Нехорошая коммунальная квартира (мастер и маргарита анализ) — сочинение
НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА
Квартира — совсем не случайный образ для Михаила Булгакова. Именно квартира становится тем художественным пространством, в котором разворачиваются основные события, обнажаются конфликты, выносятся приговоры, свершаются возмездия и даруются награды.
Вспомните квартиру профессора Преображенского — мастерская демиурга, создателя, на которую поднимает лапу неблагодарное его создание. Перечитайте «Зойкину квартиру» — уже в названии Булгаков очерчивает границы художественного мира стенами и дверями клетки, в которой томятся человеческие души.
Наконец, взгляните на пространство «Мастера и Маргариты»: нехорошая квартира № 50, в которой разворачивается бескрайний космос сатанинского бала, комнатушка в подвале, которая становится пристанищем большой настоящей любви, помпезное жилище Латунского, разгромленное Маргаритой в приступе святой мести, безупречная комната образцовой жены советского чиновника, из окна которой скоро вылетит на метле самая обаятельная ведьма мировой литературы.
Образ масштабен.
Главный конфликт булгаковских произведений разворачивается именно на этом узком пространстве, стены которого способны раздвигаться до границ стран и мирозданий.
И это в первую очередь конфликт интеллигента (Преображенский, Борменталь, Турбины, Мастер) и толпы (швондеры и шариковы, латунские и никаноры Ивановичи).
Традиционная модернистская «чужесть», чуждость личности и мира трансформируется у Булгакова в противостояние едва ли не социальное: человек, вкусивший от щедрот культуры, и вчерашний зверь с ошпаренным боком.
Однако гений Булгакова с умопомрачительной виртуозностью оставляет в стороне историческую конкретику, которой, казалось бы, слишком много в его прозе, обнажая не социальную, а мировоззренческую суть конфликта. Так предельно правдивы исторически Понтий Пилат и Левий Матвей, и так же «всечеловечны» и независимы от исторической конкретики вопросы, которые решаются писателем в рамках их образов.
Мир, в который Булгаков помещает своих Героев — мир коммунальной квартиры, некогда роскошной и богатой, а сегодня — вывернутой наизнанку, в том числе и мечтами прежних хозяев. И пока стекла в этом мире не будут выбиты и растоптаны в прах бушующей ведьмой, не вырваться человеку на свободу.
Эксперимент в произведениях М. Булгакова
... анализ, обобщение, систематизация. булгаков эксперимент собачий сердце 1. Тема трагедии русского народа в творчестве Булгакова В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном в один из самых ... Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том ...
Согласитесь, совсем по-другому теперь звучит знаменитый «квартирный вопрос», испортивший москвичей…
Здесь искали:
- анализ 7 главы мастер и маргарита
- анализ главы 7 мастер и маршарита
Источник: http://sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/
«Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
Писатель создал удивительную книгу, открытую для всех и в то же время далеко не каждого «впускающую в себя».
Как когда-то в древности, чтобы получить посвящение, требовалось пройти множество испытаний, так и читателю «Мастера и Маргариты» уготован путь ученичества, который требует от него напряженной интеллектуально-нравственной работы, а для кого-то и радикального изменения своего миропонимания.
Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова обращен к читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями.
Такой читатель – прежде всего исследователь творчества писателя.
«Нехорошая квартира»
- Сообщите адрес этой квартиры (г. Москва, ул. Садовая, д. 302-бис, кв. 50).
1. История квартиры.
- Что вам известно о ее самых первых жильцах?
Однажды, в выходной день одного из двух жильцов, снимавших три комнаты из пяти у вдовы ювелира де Фужере, вызвал в переднюю милиционер и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции и в чем-то расписаться. Ушел с милиционером, но не вернулся не только через 10 минут, а вообще никогда.
За другим, Беломутом, утром заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти его на службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше не вернулась.
Опечаленная происходящими в квартире событиями Анна Францевна де Фужере уехала на дачу Нужно ли говорить, что она не вернулась! А утром жильцы других квартир рассказывали, что будто бы в № 50-ом всю ночь слышались какие-то стуки, и будто бы до утра в окнах горел электрический свет. И утром же выяснилось, что Анфиса, преданная домработница Анны Францевны, куда-то исчезла!
Квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а потом в нее вселились
2. Расскажите о новых хозяевах квартиры.
