Михаил Юрьевич по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
Сочинение «Мой Лермонтов»
Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор «», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы.
В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
Мне более всего близок . Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим «пожелтевшие листья», и «мрачную зелень елей», и «тусклый месяц», проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже «свежий лес шумит при звуке ветерка», и «ландыш серебристый приветливо кивает головой», и «студеный ключ играет по оврагу». И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
Сочинения об авторе лермонтов
... грусть, то радость, то есть постоянно меняется в своих произведениях и размышления. Сочинение Лермонтов мой любимый поэт Каждый человек, который любит стихи и прозу имеет своего любимого автора. ... передали на воспитание бабушке. Детство поэта прошло в селе Тарханы ... красоты, наполняя свои произведения размышлениями о жизни и ее проблемах. Мое любимое стихотворение Лермонтова – это “Смерть поэта ...
Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот «вокруг лесистых гор» Кавказа «дикой пеленой» вьется туман и «река журчит одна». Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. И мечтает она о «крае, где солнца восход». В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят «три гордые пальмы». И под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.
Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.
Сочинение «Что такое для нас Лермонтов»
Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о «певце свободы» с пылкой и деятельной душой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…», пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант — это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником.
Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение «отравленным с детства». Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай 1 твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая 1 сводилась к повиновению. Нужно было быть очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть им слово: «Палачи, стоящие у трона.» Лермонтов поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. «» это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт против стоящих у трона «свободы, гения и славы палачей.» Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству Одоевского. Одоевский был опальный поэт.
Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. ...
... Сочинение (изложение) 2 часа Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. (По статье Д.С Мережковского) М.Ю. Лермонтов ... пишет, что зло окончательно победило добро в душе Лермонтова. И так, статья Д.С Мережковского «М.Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества» ... Ангелы его воевали против Дракона; и Дракон и Ангелы его воевали против них; но не ...
Изучение творчества Лермонтова: мятежный дух и его влияние
По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую «тишину». Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В поэту пишет: Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее или пусто, или темно, меж тем, под бременем познания и сомнения в бездействии состарится оно.
«Дума» заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. Оно говорит о роли поэта в обществе, напоминая о времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных.» Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста. Журнал «Отечественные записки» был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова. Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властью презренные рабы.»
Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «…к» и «…». Он писал: «О! как мне хочется смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.» Бабушка Лермонтова, любя внука, постоянно сокрушалась, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: «Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком.»
Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он писал: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Протест против непонимания обществом
В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и недостижимость ее важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским «на свете счастья нет, но есть покой и воля, «Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь «пустой и глупой шуткой».
Великий поэт и патриот
Лермонтов написал «Бородино», которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом своей страны. В стихотворении «Родина» он писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»
Оценка соотечественников
Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать.» Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только был в опале, но и за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку.
Мой любимый писатель поэт Пушкин
... человека может быть свой любимы поэт или писатель. Мой же любимы поэт это Александр Сергеевич Пушкин.Александр Сергеевич Пушкин: талантливый и своенравный поэт Александр Сергеевич Пушкин был человеком весьма своенравным ... вместе с ними. Пушкин – это основа всей русской литературы. Даже М.Ю. Лермонтов в начале своего творческого пути подрожал своему любимому кумиру. Наследие Пушкина будет жить вечно, ...
Наследие в истории
Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла». До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.
Особенности лирических поэм Лермонтова
Произведения Лермонтова призваны будоражить сознание и пробуждать все чувства читателей. Поэт обратился к поэме в самом начале своей творческой карьеры, создав около 30 поэм, которые несут в себе русскую романтическую поэму, развивая ее как жанр. Главное место в лирических поэмах Лермонтова занимает герой, противостоящий обществу, одновременно являющийся жертвой и мстителем в связи с независящими от него обстоятельствами. Часто его желание возродиться через любовь заканчивается трагически.
