Воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививать любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Факультативный

Сочинение

Тема: Д.С.Лихачев: интерпретация фрагмента письма второго Д.С.Лихачева «Молодость – вся жизнь».

Презентация № 2, Методический комментарий:

  • распечатать текст письма второго Д.С.Лихачева «Молодость – вся жизнь»;

  • распечатать тестовые задания к исходному тексту;

  • распечатать текст для мини-разминки

Рекомендации для учеников:

  • Принести справочник «Подготовка к ГИА. Как работать над сочинением С 2.2.»;

  • Повторить теоретический материал (тема, идея, структура сочинения-рассуждения, обобщённая схема сочинения-рассуждения)

  • принести тетрадь «Шаг в будущее: подготовка к ЕГЭ (банк аргументов)»;

  • распечатать таблицу-помощницу;

  • повторить средства выразительности (метафора, литота, анафора, эллипсис).

Примечание:

  • Объем предложенного материала рассчитан на подготовленный класс. Если класс слабый или в его составе много учеников с низким уровнем обученности, то учитель может убрать какие-то задания или уменьшить их объем.

  • Если предложенный материал используется не в рамках системного факультативного курса, то планирование будет носить рекомендательный характер.

^

I. Повторение.

1. Блиц-опрос:

Тема? Идея? Аргумент-пример? Интерпретация?

Что такое тезис? Как определить основную мысль?

Возможно ли отсутствие вывода в сочинении-рассуждении С 2.2.?

Из скольких частей должно состоять сочинение-рассуждение?

^

  • Для понимания смысла текста важно уметь определять тип речи, использованный в нём, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Вспомним основные особенности каждого из них, особое внимание обратим на рассуждение (Справочник, стр. 7-8).

    7 стр., 3203 слов

    Открытый урок 9 класс. Подготовка к сочинению рассуждению

    ... два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов ... скажет, что в этом нет ничего необычного. (8) Но охотник, несомненно, поймет! (9) Самостоятельный костер был самым значимым для меня эпизодом той охоты. (10) Была ...

  • Какова целевая установка автора рассуждения? (Целевая установка автора рассуждения – рассмотреть сущностные (самые важные) свойства явлений и обосновать их причинно-следственные связи).

  • Каково построение текста-рассуждения? (В рассуждении обязательно имеются:

ТЕЗИС (основная мысль, которая требует доказательства или объяснения)

ДОВОДЫ (АРГУМЕНТЫ) (суждения, которые обосновывают истинность тезиса)

ВЫВОД (по своему содержанию, с одной стороны, напоминает тезис, с другой – расширяет смысл этого тезиса, т.е. формулирует проблему или идею текста)

  • Как расположены смысловые части в тексте-рассуждении? (Смысловые части расположены в логической последовательности, которую выстраивает автор. Связь между частями текста может быть параллельной и последовательной).

3. Мини-разминка.

Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы, прежде всего, должны определить тему текста (о чем говорится?) и его основную мысль (тезис).

Прочитайте стихотворение И.Губермана, российского поэта, сократите его, оставив только основу содержания. Затем выполните тестовые задания

(1)Всему на свете истинную цену

Отменно знает время –(2) лишь оно

^

И сцеживает в амфоры вино.

(Основа содержания – всему на свете истинную цену знает время)

1. Определите стиль речи

а) художественный в) научный

б) публицистический г) разговорный

2. Определите тип речи

а) описание б) рассуждение в) повествование

3. Укажите номер предложения, в котором неверно (или верно) выражена основная мысль текста.

4. Укажите номер ответа, в котором дан правильно сформулированный тезис:

а) лишь со временем человек понимает, что в жизни является главным;

  • б) и в детстве, и в молодости, и в зрелости человек может определить всему истинную цену всего;
  • в) сам человек не всегда может определить, что важно, что нет, ему нужен советчик;
  • г) всю жизнь человек учится оценивать то, что его окружает.

^

а) метафора б) литота в) анафора г) эллипсис

6. Как думаете, чем будет являться то основное, что мы выписали из стихотворения? (тезисом)

^

1. Слово учителя о Д.С.Лихачеве (Презентация)

Дмитрий Сергеевич Лихачев принадлежит к таким людям, которые с течением времени становятся ближе, понятнее, роднее. Его жизнь, книги, выступления, статьи открывают возможности для разговора о том, каким должен быть человек, как достичь желаемого, к чему стремиться и что считать истинными ценностями.