БерлиозЛиходеев
Михаил АлександровичСтепан Богданович
(председатель правления(директор Варьете)
МАССОЛИТ) с женой. с женой.
Жены в течение месяца одного и другого исчезли. Супругу Берлиоза видели в Харькове с балетмейстером, а супруге Лиходеева муж ее, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть комнату с условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице.
- Кто же они такие, Берлиоз и Лиходеев?
Фагот отмечает о Лиходееве: « они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!»
Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита
... читают: Картинка к сочинению Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита Популярные сегодня темы Сочинение Сартра «Тошнота» стало дебютным произведением писателя. Оно было законченно в 1938 году и в результате принесло ... оба героя до их встречи. Когда читателям показывается «Грибоедов», целью Булгакова становится показать отсутствие литературы, в литературном доме. Зашедшего туда человека встречают ...
« — Машину зря гоняют казенную! – наябедничал Кот, жуя гриб»
« — Я вообще не понимаю, как он попал в директора. Он такой же директор, как я архиерей! – гнусавил Азазелло».
3. К кому же переходит квартира № 50 после того, как Берлиоз был обезглавлен, а Лиходеев – отправлен в Ялту?
Воланд и его свита.
«Общество небольшое, смешанное и бесхитростное».
Коровьев – клетчатый – Фагот – Рыцарь;
- Кот Бегемот, который «валяет дурака»;
- Азазелло – вестник смерти;
- Служанка Гелла – властительница тлена.
4. Посетители «нехорошей квартиры».
- Охарактеризуйте их.
2) Поплавский Максимилиан Андреевич, экономист-плановик. «Он хотел одного – переехать в Москву» (Бегемот, Азазелло).
3) Соков Андрей Фокич, буфетчик в варьете. Жалобщик на мошенников, «сам мошенник, каких свет не видывал»: /«осетрина второй свежести»!/ (Гелла, Воланд).
Урок Воланда о красивой, щедрой, достойной мужчины, жизни.
4) Маргарита, королева бала.
5) Голова Берлиоза. «гости» балла
6) Агент барон Майгель.
7) Мастер.
8) Фрида.
9) Алоизий Могарыч. визитеры квартиры
10) Николай Иванович. после балла
11) Наташа.
12) Варенуха.
5. Конец квартиры № 50.
- Пожар! Пожар! Горим!
- Садовая! Садовая, 302-бис!
Итак, «нехорошая квартира» — метафора, отразившая пороки общества 30-х годов: взяточничество, использование служебного положения, мошенничество, наушничество, страх Чтобы сделать их изображение выпуклым, кроме сатиры, гиперболы, гротеска и мистификации нужны были еще сравнения, не просто сравнения, а сравнения-срезы, позволяющие не только увидеть житейские мерзости, но и ужаснуться им.
(После экскурсии): Сатирически, через отрицание отрицательного, изображая отклонения жизни от своего «плана», непринужденно, весело и вместе с тем педагогически, М. Булгаков предоставляет читателю самому обнаружить детали жизненного плана, а главное, убедиться, что он, этот план, действительно есть.
«Все будет правильно, на этом построен мир», на этом построен и роман М. А. Булгакова.
Источник: http://www.hintfox.com/article/nehoroshaja-kvartira-v-romane-master-i-margarita-m-a-Bylgakova.html
Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа — Мастера.
Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них — это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны.
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова (кратко)
... дома. «Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. ...
Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его.
Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.
Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги — не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.
Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате — труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.
Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде.
Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.
Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа.
Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова.
Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.
Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание.
Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.
Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова.
Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания.
Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита.
Дьявол и его свита в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
... ства. Целью данной работы является раскрытие темы: «Дьявол и его свита в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова». Для раскрытия данной темы нам потребуется: Проанализировать историю создания ... и плаксиво умоляя на коленях: «Не погубите сироту». Однако в окончательном тексте романа Воланд стал иным, величественным и царственным: «Он был в дорогом сером костюме, в ...
Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.
Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии.
Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.
Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя.
Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.
Источник: https://masterimargo.ru/master-2.html
Символика домов и квартир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла.
Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары).
Воланд вместе со своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой – в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намеком Булгакова на репрессии 30-х годов).
Маргарита, возлюбленная Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном – найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло – для этого она должна исполнить для Воланда одну услугу.
Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны.
