Сочинение Анализ рассказа Книга Бунина
Многие люди задумываются о собственном предназначении, они ищут ответы в книгах или на просторах Интернета. Так и происходит с главным персонажем рассказа «Книга» Бунина. Он с детства привык проводить время за чтением книг, но вот оторвавшись от очередного произведения, он понимает, что все это время его окружали выдуманные люди и ситуации.
Автор заставляет задуматься читателя над собственным предназначением и тем, что выдуманный мир разительно отличается от реального.
Только вот Бунину удалось раскрыть данную тему с другой стороны, он показывает, что каждый человек выбирает сам собственную реальность. Не стоит спорить в каком из миров лучше находиться: в реальном или вымышленном? Для каждого есть собственный ответ на поставленный вопрос.
Рассмотреть его можно с разных сторон, так каждый выбирает мир, который ему более удобен и практичен. Люди, способные благодаря книге построить вымышленную реальность, частично защищены от внешних обстоятельств, но совершенно к ним не готовы и с трудом противостоят возникающим трудностям. При этом им есть куда сбежать от проблем и злоключений.
Люди, привыкшие жить исключительно в реальном мире, лишают себя возможности отключаться от проблем и трудностей, возникающих в жизни.
Гармоничным решением является совмещение двух вариантов развития, когда понимаешь отличие выдуманного мира от реальности. Небольшое произведение заставляет задуматься о собственном восприятии окружающего мира и действительности.
Читателю позволено задуматься о собственном выборе, ведь именно сейчас он погружен в прочтение книги, перемещающей его в другую реальность. Что он предпочтет выбрать? Сможет ли взвесить все достоинства погружения в вымышленные истории и регулярное знакомство с вымышленными персонажами? Или же не сможет поменять основные предпочтения, твердо сформировавшиеся в его голове до момента прочтения данного произведения?
Главный герой произведения выбирает остаться на просторах печатных произведений. Читатель не в праве осуждать его выбор. Ведь каждый несет самостоятельную ответственность за принятые решения даже на страницах написанной кем-то книги.
Сочинение по произведению Книга
Ключевой темой произведения являются размышления писателя о вечном вопросе – понятии человеческого счастья, которые отражают душевное состояние автора в момент написания миниатюры.
По произведению Человек в футляре Чехова 10 класс
... Картинка к сочинению По произведению Человек в футляре Популярные сегодня темы В жизни каждого из нас, так или иначе, появляются люди, которые нас ... боится прогнать человека в футляре, не страшится его доносов, даже спускает его с лестницы. Но и он выбирает пассивный путь ... сохранял себя в своем футляре, мир все равно может на него подействовать на собственное усмотрение и тут никакой футляр не поможет. ...
Сюжетная линия в рассказе отсутствует, писатель изображает лишь философские рассуждения своего лирического героя о многообразии жизненного существования, которое заставляет человека испытывать необыкновенные чувства к простому и в то же время необычайно сложному, глубокому, чудесному, невыразимому, что представляет собой жизнь.
Лирический герой описывается писателем в образе любителя чтения, читающего ежедневно с раннего детского возраста, который оторвавшись от увлекательного занятия, внезапно обнаруживает, что его существование наполнено несуществующим миром в окружении незнакомых ему людей, являющихся лишь выдумкой авторов.
Герой осознает, что является пленником книжных наваждений, а вокруг него существует живой, насыщенный красками, звуками реальный мир, в котором по-настоящему живет природная красота в виде полей, облаков, птиц, насекомых. Эта естественная красота наполняет жизненным смыслом и счастьем человеческих обитателей земли, деревенских мужиков, помещиков, баб, ощущающих мудрость бытия и великое чудо краткости людской жизни.
Каждое неповторимое жизненное мгновение писатель пытается изобразить с использованием эмоционально окрашенных слов, выражений, звуков, ярко передающих его собственное настроение.
Отложив в сторону книгу, лирический герой наслаждается птичьим пением, любуясь чарующим видом в окне и ощущая счастливое умиротворение, кутаясь в собственных мыслях о легкости и воздушности счастливых мгновений.
Рассуждения о формуле человеческого сознания счастья писатель иллюстрирует с помощью применения разнообразных синонимов, используя однородные члены предложения, не перегружающие текст бессоюзием.
