Разбор сочинения по тексту Гоголя
Критерии оценки 2013-2014 гг.
Текст №3, на основе которого написано сочинение части С, опубликован в книге Единый государственный экзамен: русс. яз.: контрол. измерит. материалы / В. И Капинос, Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Г. С. Ковалевой: М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013, С. 90.
Л. Соколова, преподаватель русского языка и литературы
Сочинение ученика
Комментарий учителя
Возможные баллы
Вряд ли кто-то из нас может похвастаться тем, что ни разу в жизни не наблюдал, как в мгновение ока человек из кроткого и тихого превращается в важного и чрезвычайно гордого.
вводит в ситуацию, подготавливает формулировку проблемы.
Учитывается в критерии 5
В этом тексте Гоголь поднимает проблему того, что в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя по-разному с разными людьми. И, к большому сожалению, мы очень часто встречаемся с подхалимством, хамством и лицемерием.
Проблема сформулирована четко, но не очень хорошо грамматически оформлена: проблему того, что.
К1-1
Это нравственная проблема и не может оставить нас равнодушными, потому что нравственность – одна из наиболее важных, существенных составляющих жизни общества. И хотя Гоголь весьма неотчетливо рисует место действия («положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридесятом царстве»), мы прекрасно понимаем, что речь идет о повсеместном распространении этого явления «у нас на Руси».
Комментарий: указан тип проблемы, степень распространенности, показано, под каким углом писатель рассматривает проблему.
К1-2
Во всем тексте, буквально в каждой строчке видно, с какой иронией Гоголь изображает, как «Прометей» за несколько мгновений превращается в «куропатку». Не считая такое поведение допустимым, автор недвусмысленно показывает свое отношение к людям, которые не брезгают переступать через все моральные принципы и устои ради достижения цели.
Первое предложение абзаца продолжает комментарий, во втором достаточно убедительно сформулирована позиция автора: недопустимо ради своих целей переступать через нравственные принципы.
Комментарий по проблеме (актуальность)
... рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность). В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов: 1. Актуально ли то, о чем пишет автор? 2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни? 3. ...
К3-1
Я абсолютно согласна с Гоголем: не думаю, что какие бы то ни было блага стоят того, чтобы ради них уничтожаться «в песчинку».
Четко заявлена собственная позиция.
«В чин лисой, а в чине волком», — так гласит русская пословица. И далеко не один только Гоголь высмеивал такие человеческие качества. Способность русского человека к мимикрии раздражала и А. П. Чехова: герой известного рассказа «Хамелеон» меняет свое отношение к происходящему даже без какой-либо особенной выгоды в зависимости от того, кому принадлежит собака: человеку с чином или без него, что еще раз свидетельствует, насколько лицемерие въелось в природу людей. У Маяковского есть стихотворение «Подлиза»: Этот тип народа тих И бесформен, словно студень. Очень многие из них В наши дни выходят в люди. В эти строках мы явно видим иронию, с которой Маяковский относится к «нежному способу обхождения».
Три аргумента есть и достаточно убедительные, но третий из них носит бытовой, сниженный характер и, главное, подтверждает не тот тезис, который сформулирован в собственной позиции (никакие блага не стоят того, чтобы уничтожаться в песчинку).
К4 -2 (из 3)
Почти каждый раз езжу в метро. Не один раз видела, как вовсе не пожилая женщина забегает в вагон и буквально за шкирку стаскивает ребенка с места и садится сама. Очень я сомневаюсь, что эта же женщина вздумала так же поступить хотя бы с подростком. А все почему? Вряд ли маленький ребенок сможет хоть слово сказать в свою защиту, подросток же скорее всего не потерпит такого к себе отношения. А чем маленький ребенок хуже подростка? Просто он беззащитен и на откровенное хамство ответить не может. Предполагаю, что тех же принципов такая дама придерживается и на службе.
Нет перехода от второго к третьему тезису.
К5 -2 (из 3)
Не думаю, что мы можем как-то изменить «этот тип народа». Единственное, что мы можем сделать – это, пожалуй, самим оставаться верными своим принципам.
Заключение логически вытекает из сочинения.
Основные правила правописания, основанные на морфологическом принципе русской орфографии — в