Гостями на бал не попадают простые грешники, – ими оказываются только истинные, идейные злодеи.
Сотрудники НКВД (этот комиссариат нигде не назван своим именем) пытаются разобраться в деле об исчезновении всей верхушки театра «Варьете», и главное – в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.
Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века. Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Булгаков изображает добро и зло – дьявола и Христа – во всей ...
Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, – непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. Этот роман представляет собой альтернативную версию Евангелия.
В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).
Глава 2. Символика домов и квартир в романе
Дом Грибоедова – квартира Мастера
Мастер… Во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми» [7, 121] предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г.
«…две комнаты в подвале маленького домика в садике…» [7, 126]. Именно здесь творил Мастер. Об этом месте он рассказывает с каким-то особым чувством.
Ему дорога каждая мелочь, пустяк: «Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.
Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени… Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, так…
вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате – громадная комната, четырнадцать метров, – книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!..» [7, 126].
Дважды употреблено Мастером слово «печка» – тепло – домашнее, согревающее сердце и душу. С любовью, нежностью и печалью вспоминая об обстановке подвальчика, Мастер придает словам уменьшительно-ласкательный оттенок – «квартирка», «оконца», «маленький столик».
Дом становится укрытием от внешних невзгод, бурь враждебности. Свой дом для Мастера становится символом свободы, духовного творческого раскрепощения. Смыслом жизни для Мастера стал написанный им роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в который он вложил всю свою душу. Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует.
Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа, он сдается. Его нервы, бывшие на пределе, не выдерживают. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь роман, бывший смыслом его жизни. Мастер хочет, чтобы этот роман не приносил больше страданий никому.
Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». В булгаковском архиве сохранились выписки из газеты «Рабочая Москва» от 15 ноября 1928 г.
, где под заголовком «Ударим по булгаковщине!» излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства. В «Мастере и Маргарите» «ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить…
Характеристика и образ Мастера в романе Булгакова Мастер и Маргарита
... остался роман писателя, который, безусловно, сыграет еще свою роль в жизни будущих поколений. Сочинение про Мастера «Мастер и Маргарита» - самое известное произведение М.А. Булгакова. В романе поднимается ... его мнению, произведение Булгакова заканчивается в положительном ключе: у Мастера на земле остался его ученик, Иван Бездомный, который после разговора с Мастером отказался от прежних убеждений и ...
ее в печать» [11, 84] предлагает критик Мстислав Лаврович, осуждая Мастера и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате [11, 87].
Вместе с тем, у Мастера много и других, самых неожиданных прототипов.
Его портрет: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос» [7, 121], выдает несомненное сходство с Николаем Васильевичем Гоголем (1809-1852).
Сожжение Мастером романа ориентировано не только на сожжение Булгаковым в марте 1930 г. ранней редакции будущего «Мастера и Маргариты», но и на сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ» (1842-1852).
С самых первых страниц романа Булгаков медленно подводит нас к одному из основных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества.
Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка.
«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой» [7, 48].
Здесь Булгаков уютно разместил МАССОЛИТ, возглавлявшийся погибшим под трамваем Берлиозом.
Называли дом просто «Грибоедовым» на том основании, что там якобы жила тетка знаменитого писателя, за что сам Булгаков, впрочем, не ручается [34, 362].
Машина прошла в непосредственной близости от памятника. Значит, налево, на Страстной? Ничего подобного. В то время памятник Пушкину стоял на другой стороне площади, напротив, если так можно выразиться, самого себя. Следовательно, поворот был сделан на Тверской бульвар. Теперь очень кстати оказывается реплика Бездомного: «Дважды хотели задержать, в Скатертном и здесь, на Бронной» [7, 56].
Область поиска свелась к минимуму. Это правая (от Тверской) сторона Тверского бульвара. Дом, соответствующий внешним признакам «Грибоедова», там только один – дом №25. Это по форме. А по «содержанию»? Сейчас там Литературный институт. Уже «тепло». А в те годы в этом здании располагалось несколько литературных организаций, в том числе и МАПП – Московская ассоциация пролетарских писателей.
А ведь МАССОЛИТ тоже «крупнейшая московская литературная ассоциация». Если ещё добавить, что это Дом Герцена, то наречение его «домом Грибоедова» представляется лишь прозрачной конспирацией.