Статус стихотворения «Смерть поэта»
В творчестве Лермонтова выделяется стихотворение «Смерть поэта», которое отражает его возмущение по поводу клеветы на Пушкина. Поэт указывает на общественную вину в смерти Пушкина, обращаясь к надменным потомкам, прославленным отцам и пустым похвалам. Однако он также признает, что судьба прославленного поэта уже была определена.
Итог
Лермонтов был великим поэтом, способным передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях, заставляя читателей проживать их, как собственные. Его творчество остается вдохновением для многих поколений.
В детстве
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии).
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода.
Бабушка не могла примириться с неравным браком своей дочери и после смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. Как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким.
Образование
Осенью 1828 г. Лермонтов был принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литературы, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.
В августе 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет, где проучился до 1832 г. В пансионе и университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Среди них немало подлинно художественных созданий.
Творчество
Раннее творчество исполнено протеста поэта против реакции, воцарившейся в стране. В нем звучит призыв в борьбе, к действию. В 1831 г. умер отец Лермонтова. На эту смерть поэт откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына…»
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (восприятие, истолкование, оценка)
... и покоя народа, то в «Смерти Поэта» под «сенью закона» лицемерно таятся злые силы — «свободы, гения и славы палачи». Вначале стихотворение заканчивалось трагической нотой, своего рода ... в кого метил Лермонтов, не случайно увидели в стихотворении «воззвание к революции», сочли его крайне опасным для «общественного спокойствия»: за «Смерть Поэта» Лермонтов был сослан на ...
Вариант 3
Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.
После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.
В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.
В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: , поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.
В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова
Михаила Юрьевича Лермонтова можно разделить на два периода: раннее творчество (1829-1836 гг.) и зрелый период (1837-1841 гг.).
В 1837 году произошел перелом в судьбе поэта. Лермонтов написал несколько стихотворений, выражающих его недовольство российским самодержавием, за что его отправили в ссылку на Кавказ. Благодаря бабушке поэта, Елизавете Арсеньевой, ему удалось быть помилованным, вернуться в Петербург и продолжить прежнюю службу. Но спустя несколько лет Лермонтова еще раз отправили в ссылку на Кавказ, уже в качестве дуэлянта. На этот раз Михаил Юрьевич попал на арену военных действий, а не в мирное место.
Попытки его близких и друзей реабилитировать его в глазах царя не увенчались успехом. В 1841 году, когда Лермонтов возвращался на службу из отпуска, произошла его гибель. Проезжая через Пятигорск, он поссорился с Мартыновым и был застрелен на дуэли. Смерть поэта наступила 15 июля 1841 года, оставив глубокий след в русской литературе.
Такие произведения, как «Мцыри», «Бородино», «Демон», «Узник» и «Герой нашего времени» останутся в истории отечественной литературы.
Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»
... Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Вершиной творчества Лермонтова является роман «Герой нашего времени». В своих романтических произведениях ... все те сочинения, которые у ... поэт говорил, что ему не доставляло трудностей создавать образ главного героя таким, какими были многие молодые люди его времени. Печорин относится к так называемым ...
Исследование образа, который несет отпечаток трагической раздвоенности, является необходимым для понимания творчества Лермонтова. Это относится и к имени героя, и к выбору Лермонтовым этого имени. «Мцыри» на грузинском языке — это не только «послушник», но и «чужак».
В тени Пушкина
Не уступая, возможно, по уровню таланта солнцу русской поэзии, Лермонтов на протяжении многих лет находился в тени Пушкина. В какой-то мере, он сам выбрал это место, считая, что не достоин сравниваться со всемирно известным кумиром. Они могли бы встретиться, но так и не были представлены друг другу.
Смерть Пушкина
Смерть Пушкина оказалась рубежом, после которого к Лермонтову пришло понимание, что он не имеет права утаивать свою силу и талант далее. Он написал стихотворение «На смерть поэта» и начал публиковать свои произведения.
