Добро и зло в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

Сочинение

Добро и зло в русских народных сказках

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо. В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

6 стр., 2578 слов

По литературе «Добро и зло в русских народных сказках» (5 класс)

... колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки. В сказке «Финист – ясный сокол» образ Бабы Яги несёт в себе зло, она состоит в родственных ... очень жестокие, коварные. Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле. Сказочники не жалели красок, чтобы показать борьбу между добром и злом. Баба Яга умеет пугать, ...

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность. Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

2 стр., 851 слов

Почему Герда победила Снежную королеву? 5 класс

... кусок льда. Любовь Герды посодействовала мальчику победить чары Снежной королевы. Главной темой сказки является торжество любви и добра над злом. Андерсен был убежден, что сила любви и неподдельной ... взаимодействовать с другими. У нее просто отсутствовал опыт борьбы. Почему Герда победила Снежную королеву? Несколько интересных сочинений Не хотелось бы сравнивать всех, но большинству людей в наше ...

Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева”

Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля. Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. “Снежная Королева” – не исключение. Вот только герои, выступающие на

той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных. Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей. Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду.

Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя. Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни. Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.

Сказка «Добро побеждает зло» Анастасии Герц

  • 7 октября 2010

Конкурс «Волшебное перышко». Третий этап

Об авторе

Анастасии 9 лет, она ученица 3 «Б» класса МОУ СОШ № 1 п. Пелым Свердловской области.

Настя занимается рукоделием: любит вязать, делать поделки из бумаги. Учится в музыкальной школе: хорошо поет, играет на фортепиано. В свободное время любит танцевать.

«Добро побеждает зло»

(сказка)

Жили-были старик со старухой. Старика звали Тимофеем, а старуху – Фросей. Хорошие были старики. Все их уважали. Да вот беда – не было у них детей. Тяжело стало жить старикам. Вот раз, когда не спалось им ночью, и говорит старик:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

  • Были б у нас внучка и внучок. С внуком мы бы мастерили что-нибудь. А ты бы с внучкой вязала, готовила, стирала…
  • Да! Хорошо бы было! – отвечает ему старуха.

Тут видят старики: огромный огненный шар движется на них. Шар переливался разными цветами, крутился и завис прямо над головами стариков. Вдруг шар говорит:

  • Так значит, внука и внучку хотите?!

Испугались старики, дар речи потеряли. Первым опомнился дед и говорит:

  • Хотелось бы…

А старуха вторит:

  • Да, очень хотим – Венечку и Манечку.

– Знаю я, что люди вы добрые, хорошие. Помогу вам, – говорит шар. – Вы должны лечь спать, а на восходе солнца три раза сказать вслух и про себя такие слова: «Солнце ясное, послушай! Ты на небе ярче гори да нам детей приведи!» Потом посадите этот цветок в горшок. На следующий день увидите кошку — не пугайтесь и не прогоняйте её. А что будет дальше – узнаете потом.

Сказал так шар и исчез. Обрадовались старики чуду такому и легли спать. Утром, только солнышко показало первый лучик, вышли старики во двор и говорят:

  • Солнце ясное, послушай! Ты на небе ярче гори да нам детей приведи!

Посадила старуха цветочек в горшок. И сели они ждать, что же будет.

И верно – на следующий день появилась полосатая кошка. Одна полоска – коричневая, другая – оранжевая. Кошка мурлыкала тихонечко, нежно, словно убаюкивала, тёрлась о ноги стариков… Накормили старики кошку и стали с ней жить.

Стали старики замечать, что и сил у них прибавилось и любое дело им стало по плечу. Старик по двору работает, старуха в доме управляется. Скотинку прикупили. Все бы хорошо, да вот детишек как не было, так и нет.

Тут-то и случилось чудо. Родились у кошки котята, да такие миленькие, такие красивые, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Один беленький, а другой чёрненький. Да вот беда – кошка исчезла так же внезапно, как и появилась. Пришлось выхаживать котят старухе со стариком.

Однажды ночью услыхали старики детский плач. Проснулись и видят: вместо котят на коврике лежат два маленьких ребеночка – мальчик и девочка. Заплакали старики от радости, схватили детей и стали с ними жить-поживать да добра наживать.

Растут Веня с Маней не по дням, а по часам! Венечка богатырём становится, всех защищает, а особенно животных любит – кошек бездомных собирает, в обиду не даёт. Вместе с дедом домик им построил. А Манечка ухаживает за кошками – кормит их, убирает за ними, играет с котятами. А красавица какая растёт – всем на зависть.

Жила в деревне бабка одна. Злющая-презлющая… Любила только дочку свою – Марфу. Марфа была ленивая, некрасивая, злая, завистливая. Как увидит Манечку – злиться начинает – на мать ругается, ногами стучит, просит, чтоб глаза её не видели соседской девочки. Вот и решила бабка насолить старикам…

Как-то ночью положила всех котят в мешок да унесла в лес. Проснулись Веня с Маней – нет котят, нет и кошек. Пустой домик стоит. Заплакали они, а старики успокаивают:

4 стр., 1630 слов

Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сказок

... мероприятия, направленные на развитие интереса к сочинению самостоятельных сказок. 3,1.Обогащение знаний детей о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт. ...

  • Не плачьте, деточки наши родимые, слезами горю не поможешь. Пойдемте искать котят в лес.

Долго ли коротко ли шли, наступила ночь. Легли все отдохнуть под ёлочку. А в полночь осветило небо, как днем, и появился над головами шар светящийся. Старики даже не проснулись, а ребята вскочили на ноги, испугались. А шар говорит:

  • Не пугайтесь. Ступайте за мной.

Опустился шар на землю и покатился по тропинке. Побежали ребята за ним. Подкатился шар к огромной пропасти и исчез. Что делать?

Расправил тут плечи Веня, обхватил дуб руками, вырвал с корнем и положил поперёк пропасти. Взял сестричку на руки и перенёс на другую сторону. А тут к ним котята бегут, мяучат, мамы рядышком с ними, дрожат все – замёрзли, проголодались. Задумались ребята, как объяснить котятам, что нужно идти домой за хозяевами. А тут самый маленький котенок говорит человеческим голосом:

  • Ведите нас домой.

Удивились дети да обрадовались и пошли через пропасть тихонько, а котята за ними. Мамы- кошки еле успевают за своими детишками. По дороге забрали стариков и отправились в деревню. Котята наперебой рассказывают, что с ними случилось.

Пришли в деревню. Увидела Марфа всех живыми и здоровыми, разозлилась пуще прежнего и убежала, куда глаза глядят. Бабка за ней. Котята проводили злюк до околицы, лапками их пугают, будто поцарапать хотят.

Так и стали жить все вместе – старики, ребятишки и кошки с котятами. А шар иногда ночью прилетал посмотреть, все ли у них в порядке. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Фото автора

Работу прислала Орехова Наталья Викторовна, учитель информатики МОУ СОШ №1 п. Пелым Свердловской области. Учитель: Русакова Елена Александровна.

Орехова Наталья