И окончательно сомнения снимают «Последние похождения Коровьева и Бегемота», которые, спалив «Грибоедова», кинулись к «Тимирязеву», памятник которому действительно стоит в начале Тверского бульвара [28, 163 – 169].
Большое место отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!..
А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?» [7, 51] Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!..
В ресторане Дома Грибоедова отразились черты не только Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников, директором которых в разное время был Я. Д. Розенталь (1893 – 1966 гг.), послуживший прототипом директора ресторана Дома Грибоедова Арчибальда Арчибальдовича.
Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита. Булгаков М.А
... романом Мастера, якобы содержащим его, сатаны, оправдание (доказательств чему в тексте я также не нахожу)... Мы вновь сталкиваемся с желанием - и даже требованием - разъяснить, в чём ошибался Булгаков ... Именно эта мысль и выражена в эпиграфе к роману. Анна МЕЛЬНИКОВА, МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 45”, г. Воркута, Республика Коми Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” со времени ...
В саду «Жургаза», куда проникнуть можно было по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот «Аллилуйя» играет оркестр ресторана Дома Грибоедова перед тем, как туда приходит известие о гибели Берлиоза, а также джаз-оркестр на Великом балу у сатаны.
Этот фокстрот символизирует пародию на христианское богослужение в уподобленном аду ресторане Дома Грибоедова [34, 301].
Дом Герцена пародийно уподоблен Дому Грибоедова, поскольку фамилия известного драматурга А. С. Грибоедова (1795 – 1829) «гастрономическая» и указывает на главную страсть членов МАССОЛИТа – стремление хорошо поесть.
Однако у реального Дома Герцена с именем Грибоедова есть и некоторая опосредованная связь, возможно, подтолкнувшая Булгакова дать своему Дому Грибоедова имя автора «Горя от ума» (1820 – 1824 гг.).
В этом доме в 1812 г.
родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен (1812 – 1270 гг.), внебрачный сын крупного помещика И. А. Яковлева, брата владельца дома сенатора А. А. Яковлева. Сын сенатора Алексей, двоюродный брат А. И.
Герцена, упоминается в грибоедовском «Горе от ума» княгиней Тугоуховской как чудак, который «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник!» [18, 87 – 88].
Ряд литераторов МАССОЛИТа, обитающих в Доме Грибоедова, имеет своих прототипов.
Так, критик Мстислав Лаврович – это пародия, через лавровишневые капли, на писателя и драматурга Всеволода Витальевича Вишневского (1900 – 1951), одного из ревностных гонителей Булгакова, много способствовавшего, в частности, срыву постановки «Кабалы святош» в ленинградском Большом Драматическом Театре.
Библиотека в Доме Грибоедова блистательно отсутствует – членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза «не читатели, а писатели» [5, 131 – 133].
Вместо трудовых учреждений – отделения, связанные с отдыхом и развлечениями: «Рыбно-дачная секция», «Однодневная творческая путевка», «Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной», «Касса», «Личные расчеты скетчистов», «Квартирный вопрос» [7, 48 – 49].
Фамилия председателя Главреперткома в 1930-1937 гг.
драматурга и театрального критика Осафа Семеновича Литовского (1892-1971), самого непримиримого из булгаковских противников, способствовавшего запрещению всех его пьес, спародирована в фамилии погубившего Мастера критика Латунского, члена МАССОЛИТа.
Сцена, когда Коровьева-Фагота и Бегемота не пускают в ресторан Д. Г.
из-за отсутствия писательских удостоверений — это не только бытовая московская зарисовка реальных событий у того же ресторана в садике «Жургаза».
Дом Грибоедова, с расположенным в нем МАССОЛИТом – злая сатира на общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже «с золотой широкой каймой» [7, 50].
Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе.
Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Именно поэтому Булгаков селит своего героя в подвальчик, как подпольного человека.
Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим» [7, 134]. Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.
Тонкая душа художника не может выдержать подобную ложь и несправедливость, он бежит от этой жестокой жизни, перед этим пытаясь сжечь свой уже ненавистный роман.
Горит дом Грибоедова… Ряд деталей пожара Булгаков взял из мемуаров Панаевой. Для поджогов Бегемот и Коровьев используют зажигательную смесь из примуса – бензин.
Источник: http://student.zoomru.ru/lit/simvolika-domov-i-kvartir-v/127697.1002972.s3.html
Готовые школьные сочинения
Янв 05 2012
«Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит.