Среди книг, адресованных юношеству, конечно же, выделяется замечательная книга с удивительным названием «Письма о добром и прекрасном».

^

  • Ребята, скажите, о чем говорит нам название этой книги? Можем ли мы догадаться, что хочет сказать нам автор?

    3 стр., 1391 слов

    Какова роль молодости в жизни человека? Д.С. Лихачеву

    ... в молодости человек приобретает навыки и привычки, сохраняющиеся на всю жизнь, а также обретает настоящих друзей, которые будут рядом «и в горе и в радости». Комментарий эксперта . Позиция автора определена ... проблемы исходного текста, в комментарии нет. K3 1 Позиция автора определена верно. К4 1 Автор сочинения выразил своё отношение к позиции автора (согласие). Есть собственное мнение и ...

  • Давайте посмотрим на содержание книги и определим, какие вопросы поднимает академик в своих «Письмах…»

  • Прочитайте второе письмо «Молодость – вся жизнь» и постарайтесь найти ответы на вопросы: какова тема письма, какую основную мысль утверждает автор?

^

(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего… (3)А на самом деле оказалось все иначе. (4)Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. (9)Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12)Молодость – это время сближения. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделенная радость – не радость. (16)Человека портит счастье, если он переживает его один. (17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один.

(19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (23)Навыки в труде – тоже.(24)Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. (25)А как это важно для человеческого счастья! (26)Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

(27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

(29)И еще. (30)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». (31)В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. (32)Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

  • Какой период, по мнению академика, является главным, центральным для человека? Докажите свой ответ текстом.

  • Определите тип речи, избранный автором в своём письме. Докажите свою точку зрения, опираясь на таблицы.

  • Прочитайте абзацы. Сократите каждый абзац, оставив только основу содержания.

  • Прочитайте все изменённые фрагменты как один целостный текст.

  • Определить основную мысль текста. Запишите её.

  • Определите тему письма.

  • Как вы поняли смысл названия письма? Что в нём заключено – основная мысль или тема? Докажите.

^

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение на основе интерпретации последнего абзаца письма Д.С.Лихачёва. Как вы понимаете смысл последних предложений?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Чтобы успешно справиться с данным заданием, давайте повторим алгоритм наших действий (См. справочник, стр. 13):

1. Определите

  • ТЕМУ (О чем текст?);

  • ИДЕЮ = ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (Зачем написан?);

  • РОЛЬ данного фрагмента в тексте;

2. Сформулируйте ТЕЗИС.

3. Выразите собственное мнение.

4. Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие вашу точку зрения, запишите их своими словами.

5. Приведите аргументы – примеры из текста.

6. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

7. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.

^

Вступление

Скрепа 1

Тезис

« ^

Скрепа 2

Доказательство 1

Всё, что мы совершаем в юные годы, так или иначе накладывает отпечаток на наш характер. Лень или трудолюбие, добросердечие или равнодушие, проявленные в детстве, — это установка на всю жизнь.

Аргумент-пример 1

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже».(18-19)

Скрепа 3

Доказательство 2

Человек должен в молодости понять: жить надо для других, радоваться и горевать вместе.

Аргумент-пример 2

Ведь «неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному».(11-13)

Скрепа 4

Вывод

Все наши поступки, которые мы совершаем в молодости, не только формирует характер человека, но и остается в памяти. Притом хорошие поступки «будут радовать, дурные не давать спать».

^

Задание: между частями сочинения вставить скрепы, используя речевые клише (См. Справочник, стр. 8, виды рассуждения, 2-4 столбики; стр. 11, дополнительные элементы рассуждения)

Д.С.Лихачев в своих «Письмах о добром и главном» поднимает многие нравственные вопросы.

^ :

Об этом и пишет Д.С.Лихачев. Во-первых, он отмечает: «….», Во-вторых,, Именно поэтому так важно, чтобы мы поняли:

^

Д.С.Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимает многие нравственные вопросы. Давайте обратимся к письму второму, в котором автор утверждает: «В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости».

