История создания
Стихотворение «Ласточки» А. А. Фет написал уже в зрелом возрасте — в 1884 году. Поэт не утратил способности тонко чувствовать природу и любоваться ее гармонией, эта способность только крепла с годами и неизменно находила выражение в его лирике.
Можно предположить, что к созданию текста А. А. Фета подтолкнули реальные наблюдения за полетом ласточки или воспоминания о таких наблюдениях. Так или иначе, поэту удалось необыкновенно точно уловить суть выбранного образа и оттолкнуться от него для своих дальнейших размышлениях о вдохновении и вечном человеческом стремлении к «запретному пути».
А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как мастер пейзажной лирики. Он не только обладал умением образно и точно передавать природные явления в поэтическом слове, но и прослеживал параллели между природным миром и человеком, поднимался до определенных философских обобщений. Так, в стихотворении «Ласточки» поэт любуется грациозностью полета ласточки над вечерним прудом и рассуждает о природе человеческого стремления к неизведанному.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Ласточки» представляет собой яркий образец пейзажной лирики с элементами философского размышления. Пристальное наблюдение за природой и способность замечать мельчайшие детали окружающего мира позволили А. А. Фету создать живую картину вечернего пруда и с точностью живописца изобразить низко скользящую над его поверхностью бесстрашную ласточку.
Страх за ласточку и любование ее грациозностью дают автору основание сравнить увиденное со столь же красивым и безрассудным человеческим стремлением к запредельной стихии. Свои рассуждения А. А. Фет мастерски вплетает в канву текста, делая его таким образом более глубоким и значимым.
Стихотворение «Ласточки» написано четырехстопным ямбом, что позволяет поэту на ритмическом уровне передать стремительность полета ласточки и человеческого вдохновения. Строки связаны между собой перекрестной рифмовкой, при этом чередуются мужская и женская рифмы.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки пропали»
Афанасий Фет – единственный поэт России, который никогда не писал на социальные, политические темы. Его лирика была посвящена природе, любви и назначению поэзии. Поэтому его стихи привлекают, волнуют и нравятся читателям по сей день. Ведь ситуация в мире постоянно меняется, а вечное остается прежним, всегда актуальным. Фета можно назвать импрессионистом в мире поэзии.
План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова
... природы, исключительно в единстве с ней. План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно-критическая статья. Содержание — творческая работа ... красота природы, любовное чувство, искусство, прекрасные эмоции. Фет относился ко второй категории, рассматривая поэзию как алтарь, как образец чистого искусства, все ...
Он стремился запечатлеть прекрасное, мимолетное мгновение, передать свои эмоции слушателю в полной мере. Индивидуальное, романтическое восприятие мира в его стихах выражено более остро, чем у кого-то иного. Природа «ясною улыбкой» будит в нас эмоции, испытанные автором. Вместе с ним мы восхищаемся пушистой вербой, умиляемся первому ландышу, наблюдаем за игривыми мартовскими ручейками. Поэт любил весну, восхищался, любовался ею. Все лучшие стихи об этом времени года написаны им.
Совсем другие строки читаем мы про осень. Здесь не найти пушкинской гармонии, печальной красоты поздней осени, нет «очарования очей». Нет тютчевского примирения с погодой, мол коротка, но дивная по-своему. Нет щемящего восторга Есенина – крестьянского поэта. А есть хандра, романтизированная апатия, тоска по летнему теплу, звучит «голос лета прожитого».
Осень Фета холодна, беззвучна, равнодушна, а сумрачные дни грустны. Но всё же он любуется пожаром, восставшим из-за дремлющих сосен. Сравнивает погоду с юной девушкой, не испытывающей ответных чувств к кавалеру, холодно принимающей ухаживания.
Стихотворение родилось на свет в 1854 году. Имеет форму пейзажной зарисовки с элементами философского размышления. Отсюда вывод, что произведение принадлежит жанру элегии. А. А. Фет для своей работы выбирает трехстопный хорей. Примечательно то, что текст написан пятистишиями, что редко встречается в отечественной поэзии. Такая структура подчеркивает тягучесть, монотонность, бесконечность осенних дней. Присутствует чередование мужских и женских рифм.