«Собачье сердце» построено на кризисе; в «Дьяволиаде» упоминается коммунальная квартира; в «Театральном романе» – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. «Роковые яйца»: «В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3.
Тогда он заявил Марье Степановне: – Если они не прекратят эти безобразия, Марья Степановна, я уеду за границу».
Уже в начале 20-х годов Булгаков понимал, что жилищный кризис – «безобразие». Но в тот момент писатель считал безобразие временным и надеялся, что через самое короткое время оно кончится.
«…Ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила… в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый из 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919–1925» .
«Страшный и смешной»… Спустя 15 лет, когда Булгаков писал «Мастера», его скромный план постройки шести-семи тысяч квартир был давно перекрыт, но терзания москвичей продолжались, и это через 20 лет после начала кризиса!
Достаточный срок, чтобы испортить людей, как и сказал Воланд. Смешно было лишь вначале, когда бедствие казалось преходящим. В какой-то момент стало страшно. «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире» – это уже в «Мастере».
Не надо считать «ужасы» преувеличением.
Даже те сравнительно немногие люди, которые обитали душа в душу с соседями по коммунальной квартире, жили неестественно, хотя бы они сами ничего дурного не замечали. А плохие отношения под собственным кровом воистину ужасны. Вспомним карикатурное изображение «коммуналки» в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова – поротого розгами Васисуалия Лоханкина.
Пороли его за рассеянность, он не гасил свет в уборной. Булгаков повторяет сюжет с полнейшей серьезностью, без тени сатирического нажима: «Свет надо тушить за собой в уборной… а то мы на выселение на вас подадим!» (651).
Все-таки на «вы», вежливо… Булгаков на то и был писатель Божьей милостью, чтобы чувствовать за людей уродливость жизни в общей квартире; на то и мыслитель, чтобы понять, до какой степени жители Москвы испорчены «квартирным вопросом», даже те, кто не хамят друг другу в открытую. «Обе вы хороши…» – заметила по этому поводу Маргарита (и погасила вежливым склочницам примусы).
Диагноз уже поставлен: «квартирный вопрос испортил их…», чего теперь с них спрашивать?
В «Мастере» жилищный кризис не просто упоминается; это лейтмотив. Первая картина – квартира в переулке у Остоженки, с ванной комнатой, где ванна «в черных страшных пятнах от сбитой эмали» и почему-то нет электрического освещения.
(Комментарий – в «Собачьем сердце»: «Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее» (с. 142).) Там же «на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно…».
Опять примус, знаменитый примус, орущий и воняющий керосином прибор – в столице, почему-то лишенной газовых и электрических кухонь.
«Около десятка» – значит, никак не менее пяти семей жили в квартире… Картина! Да, и еще деталь – из-за вынужденных контактов между семьями раздолье развратникам – Бездомный сунулся в ванную и «голая гражданка, вся в мыле» приняла его за соседа-любовника. Еще рисунок с натуры: в МАССОЛИТе длиннейшая очередь, начинающаяся «уже внизу в швейцарской», в комнату с надписью на двери: «Квартирный вопрос», «в которую ежесекундно ломился народ».
Следующая картина – через 20 страниц, глава «Нехорошая квартира».
В ней реальнейший «квартирный вопрос» соединяется с не менее реальными «исчезновениями» и все вместе мистифицируется; здесь есть и второй тип исчезновений – связанный с «квартирным вопросом»: «директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился» добыть комнату своей бывшей жене – поэтому она и смогла исчезнуть… И на фоне всего этого Воланд, как заурядный квартирный склочник тех лет, «подает на выселение» Лиходеева: «…Так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!».
Замечательно, что Коровьев тут же это «выселение» обосновывает на стандартном языке квартирной склоки: «жутко свинячат», «пьянствуют», «начальству втирают очки» – пусть так, но почему из дому-то выселять? Нисколько не лучше, чем пресловутый свет в уборной…
Полная энциклопедия квартирных страстей дается еще через главу, эдак неприметно, скороговоркой, в одном длинном периоде. Едва успел погибнуть Берлиоз, как к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. Заявлений было «тридцать две штуки».
«В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы… указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности». Не надо улыбаться, читатель. Сатира сатирой, но все здесь истинно – в чем свидетель каждый москвич, помнящий ситуацию до 1960 года.