Одинокая личность
У Лермонтова практически не было круга литературных знакомств, он оставался одинокой и вполне самодостаточной личностью. Возможно, причиной этому была его предрасположенность к философским и психоаналитическим темам в творчестве, которые были достаточно экзотичны для русских писателей.
Вертикальный взлет
Последние годы жизни поэта – это практически вертикальный взлет, который не дает даже предположить уровня высот, которых мог достичь Лермонтов. Если еще можно представить, что одной из тем позднего творчества Пушкина стала бы русская история, то строить догадки о перспективах литературной деятельности Лермонтова нет возможности.
Герой нашего времени
Автором «Героя нашего времени» является, скорее, литературный современник следующего, а не своего века. Лермонтов изначально метил за горизонт и возможно, самой точно оценкой его гения являются слова величайшего классика европейской литературы XX века Джойса о том, что единственной книгой, похожей на его «Портрет художника в юности» является «Герой нашего времени».
Сочинение «Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю. Лермонтова. »
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. В стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:
Тема одиночества и свободы в творчестве Лермонтова
Лермонтовский литературный герой часто выбирает одиночество как добровольное состояние, отвергая мир и стремясь к свободе. Он не просто изгнан из страны, но и отвергает мир, уходя от него, создавая тему изгнания и странничества.
В стихотворении «Желанье» (1832) лермонтовский герой выражает свои желания на временную свободу, олицетворенную «дворцом высоким» и фонтаном. Постоянные эпитеты и обилие внутренних созвучий придают стихотворению черты фольклорной песенности.
Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова
... одиночества и стоического мужества в испытаниях, посылаемых судьбой, очаровывала современников. Переводя «Еврейские мелодии», юный М. Ю. Лермонтов вкладывал в строки Байрона и собственное ощущение мира: И если не на век ... произведениях – словно бы в насмешку над теориями классицизма – смело сочетали высокое и низменное, трагическое и комическое, фантастику и реальность. Романтики видоизменили и ...
Однако в «Узнике» (1837), написанном под арестом перед первой ссылкой, герой мечтает лишь о свободе, ограничивая свои желания сладким поцелуем «красавицы младой» и улететь на коне «в степь, как ветер».
В стихотворении «Тучи» (1840) образы тучки, облака или волны становятся устойчивыми символами свободы и беспечности, в то время как лирический герой, сопоставляющий себя с ними, ощущает подавленность и несвободу, создавая лирическую доминанту, окольцованную словами «изгнанники» и «изгнания».
Введение
Эта работа посвящена анализу литературного произведения Александра Блока «Тучи». Изучение данного произведения позволяет понять основные характеристики литературы XX века, такие как сочетание элегии с романсом, перелом с сопоставления к противопоставлению в содержании и одиночество героя-изгнанника.
Главная часть
В произведении «Тучи» Александр Блок использует образ туч, который становится символом героя-поэта, изгнанного из родной земли и ищущего свой путь. Обращение к тучам, нежное и ласковое — «тучки» — заставляет читателя почувствовать тепло и свет в затененной жизни поэта и преследует цель пророчества и очищения.
В произведении присутствует сочетание элегии и романса. Романс характеризуется мелодичностью, трехчастным построением и подъемом во второй части, что помогает герою донести свой вопрос до читателя. Создание напряженности мелодическим построением произведения передает эмоциональные переживания героя, вопрошая о смысле его существования и цели жизни.
Смысловой перелом, от сопоставления к противопоставлению, отражает типичную особенность литературы XX века, где однородные элементы представлены в форме свежих, неожиданных звеньев. Таким образом, в произведении герой описывает свою тоску и бесконечное одиночество, которое является результатом его изгнания из родной земли.
Заключение
Изучение произведения Александра Блока «Тучи» позволяет понять характеристики литературы XX века, такие как сочетание различных жанров, например, элегии и романса, перелом с сопоставления к противопоставлению в содержании и представление одиночества героя-изгнанника. Поэт использует образ туч как символ судьбы героя, от которой он не может убежать, но которую ему еще предстоит принять и пережить.