Класс. Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего

Сочинение

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выска­зывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Известный лингвист И.Г. Милославский писал: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

В самом деле, если писатель заинтересован в том, чтобы читатель обратил внимание на особо важные мысли, образы, ситуации, то он использует в своем произведении такой ху­дожественный прием, как повтор.

Найдем в рассказе Л. Куклина примеры, доказывающие это утверждение. В предложениях 7 и 8 повторяется одно и то же слово «пройдет». Однако какой яркий смысловой кон­траст между ними! В первом случае в этом слове звучит убежденность в том, что увлечение сына марками быстро погаснет, а во втором слово «пройдет» передает явную иро­нию рассказчика, который сам «стал вести существование дикого охотника за марками». Именно лексический повтор помогает читателю понять это.

Кроме того, мысль о пропаже альбома кажется рассказ­чику невероятной, поэтому мальчику приходится дважды повторять, что у него уже «нет альбома», чтобы заставить отца поверить в услышанное.

Да, любое повторение на самом деле обращает на себя особое внимание.

Вариант 2

«Любое повторение, двукратное или многократное, об­ращает на себя особое внимание читающего», — считал лингвист И.Г. Милославский.

Действительно, для того чтобы убедить слушателя в чем- либо или привлечь его внимание к важным, на наш взгляд, мыслям, мы часто повторяем их.

Таким же образом поступает и юный герой из рассказа Л. Куклина. Он объясняет отцу причину, по которой отдал альбом с марками. В надежде, что отец тоже проникнется сочувствием к парализованному мальчику, сын дважды по­вторяет мысль о том, что новый владелец коллекции «не может» ходить (предл. 30), дважды сын просит отца о по­нимании («понимаешь», предл. 30, 41).

19 стр., 9205 слов

Научная работа «Антонимы как особое явление языка»

... Сочинение, реферат, доклад Антонимы и их роль в речи, какую роль в речи играют антонимы Антонимы.Разновидности антонимов,их употребление в речи. Лекция: Роль антонимов в речи Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы ... так…» (Выc.). Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ...

Повторы добавляют эмоциональности речи чуткого, доброго мальчика, помогают читателю понять его чувства.

Милославский И.Г. абсолютно прав.

Вариант 3

Сложно не согласиться со следующим высказыванием И.Г. МилослАвского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читаю­щего».

Я понимаю это высказывание так: чтобы читатель не пропустил мысль, важную для понимания текста, автор ис­пользует повторение одного и того же слова.

В тексте Л. Куклина отец задает сыну вопрос о том, не жаль ли тому отданной филателистической коллекции. Это действительно волнует «дикого охотника за марками», по­тому что он хочет понять мотивы поступка своего ребенка. И сын отвечает, повторяя дважды: «Да, папа, жалею… Сна­чала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть жалею…»

Интересно, что в этих двух предложениях именно благо­даря повтору читатель узнает об эволюции чувств мальчика.

Говоря об облегчении, которое он испытал, все-таки от­дав альбом, сын дважды повторяет слово «очень» (предл. 44).

Таким образом он пытается убедить отца в правильности своего поступка, и у него это получается. Читатель также верит в искренность школьника.

Действительно, повторы добавляют убедительности речи и обращают внимание на детали, ключевые для понимания смысла текста.

Текст для работы

(1)С того самого дня, как сыну передалось мое давнее ув­лечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками…

Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

  • Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возраст­ная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет! — убеждала меня жена.

(8)Пройдет… (9)Святое материнское заблуждение! (10)Ес- ли бы она зцала, что из заначек, которые теперь значитель­но превышали мои былые дофилателистические потребно­сти, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…

(11 филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали все усиливаю­щуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!

(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя…

(15)— Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после ве­чернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)— Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие ма­рочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик…

(18)— Понимаешь, папа… — сын посмотрел на меня рас­пахнутыми до дна глазами. (19)— Я давно хотел тебе ска­зать… (20)У меня нет альбома…

  • Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном со­стоянии опустился на диван.
  • Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой во­пиющей глупостью родителя.

(23)— Просто у меня сейчас нет альбома.

19 стр., 9009 слов

Рассказ мой папа самый лучший. мой папа

... оближешь. В своем сочинении я хочу рассказать о самом близком человеке, моём папочке. Я думаю, что мой папа – самый лучший, самый добрый, самый отзывчивый. Отзывчивости и ... маму. Я никогда не понимала, как отец семейства может поднимать руку на близких ему людей. Мой папа даже в порыве ... очень много. Мой папа всегда много работает, и мы нечасто можем часами сидеть вместе. Я нисколько не жалею о данном ...

(24)— Ага… — радостная догадка осенила меня. (25)— Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!

(28)— Папа… (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (ЗО)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (ЗІ)Никуда не мо­жет ездить… (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом… (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на ста­дион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны…

(36)— А ты не жалеешь о своем альбоме? — безжалостно спросил я. (37)— Только честно? 170

(38)— Да, папа, жалею… (39)Сначала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть жалею… (40)Видишь ли, он так обрадо­вался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать? (43)А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо… (45)Так ты не сердишься?

(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поце­ловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожа­тием…

(По Л. Куклину)