Истинно и то, что доносы из-за жилья были явлением не исключительным.
Еще заметка: выиграв сто тысяч, главный герой «бросил свою комнату на Мясницкой… – Уу, проклятая дыра! – прорычал гость». И затем горделивое описание жалкой квартирки в подвале: одна комната «совсем малюсенькая», зато другая – «громадная комната, четырнадцать метров», и почему-то особо упоминается водопровод… Таково качество хорошего жилища во время кризиса!
Еще картинка: киевский экономист Поплавский получает телеграмму о гибели племянника-москвича. Идет авторская ремарка: «Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. …Нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой». Такие ситуации потрясают людей и сегодня.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/kvartirnyj-vopros-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/
Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!
Сочинение.
Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита».
«При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда… с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».
К. Симонов.
Роман «Мастер и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Сатира Михаила Афанасьевича Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину, недаром есть понятие «булгаковская Москва».
Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди.
Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.
Здесь находится и «подвал Мастера», и «особняк Маргариты», и варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый «Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302-бис».
Но на этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии. Здесь правит бал Сатана, обнажающий все пороки добропорядочных и уважаемых москвичей.
Булгаковская Москва населена бездушными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивался одной фразой: «Этого не может быть».
Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины в творчестве, не стремятся к самосовершенствованию, потому что они знают, что реальная правда – это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.
Москвичи предстают в романе ограниченными, не верящими ни во что, кроме денег и материальных благ. В мире Москвы, который посетил Воланд, нет ни настоящей дружбы, ни святого искусства и великих талантов, ни просто мудрых и честных людей, за исключением Мастера и Маргариты, да еще Ивана Бездомного.
Мир Москвы – это мир полностью материальный, пустой, бездуховный; мир, в котором любой факт проявления чего-то необъяснимого будет тут же истолкован примитивно, как что-то вредное и чуждое. Москвичи абсолютно закрыты для всего нового, они не видят и не слышат ничего, кроме самих себя.
На сеансе черной магии, который устраивают в столичном варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. «Горожане сильно изменились, — замечает мессир, — внешне…» Но в остальном – они «люди как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…». Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы.
Они утратили представления о добре, справедливости, а это гораздо страшнее.
Мир москвичей похож на царство духовно слепых людей, не верящих ни во что, кроме того, что им знакомо, не ищущих ничего в жизни и абсолютно закрытых для всего нового, а следовательно, абсолютно пустых. Мастеру, который «писал то, чего никогда не видел, но о чем наверняка знал, что это было», нет места в этом мире.
Поэтому Воланд забирает его, даруя вечный покой. Мастер отказался от своего романа, от своих идей, от творчества. Отказался под чудовищным давлением толпы, неистовавшей, ругавшей писателя. Мир Москвы не вынес появления чего-то, что не вписывалось в привычные рамки, москвичам оказался не нужен роман о Пилате.
Только Ивану Бездомному была интересна история распятия Иешуа, то есть Иисуса Христа.
Водланд грозой проносится над Москвой, жестоко карая низость, ложь, подлость, алчность. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей.
И если его свита предстает в лице мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния.
Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом. Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным.
Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью.
Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.
Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=31682
Места из романа «Мастер и Маргарита» в Москве
Один из самых популярных романов 20 века – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован.
Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве.
Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.
Собери «Символ Подмосковья». Начать игру>>, Патриаршие пруды
Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» — известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный.
Шли они из дома литераторов – МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой.
Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.
Трамвай, кстати, ходил на Патриарших. В архиве Булгакова найдена заметка из газеты «Вечерняя Москва» за 1929 год, в которой говорится о трамвайной линии по Малой Бронной.
Сегодня на Патриарших о романе напоминает кафе «Маргарита», которое проиллюстрировано картинами со сценами из произведения. А также знак, запрещающий разговаривать с незнакомцами.
Прогулка по пушкинским местам Подмосковья: Захарово и Большие Вяземы>>, Нехорошая квартира
Еще одно знаковое место – «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10.
Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен.
Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять.
Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.
Рядом находится частный музей — «Булгаковский дом» со своим театром, экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.
Музей Кропоткина в Дмитрове: дом ученого и философа>>, Театр Варьете
Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными. Отсюда — фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр.
Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.
Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось – единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) – купол на здании Театра Сатиры.
Места с историей: Старейший театр Подмосковья в Истре>>, МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»
Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве.
Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.
К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами – здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.
Дача Пришвина в Подмосковье: дом, построенный на деньги «за сказки и сны»>>, Переулок Мастера и Маргариты
Большой Гнездиковский переулок напрямую в романе не упоминается. Указывается лишь переулок, который через арку выводит на Тверскую улицу. Именно его принято считать местом первой встречи мастера и Маргариты.
Дело в том, что здесь, в доме №10, сам Булгаков познакомился со своей третьей женой – Еленой Сергеевной, которая так же, как и Маргарита, была замужем.
Сегодня по этому адресу находятся учебная сцена университета театрального искусства ГИТИСа.
«Уголок» сатирика: Музей Салтыкова-Щедрина в подмосковном селе Спас-Угол>>
Особняк Маргариты на Спиридоновке
Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле, как и в романе. Сегодня в этом особняке – Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.
Готическая усадьба в Подмосковье: английский замок и церковь Баженова>>, Дом Мастера
Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому.
И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома – потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.
Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия, и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.
Ольга Швенк
Источник:
Ю. М. Лотман Выходные данные
Источник: http://exam-ans.ru/kultura/2699/index.html ?page=17
Ссылка на основную публикацию Adblock
detector
^
перейти к оглавлению Среди универсальных тем мирового фольклора большое место занимает противопоставление «дома» (своего, безопасного, культурного, охраняемого покровительственными богами пространства), «антидому», «лесному дому» (чужому, дьявольскому пространству, месту временной смерти, попадание 314 в которое равносильно путешествию в загробный мир)1. Связанные с этой оппозицией архаические модели сознания обнаруживают большую устойчивость и продуктивность в последующей истории культуры. В поэзии Пушкина второй половины 1820-х – 1830-х гг. тема дома становится идейным фокусом, вбирающим в себя мысли о культурной традиции, истории, гуманности и «самостояньи человека». В творчестве Гоголя она получает законченное развитие в виде противопоставления, с одной стороны, «дома» – дьявольскому «антидому» (публичный дом, канцелярия «Петербургских повестей»), а с другой, бездомья, дороги, как высшей ценности, – замкнутому эгоизму жизни в домах. Традиция эта исключительно значима для Булгакова, для которого символика «дома – антидома» становится одной из организующих на всем протяжении творчества. Предметом настоящего очерка будут наблюдения над функцией этого мотива в «Мастере и Маргарите». Первое, что мы узнаем, – это то, что единственный герой, который проходит через весь роман от первой страницы до последней и который в конце будет назван «ученик», – это «поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный». Сходным образом вводится в текст и Иешуа: «Где ты живешь постоянно?1 – У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город. – Это можно выразить короче, одним словом – бродяга, – сказал прокуратор». Отметим, что сразу после этого в тексте следует обвинение Иешуа в том, что он «собирался разрушить здание храма»2, а адресом Ивана станет: «…поэт Бездомный из сумасшедшего дома…»3. Наряду с темой бездомья сразу же возникает тема ложного дома. Она реализуется в нескольких вариантах, из которых важнейший – коммунальная квартира. На слова Фоки: «Дома можно поужинать» – следует ответ: «Представляю себе твою жену, пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель!»4 Понятия «дом» и «общая кухня» для Булгакова принципиально не соединимы, и соседство их создает образ фантасмагорического мира. 315 тических фикций и бытовая склока. Подобно тому, как все «чертыхания» в романе обладают двойной семантикой, выступая и как эмоциональные междометия, и как предметные обозначения5, сугубо «квартирные» разговоры, как правило, имеют двойную семантику с абсурдной или инфернальной «подкладкой» типа: «На половине покойника сидеть не разрешается!»6 – за квартирно-жактовским жаргоном (не разрешается сидеть в комнатах, прежде занимаемых покойным Берлиозом) возникает кошмарный образ Коровьева, сидящего на половине покойника (образ этот поддерживается историями с похищением головы Берлиоза и отрыванием головы Бенгальского)7. То, что квартира символизирует не место жизни, а нечто прямо противоположное, раскрывается из устойчивой связи тем квартиры и смерти. Впервые слово «квартира» встречается в романе в весьма зловещем контексте: уже предсказав смерть Берлиозу, Воланд на вопрос: «А… где же вы будете жить?» – отвечает: «В вашей квартире». |