Композиционно делится на две части: описание природы, явлений, констатация фактов и рассказ о личных, эмоциональных переживаниях рассказчика, который становится лирическим героем стихотворения. Неопределенность, серость, будничность межсезонья навевают тоску на автора, угнетают его. Герой грустит об уходящем времени.
Уже первая строчка наводит грусть, в ней звучит безысходность. Ласточки не просто улетели на юг, перестали радовать полетом, они «пропали». Для нашего человека от этого слова веет обреченностью, невосполнимой, горькой утратой. Острое чувство потери накрывает читателя вслед за рассказчиком.
К середине текста эмоциональный накал достигает кульминации. Поэт восклицает, что готов встретить снег и вьюгу, но только не эту унылую серость, когда клин журавлей с протяжными криками скрывается за горизонтом. Образ улетающих на юг птиц навевает отчаяние, желание также убежать от холода, слякоти, плохих предчувствий. Поэту настолько тяжело это переживать, что хочется плакать. Олицетворением эмоций становится перекати-поле – вечный символ пустоты, бесприютности.
В стихотворении можно заметить антитезу. Два времени года противопоставлены друг другу. Ведь для Фета прилетающая ласточка – вестница весны, ее символ. А отсутствие этих птиц становится знаком противоположным. Суетливое поведение грачей напоминает об их скором отлете.
Поэт чувствует сонливость, апатию, в отличии от Пушкина, для которого осень – самый продуктивный период творчества.
Все воспринимают по-своему любую погоду. Кто-то любит жару, другие – торжество осенних красок, терпкий и свежий воздух, а некоторые романтические натуры предпочитают дождь. Фет любит здоровую, сухую погоду. Но даже слякотная весна его радует гораздо больше самой сухой осени. Ведь после весны придет жаркое лето, а межсезонье сменит холодная зима.
Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»
... творчеством. Становится понятно, что единственное верное предназначение поэта – это служение своему народу и отечеству, а не потакание прихотям общества. Также читают: Картинка к сочинению Смысл стихотворения Пушкина «Поэт» Популярные ... автор советских плакатов и лозунгов Анна Марковна, пожилая женщина которой 60 лет, сейчас содержит публичный дом. Ранее сама работала дамой легкого поведения, она ...
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Композиция
Текст стихотворения «Ласточки» можно разделить на две части, каждая из которых представлена парой четверостиший:
- Первая часть создает пейзажную зарисовку. Поэт описывает «вечереющий пруд» и скользящую над самой его гладью ласточку. «Природы праздный соглядатай», лирический герой как будто предлагает читателям стать его соучастниками и вместе насладиться раскрывшейся перед ним картиной.
- Во второй части герой предается размышлениям и делится своими рассуждениями. Восхищение дерзостью ласточки, которую в любую секунду может захватить водная стихия, наводит поэта на мысль о ее схожести с природой человеческого вдохновения. Жизнь человека нередко оказывается таким же безрассудным полетом и полным опасностей стремлением к запредельному миру.
Анализ 2
Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике с включением философских размышлений в стиле элегии, выражающей в качестве основной тематики человеческие чувства, возникающие с наступлением осеннего времени года.
Основной темой стихотворения становится описание картины замирающей природы, вызывающей в душе лирического героя, от лица которого ведется повествование, чувство горечи, утраты.
Композиционная структура стихотворения представляется собой зеркальное построение с использованием синтаксической симметрии в виде пятистиший. Необычность строения строфы в виде пяти строк позволяет поэту создать ощущение бесконечно тянущегося повествования, символизируя долгие осенние вечера. При этом в первой и второй строфах произведения присутствует ровная интонация, характеризующаяся отсутствием восклицательных предложений и резких синтаксических переносов. Вторая часть стихотворения иллюстрируется синтаксическим переносом, появлением пауз внутри строчек, увеличением количества логических ударений, а также замедлением ритмического темпа.
Структурно стихотворения представляет две части, первая из которых в соответствии с сюжетной линией описывает природу, явления, происходящие в осенний вечер, а вторая является рассказом лирического героя о собственных личных эмоциях и переживаниях.