Действительно, всё, что мы совершаем в юные годы, так или иначе накладывает отпечаток на наш характер. Лень или трудолюбие, добросердечие или равнодушие, проявленные в детстве, — это установка на всю жизнь. «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже» (предложения 18-19).

Человек должен в молодости понять: жить надо для других, радоваться и горевать вместе. Ведь «неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному» (предложения 11-13).

Именно поэтому так важно, чтобы мы поняли: все наши поступки, которые мы совершаем в молодости, не только формирует характер человека, но и остается в памяти. Притом хорошие поступки» будут радовать, дурные не давать спать».

^

Используя критерии оценивания С2.2., проанализируйте ученическое сочинение, в основе которого лежит тезис «Подлинные друзья приобретают в молодости».

«Подлинные друзья приобретаются в молодости», — к такому выводу приходит Д.С.Лихачев, человек, обладавший огромным жизненным опытом.

Он убежден: именно в эти годы и находят друзей на всю жизнь, и они оказываются «самыми верными, всегдашними». Он дает ещё одно определение настоящих друзей: «настоящие друзья – старые».

^

Конечно же, нельзя не согласиться с всемирно известным академиком, который подводит нас к пониманию простой истины: «молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости».

(85 слов)

Занятие 11

Тема: Интерпретация письма третьего «Самое большое».

Презентация № 3, Методический комментарий:

  • Распечатать исходный текст письма Д.С.Лихачева «Самое большое»; распечатать текст для мини-разминки и тестовые задания;

  • проверить творческие работы учащихся к следующему занятию, выставив количество баллов по каждому критерию (если позволит время, можно устно проанализировать сочинения)

  • планировать дифференцированную работу, если класс неоднороден по знаниям и умениям;

Рекомендации для учеников:

  • Принести справочник «Подготовка к ГИА. Как работать над сочинением С2.2.»;

  • принести тетрадь «Шаг в будущее: подготовка к ЕГЭ (банк аргументов)»;

  • распечатать таблицу-помощницу;

  • повторить (или выучить) средства выразительности (метафора, перифраз, анафора, метонимия).

Примечание:

  • Объем предложенного материала рассчитан на подготовленный класс. Если класс слабый или в его составе много учеников с низким уровнем обученности, то учитель может убрать какие-то задания или уменьшить их объем.

  • Если предложенный материал используется не в рамках системного факультативного курса, то планирование будет носить рекомендательный характер.

Ход занятия

^

II. Практическая работа

1. Мини-разминка.

Что может быть ближе человеку родной земли, где родился и вырос, где узнал первую любовь, где могилы родных и близких. Бывает, что судьба занесет за тридевять земель, но свет родного очага все равно притягивает, согревает даже на расстоянии. Об этом и говорит нам кубанский поэт И.В.Варавва, делясь с нами своими чувствами. Давайте прочитаем его стихотворение и проведем небольшую разминку.

(1)Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

(2)Там солнце кажется светлей,

(3)Там радостней весна златая,

(4)Прохладней лёгкий ветерок,

(5)Душистее цветы, там холмы зеленее,

(6)Там сладостней звучит поток,

(7)Там соловей поёт звучнее,

(8)Там всё нас может восхищать,

(9)Там всё прекрасно, там всё мило,

(10)Там дни, как молнии, летят,

(11)Там нет тоски унылой,

(12)Там наше счастие живёт,

(13)Там только жизнью наслаждаться!

1. Определите стиль речи. Выберите правильный вариант ответа.

а) художественный в) научный

б) публицистический г) разговорный

2. Определите тип речи. Выберите правильный вариант ответа.

а) описание б) рассуждение в) повествование

3. Укажите номер предложения, в котором выражена основная мысль текста.

4.Как называется средство выразительности, когда повторяется слово или группа слов в начале строк, строф или предложений:

а) метафора б) перифраз в) анафора г) метонимия

^

  • Скажите, как вы понимаете слова патриотизм, патриот .

  • Что такое национализм ?

  • Кого мы называем националистом ?

  • Прочитайте высказывания выдающихся людей о том, что, по их мнению, является патриотизмом и национализмом? (Все эти высказывания взяты из статьи, размещенной на сайте )

^

1. Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. (Джон Кеннеди).

2. Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству.

(Н. Г. Чернышевский)

3. Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других.

(М. Ганди).

4. Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее.

(Теодор Рузвельт)

О национализме

1. Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости.

2. Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить. (Дмитрий Менделеев).

3. Наука имеет отечество и учёный обязан его иметь. Я русский. И моё отечество здесь, чтобы с ним ни было. (Академик И.П. Павлов).

4. Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении Русского народа, а не в территории, тщетной без обитателей.

(М.Ломоносов)

5. Я всегда гордился тем, что я родился Русским.

  • В чём вы видите разницу между понятиями патриотизм и национализм ? Как вы думаете, в чем проявляется та грань, которая разделяет такие понятия, как патриотизм и национализм?

  • Плохо это или хорошо, когда человек является националистом?

  • Почему в современном мире слово н ационализм приобрело отрицательное значение?

  • Согласны ли вы, что в основе таких организаций, как РНЕ, социал-демократическая партия, скинхеды, лежит национализм?

  • Кто из вас смотрел фильм «Мы из будущего» и его продолжение «Мы из будущего-2»?

  • Что повлияло на мировоззрение молодых людей («черных» копателей), которые оказались в прошлом?

^

Запишите понравившиеся вам высказывания в свои тетради.

II. Практическая работа.

А теперь давайте обратимся к третьему письму Д.С.Лихачева и выясним его точку зрения на эту злободневную проблему.

1. Чтение письма третьего Д.С.Лихачева «Самое большое»

^

(1)А в чем самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

(10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим…(пропущены предложения 15-18)

…(19)Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (20)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (21)Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (22)Она не должна быть слепой. (23)Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. (24)Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. (25)Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму…(пропущены предложения 25-36)

^

Задание:

  • Определите тип речи, избранный автором в своём письме. Докажите свою точку зрения.

  • Определите тему текста (О чем?).

  • Прочитайте текст по абзацам. Сократите каждый абзац, оставив только основу содержания.

  • Прочитайте все изменённые фрагменты как один целостный текст.

  • Определить основную мысль текста. Запишите её.

  • Как вы поняли смысл названия письма? Что в нём заключено —основная мысль или тема? Докажите.

Примерный вариант работы по абзацам:

Абзац 1 .

Самая большая цель жизни – увеличить добро в окружающем нас мире. Добро – это прежде всего счастье всех людей. Всё зарождается в детстве.

Абзац 2.

Любовь к своим близким со временем расширяется на всю страну. Кроме этого, надо любить в человеке человека.

Абзац 3.

Надо быть патриотом, а не националистом. В патриотизме – любовь к своей стране. В национализме – ненависть ко всем другим.

Абзац 4.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

^

Задание:

Напишите сочинение-рассуждение, в основе которого – ответ на вопрос «Почему Д.С.Лихачев, говоря об основной жизненной цели человека – увеличивать добро в окружающем мире, обращается к теме патриотизма и национализма? В чем он хочет нас убедить?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

^

Занятие 12

Тема: Интерпретация письма шестого «Цель и самооценка»

Методический комментарий:

  • Распечатать текст письма Д.С.Лихачева;

  • в организации занятия использован такой прием, как кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

  • в течение урока оказывать помощь учащимся с низким уровнем обученности,

  • использовать учеников с высоким уровнем обученности в качестве консультантов;

Рекомендации для учеников:

  • Принести справочник «Подготовка к ГИА. Как работать над сочинением С 2.2.»;

  • принести тетрадь «Шаг в будущее: подготовка к ЕГЭ (банк аргументов)»;

  • распечатать таблицу-помощницу.

Ход занятия

  • Какова должна быть цель жизни человека, — спросил ученик Демокрита
  • Хорошее расположение духа, —

последовал ответ Демокрита.

I. Определение цели занятия.

II. Подготовка к самостоятельной работе.

^

Каждый человек сам определяет цель своей жизни. А какой она должна быть? С таким вопросом обратился ученик к учителю, философу Древней Греции Демокриту, жившему до нашей эры,

  • ^
  • Цели бывают разные. Давайте назовем конкретные цели, к которым может стремиться человек

  • Попробуйте на листе бумаги ключевыми словами обозначить те цели жизни, которые Вам близки и симпатичны. В середине листа напишите главное понятие «Цели жизни», вокруг расположите разные подходы к его пониманию (прием кластера)

^

(1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

(3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)Да, радость! (8)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

(9)Не тому помочь, кому следовало бы? (10)Но много ли людей не нуждаются в помощи? (11)Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? (12)Такое бывает у самых лучших врачей. (13)Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. (14)От ошибок никто не застрахован. (15)Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. (16)Не повысили в должности – огорчение. (17)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (18)У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

(19)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (20)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (21)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

(22)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (23)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(24)Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? (25)Отнюдь нет! (26)Человек, который совсем не думает о себе,– явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

(27)Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. (28)А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (29)И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». (30)И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (31)И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. (32)Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. (33)Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

3. Беседа по содержанию текста.

