Уже в стихах и песнях 1956-59 гг. проявились основные черты лирики Окуджавы: напевность, непритязательность и «простота» изложения; были нащупаны темы, развиваемые в последующем творчестве: война, Арбат, Москва, Грузия, быт маленького человека — «московского муравья», культ женщины, трепетное отношение к музыке. Можно сказать, что в эти годы Окуджава состоялся как поэт, найдя свою «ноту», которой оставался верен на протяжении всей своей жизни. В 1960-е гг. в его поэтическом творчестве появляется (а в 1970-е — усиливается) интерес к истории России, особенно к XIX веку.
Центральным мотивом поэзии Окуджавы и, в частности, его песенного творчества является мотив надежды, понимаемой и трактуемой в нескольких ипостасях: абстрактное понятие «надежда» «очеловечивается», одушевляется Окуджавой, приобретает зримые черты, воплощаясь в реальной женщине по имени Надежда («Товарищ Надежда по фамилии Чернова», «Надя-Наденька … в спецовочке, такой промасленной»); в то же время имя Надежда поэтически обобщается, приобретая функцию символа.
Окуджава-шестидесятник не может со всей определённостью назвать себя верующим человеком и, возможно, когда его исповедь нуждается в Боге, он именует его Надеждой. Единственное же обращение непосредственно к Богу (стихотворение «Молитва»), по соображениям цензуры опубликовано от третьего лица, Франсуа Вийона, чья набожность была весьма сомнительна.
Женщина у Окуджавы предстаёт существом возвышенным, всегда прекрасным и абсолютно лишённым эротического обаяния. Она сулит утешение и надежду. Любовь — это «спасение», «близкий берег», а если и страсть — то возвышенная. Вместе с тем современница по имени Надежда ходит в одеждах отнюдь не призрачных и весьма узнаваемых: «Она в спецовочке такой промасленной, берет немыслимый такой на ней!».
Она — «шофёр в автобусе — мой лучший друг», и «она на нашей улице живёт». Приход Женщины — удивительное, неожиданное счастье, волшебство. В поэзии Окуджавы происходит «возрождение рыцарского почитания женщины», куртуазного культа Прекрасной Дамы:
В моей душе запечатлён портрет одной
Прекрасной Дамы.
Её глаза в иные дни обращены.
9 стр., 4385 словЛирика любви в ранних произведениях Блока («Стихи о прекрасной Даме»)
... умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь. Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ ...
(«Ещё один романс»)
Окуджава и Арбат: символ взаимной привязанности
Булат Окуджава, являясь поэтом городской Москвы, с особым уважением относился к Арбату — месту своего рождения и воспитания. Он посвятил этому району множество своих произведений, из которых наиболее распространен мотив Арбата в его песнях. Он говорит о поэтическом арбатском дворе, который символизирует прежде всего благородное прошлое XIX века и благородство всего города. Лирику Окуджавы можно охарактеризовать как романтическую и символистскую, он приукрашивает детали бытового, чтобы глубже проникнуть в эмоциональный мир своей поэзии, в приискивание красоты на земле и в человеческих отношениях.
В песенке о Арбате Окуджава начинает тематическую линию своих поэтических впечатлений. Определенное место в творчестве Окуджавы занимает и тема двора, он говорит о дворике, как о месте своего дома, аналогичном дому и народу. Он бормочет стихи о том, что он является дворянином арбатского двора, членом высшего общества города. Так Окуджава склонен к символизму отношения к окружающему миру, который он любит и ценит все.
У Окуджавы высший приоритет художественного идеала упрощения естественного свойства прочности, он представляет быт мягким, зачарованным и спокойным, таким же, как музыка. Это можно найти в его всех стихотворениях, даже в непохожих песнях, на всяком уровне уклада общественной жизни. Окуджава показывает свою любовь и благодарность в поэзии, внимательно всматриваясь в прекрасные черты жизни и пребывая в последних аккордах на острие своем искусства.
Герои песен Окуджавы всегда заколдованы тем, что и автор заколдован: женщиной, городом, друг другом и заботой. Это все соединяется его идеалами благородства и доброты, которые выражены в его стихотворениях. Для Окуджавы долг времени был сопоставим с романтическими идеалами молодости, он видел в этом отразившиеся прекрасные черты человечества. Окуджава повелительный и убедительный, так как ищет наиболее простые решения для вопросов, которые причиняют заботы и радости.
Выводы
Булат Окуджава яркий пример того, какой может быть образ представителя литературы городской Москвы. Он изображает своё видение жизни, достигая органичной гармонии между эмоциями, образами и звуками, узнавая во всем гармонию. Символическое представление функционирования окружающего мира идеалам яркости и прекрасы — это ключ на постижение философии Окуджавы. Его поэтические стихи всегда цепляют за душу словно прилипшие к пальцу ноты умопомрачительной мелодии.
Развитие исследования
Музыка для Окуджавы является посредником, с помощью которого мир преображается. Его поэзия воплощает сущность этого преображения, сочетая надежду и реальность через образ Арбата. Окуджава себя ощущает представителем XIX века и использует архаическую лексику, чтобы воссоздать и стилизовать язык того времени.
Особую роль в его поэтике играет образ Пушкина, который становится мерилом и ориентиром. Пушкин символизирует саму сущность поэта, его чуткость, способность откликаться на все в мире. Взгляд Окуджавы на Пушкина одновременно близок и далек, создавая интересный контраст.
Еще одной важной темой в поэзии Окуджавы является война. Он не романтизирует ее и не запугивает читателя, а пытается утвердить вечность погибших, противопоставив им неизменное лицо надежды.
О чём пел Булат Окуджава?
... поэзия Булата Окуджавы как зеркало отражает его личностные черты, такие как патриотизм, бурную жизнь, интуицию и другие. Эти черты делают его и его творчество по-настоящему уникальными и не ... образ весёлого барабанщика. Творчество Булата Окуджавы имеет высокую ценность, так как он создаёт в своих стихотворениях ... наше дело. Гляжу на двор арбатский, надежды не тая, вся жизнь моя встает перед глазами. ...
Цветовая палитра его поэзии соответствует ее глубинным содержательным интонациям. Окуджава использует яркие краски, особенно в произведениях, связанных с грузинской тематикой.