В качестве стихотворного размера в произведении используется трехстопный хорей в сочетании с чередующимися мужскими и женскими рифмами, а также двусложной стопой с ударением на первом слоге.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении «Ласточки пропали» присутствует традиционный для творчества поэта прием в форме смыслового параллелизма, формы ассоциативных связи образов, в том числе в виде зрительного образа, а также многочисленные звукописные приемы, включающие ассонансы и аллитерации, создаваемые посредством неоднократных повторений одинаковых слогов, особенно в первых трех строфах, помогающих созданию образов грачей. Кроме того, в повествовательном содержании произведения поэтом используются олицетворения и чуть заметная антитеза, позволяющие выразить эмоциональную атмосферу пустой, бесприютной, тоскливой осени.
Отличительной особенностью стихотворения является фонетическое сочетание звуков, а также многократное применение поэтом игры согласных букв «с» и «т», которые соединяясь создают звуковое впечатление буквы «ц» (спится, слышится, валится).
Природа гениальности
... эталонами. Средний человек не способен создать того, что сильно отличалось бы от привычного, гений создает нечто, что значительно ... это сочинение («Страдания молодого Вертера») довольно бессознательно, подобно лунатику, то я сам изумился ему, когда приступил ... что нет правила, которое нельзя было бы нарушить ради большей красоты. Вот почему, то, что вчера говорил гений, завтра будут говорить все. ...
Смысловая нагрузка стихов передает пессимистичное авторское настроение, чувствующее приближение старческой поры увядания.
Анализ стихотворения Ласточки пропали… по плану
Образы и символы
Два центральных образа текста – это ласточка и лирический герой, который с волнением следит за ее полетом.
Именно глазами лирического героя мы смотрим на вечерний пейзаж и ласточку, вместе с ним восхищаемся красотой птицы и тревожимся за нее. Лирический герой близок самому А. А. Фету, это тонко чувствующий природу человек, способный увидеть и оценить все ее богатство.
«Стрельчатая ласточка» становится в стихотворении символом не знающей страха и сомнений природной силы: она скользит над самой поверхностью воды и, ничего не боясь, наслаждается своим полетом. Это дает поэту основание сравнить полет ласточки с дерзновением «человеческого я
», так же стремящегося к «стихии чуждой, запредельной».
А. А. Фет «Ласточки пропали»
—————————————————————— Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.
С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.
(1854) ——————————————————————
Темы
Тематика стихотворения Фета лежит на поверхности:
- Одна из тем стихотворения «Ласточки» – красота окружающего мира. Автор описывает грациозность полета ласточки. Описывая вечерний пейзаж и полет птицы, А. А. Фет говорит о прелести природы, в которой все гармонично и подчинено единому закону мироздания.
- Второй темой текста становится природа человеческого вдохновения, стремление к «запретному пути». Темы тесно переплетены между собой, ведь именно наблюдения за ласточкой наталкивают лирического героя на размышления о сходстве ее с человеком и его стремлением зачерпнуть хоть каплю «запредельной стихии».
Проблемы
Основная проблема, которую А. А. Фет затрагивает в своем стихотворении «Ласточки», — это проблема вечного стремления природы и человека к недоступным и запредельным сущностям. Безрассудный, но прекрасный, с точки зрения лирического героя, полет ласточки над гладью пруда напоминает ему о собственном духовном поиске. Герой сравнивает себя со «скудельным сосудом». Слово «скудельный» изначально обозначало «глиняный», но со временем приобрело дополнительное переносное значение «хрупкий, бренный». Давая себе такое определение, автор указывает на хрупкость и незащищенность отдельного человека перед непостижимым миром. Тем более красивым и героическим кажется стремление хрупкого существа, будь то ласточка или человек, прикоснуться к недоступной стихии, приоткрыть завесу, скрывающую сокровенные тайны мироздания, хотя такое стремление порой может стоить жизни.
Человек и природа в русской литературе
... говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой. Говоря же о литературе советского периода, ...
Основная идея
Наблюдая за природой, А. А. Фет не только отмечает ее силу и красоту, он поднимается до философских размышлений, проводит параллели между человеческим поведением и природными явлениями. Человек – тоже часть природы, поэтому такое сопоставление помогает лучше понять его душевные порывы, открыть доселе неизведанные грани души. Таков смысл стихотворения «Ласточки».
Одна из таких граней – почти иррациональное стремление человека к «запретному пути», которое особенно ярко проявляется в поиске творческого вдохновения. Схожесть этого стремления с бесстрашным полетом птицы над гладью пруда — это и есть главная мысль стихотворения А. А. Фета. Поэт сам уподобляется скользящей над водой ласточке, когда бросает вызов запредельной стихии в стремлении прикоснуться к ее тайнам.