  • Как вы поняли смысл названия письма? Что в нём заключено — основная мысль или тема? Докажите.

  • ^
  • Прочитайте текст по абзацам. Сократите каждый абзац, оставив только основу содержания.

  • Выделите микротемы. Составьте план, выпишите тезисы из статьи Д.С.Лихачева. Разделите страницу на две части: в левой запишите пункту плана, в правой — тезисы.

план

тезисы

1. Самооценка человека

По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке – низкой или высокой.

2. Жизненно необходимая цель

Он ставит себе цель, достойную человека.

3. Задача человека – увеличивать в жизни добро.

1. От ошибок никто не застрахован. …роковая ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

2. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью…

3. Главная жизненная задача… должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

4. Выводы Д.С.Лихачёва

1. Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное.

2. Главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей.

3. Не надо превращать второстепенное в первостепенное…

  • Укажите слова и обороты, особо точно передающие мысли и чувства автора.

  • Какую роль в данном письме играет противопоставление? Что противопоставлено?

  • Сформулируйте тезис. Запишите его.

  • Что, по мнению Д.С.Лихачева, является главной целью человека? Докажите примерами из текста.

III. Творческая работа.

Напишите сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста. Объясните, как вы понимаете смысл предложений 29-32.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

^

Занятия 13-14

Тема: Д.С.Лихачев: интерпретация письма двадцать седьмого «Четвертое измерение»

Методический комментарий:

  • Распечатать текст письма двадцать седьмого Д.С.Лихачева «Четвертое измерение»;

  • в организации занятия использован такой прием, как кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

  • распечатать задания для работы в группах (ролевая игра)

  • проверить творческие работы учащихся к следующему занятию, выставив количество баллов по каждому критерию (если позволит время, можно устно проанализировать сочинения)

  • планировать дифференцированную работу, если класс неоднороден по знаниям и умениям;

  • планировать работу в парах разноуровневого состава, где сильный направляет работу слабого;

Рекомендации для учеников:

  • Принести справочник «Подготовка к ГИА. Как работать над сочинением С2.2.»;

  • принести тетрадь «Шаг в будущее: подготовка к ЕГЭ (банк аргументов)»;

  • распечатать таблицу-помощницу.

Примечание:

  • Объем предложенного материала рассчитан на подготовленный класс. Если класс слабый или в его составе много учеников с низким уровнем обученности, то учитель может убрать какие-то задания или уменьшить их объем.

  • Если предложенный материал используется не в рамках системного факультативного курса, то данное планирование будет носить рекомендательный характер.

Ход занятия

^

II. Введение в тему занятия.

1. Определение сущности человека «Кто он?»

Обратите внимание на эпиграф, написанный на доске. Прочитайте его.

Будем знать _____________ всего,

что нас окружает в большом и малом масштабах.

^

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Эти слова – из двадцать седьмого письма, адресованного нам, молодым.

  • Как вы думаете, какое слово я пропустила?

  • Не получается? Давайте вернёмся к этому вопросу позже. А сейчас поговорим о том, кто мы.

  • Каждый из нас может охарактеризовать себя, ответив на вопрос «Кто я?». Давайте и охарактеризуем себя.

Я

^

Вспомним историю… В своём первоначальном значении слово личность обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (сравните с русским «личина «).

личностью,

Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и «…чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь» Личность – это человек как носитель сознания.

  • Подумайте, какие качества позволяют нам назвать человека личностью ? (воля, свобода, разум, чувства)

  • Рождается ли человек личностью? (Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся».)

