и выяснили, почему поэт считал те или иные недостатки тормозом в строительстве социализма.
Проводим работу по уже известной нам схеме: выписываем в левый столбик названия стихотворений, в которых Маяковский критикует то или иное явление жизни.
В правом столбике напротив каждого названия записываем объект сатиры. Пока, для удобства, можно его записать одним-двумя словами.
1. «О дряни» Мещанство
2. «Прозаседавшиеся» Бюрократизм
3. «Маруся отравилась» Мещанство
4. «Бумажные ужасы» Бюрократизм
5. «Общее руководство для начинающих подхалимов» Подхалимаж
6. «Подлиза» Подхалимаж
7. «Сплетник» Сплетня
8. «Столп» Боязнь критики
Теперь из правого столбика выписываем объекты сатиры, разумеется, не повторяясь и, где надо, группируя. Получаем:
Мещанство (1,3)
Бюрократизм (2, 4)
Низкие моральные качества (5, 6, 7)
Боязнь критики (8)
Как видим, это еще не аргументы, это лишь заготовки для аргументов. Значит, теперь надо поработать над формулировками иод углом зрения идеи сочинения. Ну, скажем, так:
«Мурло мещанина» — опасность «страшнее Врангеля». Призыв поэта к искоренению «прозаседавшихся» бюрократов, тормозящих работу советских учреждений.
Высмеивание низких моральных качеств, несовместимых с обликом нового человека.
Разоблачение критикобоязни, мешающей бороться с недостатками.
Вот теперь уже из подпунктов плана видно, что мы не просто будем указывать на те или иные недостатки, но вслед за поэтом будем разоблачать их антисоциалистическую сущность.
Осталось только расположить найденные аргументы в логическом порядке, и система доказательств готова. Компасом для расположения аргументов послужит, конечно, идея сочинения. Давайте попробуем, например, расположить аргументы в соответствии со степенью опасности для-дела социализма указанных в них недостатков. Тогда разоблачение мещанства хорошо бы так и оставить на первом месте, не зря ведь и сам Маяковский считал, что «страшнее Врангеля обывательский быт». Критику бюрократизма тоже не будем передвигать. А вот третий и четвертый аргументы лучше поменяем местами. Боязнь критики — очень крупный недостаток, стоящий в одном ряду с мещанством и бюрократизмом. А вот низкие моральные качества страшны не сами по себе, а как следствие более крупных недостатков. Ну в самом деле кто больше всего занимается сплетнями? Конечно, мещанин. А разве не боязнь критики порождает заискивание, подхалимаж? Так что вполне логичным будет завершить разоблачение недостатков разговором о низких моральных качествах. Вот теперь у нас получилась вполне четкая и логичная система доказательства идеи сочинения:
Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру
... избегая резких фраз и выражений. Как закончить сочинение? подвести итог Оформление К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры ... аргументы за, аргументы против, личное мнение. Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки. План итогового сочинения Цитаты Каждый тезис в сочинении ...
II. Сатира Маяковского в борьбе за торжество социализма.
1. «Мурло мещанина» — опасность «страшнее Врангеля».
2. Призыв поэта к искоренению «прозаседавшихся» бюрократов, тормозящих работу советских учреждений.
3. Разоблачение критикобоязни, мешающей бороться с недостатками.
4. Высмеивание низких моральных качеств, несовместимых с обликом нового человека.