Средства выразительности
А. А. Фет обладал не только тонкой способностью видеть и чувствовать природу, но и богатым арсеналом средств выразительности для ее яркого изображения.
- Прежде всего, описать вечерний пейзаж поэту помогает использование ярких эпитетов: «стрельчатая ласточка», «вечереющий пруд», «молниевидное крыло».
- Во второй части стихотворения поэт выбирает метафоры, позволяющие наиболее зримо передать суть его философских рассуждений. Так, он называет себя «скудельным сосудом», стремящимся зачерпнуть хоть каплю «чуждой, запредельной стихии».
- Эмоциональный накал финала текста А. А. Фет усиливает с помощью риторических вопросов, в которых призывает читателя стать участником его наблюдений и размышлений, вместе задуматься над неразрывной связью человека и природы.
В стихотворении «Ласточки» А. А. Фет делится с читателем своими наблюдениями за красотой природы и размышлениями о сходстве ее с человеческой натурой. Использование средств выразительности, тонко подмеченные детали и простая композиция позволяют поэту передать грациозность полета ласточки и сравнить ее с природой человеческого вдохновения. Жажда прикоснуться к неведомым граням мироздания, приоткрыть завесу тайны и ступить на скрытые пути – это то, что движет как полетом птицы над гладью вечернего пруда, так и создающим свое произведение творцом.
Автор: Юлия Филипская
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила — И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье И та же темная струя,- Не таково ли вдохновенье И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Эстетика природы
... сил, природа оставалась как бы закрытой для эстетического переживания. Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и ... Таким образом, можно сделать вывод: объективным источником ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная непосредственно ... и чувствами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни. ...
Образ ласточки, которая в поэзии чаще других птиц связывается с душой, встречается на разных этапах развития русской лирики – от творчества Гавриила Романовича Державина до произведений Николая Михайловича Рубцова. Не обошел вниманием его и один из главных певцов природы – Афанасий Афанасьевич Фет. В частности, образ нашел отражение в стихотворении «Ласточки», написанном в 1884 году. Первая строфа текста создает настроение безмятежно-созерцательное. Лирический герой, именующий себя природы праздным соглядатаем, с упоением следит за полетом стрельчатой ласточки над прудом. Все меняется буквально в один момент, когда во второй строфе появляется наречие «страшно». С одной стороны – наблюдатель переживает за птицу, летающую слишком низко над водой. С другой – страх за нее напоминает персонажу о том, какие эмоции приходится переживать ему при соприкосновении с вечностью. В фетовской поэзии стремительный полет нередко сравнивается с моментами вдохновения, творческих поисков, что можно наблюдать и в рассматриваемом тексте. Кроме того, часто Афанасий Афанасьевич противопоставляет безбрежное небо ограниченному пространству Земли. Эта антитеза восходит к романтическому двоемирию. У Фета она выступает в качестве не только дани литературной традиции, но и имеет отношение к личной жизни поэта. Дело в том, что он был одновременно и тонким лириком, приверженцем так называемого чистого искусства, и крепким хозяйственником, практически образцово-показательным помещиком.
В стихотворении «Ласточки» творчество представляется попыткой художника зачерпнуть хоть каплю «стихии чуждой, запредельной». Герой произведения называет себя сосудом скудельным, то есть бренным существом, земной век которого невероятно краток. Он в полной мере осознает собственную беспомощность в том, что касается стремления выразить невыразимое. Тем не менее, ему и в голову не приходит отказаться от поэтической деятельности. Сам Фет на протяжении всего творческого пути занимался подбором слов и образов для описания явлений и чувств, описать которые крайне сложно. В произведении «Кому венец: богине ль красоты…» (1865) есть следующие строки:
…И что один твой выражает взгляд, Того поэт пересказать не может.
В одном из стихотворений 1887 года герой восклицает: «Как беден наш язык!..». Как и персонаж «Ласточек», Фет понимал, что «дерзает на запретный путь», но при этом никогда не оставлял попыток найти подходящие слова для упомянутого выше выражения невыразимого.
Текст: pishi-stihi.ru