^

К сожалению, мы не сказали о чём-то очень важном, что приблизило бы нас к ответу на вопрос «Какое слово пропущено в эпиграфе?». Чтобы найти ответ на наш вопрос, давайте прочитаем отрывок из монодрамы Е.Гришковца:

Все имеет свое устройство… Я отлично помню, как начал понимать, что я тоже имею устройство. Помню, как почувствовал, что мне надо дышать, что у меня грудь вот так вот движется… постоянно, что носом или ртом я втягиваю в себя воздух и что не могу этого не делать, и мне это не понравилось …потому что — приходится. И то, что приходится моргать, — это ужасно. Потому что не могу не моргать. Оно само моргается.

Или вот сидишь за столом, что-нибудь выпил или съел, и в животе как заурчит, и кто-нибудь на тебя так посмотрит, дескать, ну как так можно… Но ведь это же не я урчу, я же не хочу этого… это там внутри само собой… это не Я. А где Я?

Ведь я же понимаю …теперь уже понимаю, что мои руки — это тоже не я. Вот, например, я хочу что-то нарисовать, и не что-то, а конкретно, срисовать какую-то картинку. И я вижу, как там нарисованы несложные линии. И вот какая-то линия идет, потом загибается и заканчивается, а мне нужно просто ее точно так же провести… Вот у меня в руке карандаш. Я вижу эту линию. Мне нужно просто в точности так же нарисовать. Я же ее вижу! И не могу. Значит, мои руки — это не я.

И мой мозг — это не Я… а только — мой мозг. А где Я?

Где я?

^

  • Действительно, а где же Я? Из чего оно состоит?

  • Прочитайте еще раз эпиграф. В нём речь идёт о четвертом измерении. Вспомните, какие измерения мира вы знаете? (длина, ширина, высота).

    Это измерения Пространства.

  • Что еще умеет измерять человек, кроме пространства? (Время)

  • Давайте проведем физический опыт и измерим наш кабинет. (3,5 м – высота; 10 м – длина, около 6 м. – ширина).

  • А во времени мы можем измерить кабинет? (Да, Сколько лет школе, столько и кабинету — 76 лет)

  • То есть мы с вами измерили кабинет русского языка во времени. Что же мы измерили? (Прошлое кабинета)

  • Подберите синоним к слову прошлое ( история).

Так вот, четвёртым, очень важным измерением мира Д.С.Лихачёв назвал прошлое , назвал историю, которая есть у всего сущего на земле.

  • Какое слово пропущено в эпиграфе? (История).

    Впишите его в эпиграф.

  • Может ли человек жить без прошлого? Так ли это нужно нам — знать историю своей семьи, своего посёлка, своей страны?

  • Русский писатель Фёдор Абрамов однажды сказал: « Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. Вот вам и ответ на предыдущий вопрос: мы перестанем быть народом, которого объединяют общие традиции, общая история.

  • Будет ли существовать Я (личность), если человек не будет знать свое прошлое? (Без знания истории человек превратится в легко управляемое существо, которое личностью назвать нельзя: нет воли, нет свободы, нет умения и желания управлять своими поступками и помыслами).

^

Для того чтобы быть собой, ощущать себя собой, чтобы знать и понимать, кто ты такой, чтобы самому себе дать ответ на вопрос: «Где же я? Что такое Я?», мы должны знать историю. «Я» это моя память о моем прошлом и прошлом моей страны».

6. Сопоставление и запись в тетрадь «Шаг в будущее: подготовка к ЕГЭ (банк аргументов)» высказываний, в том числе и стихотворных, разных точек зрения на проблему памяти.

1. Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых

2. Память — это не абстрактное понятие, не только дать прошлому. Она — основа будущего. Память — это благодарность старшим поколениям за боль и страдания, которые перешли в счастье жизни сегодняшней. (Д.С.Лихачев)

^

Не пытаюсь притворяться я., Наша память — это суровая, Неподкупная организация., Ведет учет без пера и чернила, Всему, что случилось когда-либо., Помнит она только то, что было,, А не то, что желали бы.

Вера Инбер

7. Беседа.

  • Что приводит людей к потере памяти (физической, духовной)?

  • Что является символами памяти? (Литература, легенды и предания, былины, картины, памятники…)

III. Практическая работа.

^

(1) Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. (2) Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. (3) Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас — товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

(4) Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! (5) Жизнь — это не одномоментность существования.

(6) Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. (7) Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

(8) Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

(9) Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. (10) Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. (11) Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

^