В произведении ярко подчеркнуто противопоставление книжного и естественного видения человека, радующегося собственной жизни, окружающему миру и ощущая от этой радости неимоверное счастье. Писатель передает с помощью мыслительного процесса лирического героя необходимость каждого человека осуществить жизненный выбор, который иногда является достаточно мучительным, однако без данного выбора невозможно в полном мере понять мудрость земного существования и познать истинное счастье.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Книга
Популярные сегодня темы
Дон Кихот, является главным персонажем произведения. Данный герой олицетворяется в роли рыцаря, он является образом человека умеющего мечтать, человека полного решимости, смелости, уверенности в своих силах.
Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни
Каждый человек имеет заветную мечту. Но все мечтают о разном и это много о них говорит. В детском возрасте наши мечты – это новая игрушка, гора сладостей, поход в кино
Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.
«Макар Чудра» – одно из ранних произведений М. Горького, с которым он проявил себя в литературе. Глубокие мысли проникнуты духом романтизма. Всё персонажи рассказа – цыгане, в отличие от обычных людей ценящие свободу больше всего на свете.
Проблема смысла жизни в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина
... Писатель еще раз утверждает те истины, которые известны всем: природа, ее красота, жизнь, а не существование, чувства и эмоции — это главные ценности в жизни человека. А рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско» ... и совсем не уважают, а относятся брезгливо и с большим презрением. Смысл жизни таких людей, как главный герой и окружающее его буржуазное общество — это прием пищи, алкоголя, ...
«Книга», анализ рассказа Бунина
Всегда ли человек знает о своем предназначении? Всегда ли он понимает, для чего живет на свете? Эти философские вопросы волновали и продолжают волновать людей всегда. Только одни уже с юности мучительно ищут свой путь в жизни методом проб и ошибок, а другие, прожив большую часть жизни, вдруг отчетливо понимают, что не тем занимались все это время. Однако не каждый находит в себе мужество что-то кардинально изменить.
В результате поэты создают философскую лирику, мучаются вечными вопросами: быть или не быть? кого любить? кого жалеть? Или признаются всему миру:
Как мало пройдено дорог,
Как много сделано ошибок!
Однако проза, несмотря на свою событийность, тоже «предрасположена» к философствованию. Ярким тому доказательством может служить миниатюра Ивана Алексеевича Бунина «Книга» , анализ которой и будет представлен далее. Герой произведения, оторвавшись от чтения книги, вдруг осознает, что полжизни провел в «несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных» , то есть среди книг, которые привык читать с самого детства каждый день.
Герой понимает, что долгие годы был в плену «книжного наваждения» , а в это время «поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью» . Довольно часто в литературе встречается такая антитеза выдуманного и реального, книжного и настоящего мира. Однако при подобном противопоставлении герой должен совершить для себя выбор, подчас очень мучительный, между двумя этими мирами.
Герой же рассказа Бунина этот выбор сделал уже давно. Да, есть те, кто счастлив, что просто живет на свете, то есть «совершает нечто самое непостижимое в мире» . Жизнь — это великое чудо. В ней все устроено очень мудро. Есть мужик, который копает землю и сажает растения, чтобы они плодоносили или, как в данном произведении, служили памятью о безвременно ушедших, ведь мужик возвращается с погоста, где посадил куст жасмина «на своей девочке» , очевидно, на могиле рано умершей дочери.
Есть в жизни и те, кому суждено изменить жизнь целого государства, как сделал это Владимир Ильич Ленин, в год смерти которого — в 1924 году — был написан этот рассказ Буниным, давно покинувшим Советскую Россию, чтобы не оставаться в стране победившего социализма.
Да, жизнь многообразна в своих проявлениях, и здорово, что каждый, живущий на этой земле, способен чувствовать «что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом» . Конечно, герой понимает, что обо всем этом не напишут никогда в книгах как следует. Ведь невозможно передать точно жизнь поля, усадьбы, деревни, мужиков, лошадей, шмелей, птиц, облаков — всего того, что окружало самого писателя и его героя.
Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...
... одного человека который бы её не любил. Без искусства жизнь не была бы такой, какой мы видим её сейчас. Мы не смогли бы лучше понимать друг друга, передавать ... искусства В современном мире оценка любого произведения искусства сводится к «нравится» и «не нравится». Сложно оценивать искусство, которое так сильно нарушает все каноны и правила традиционной техники. Искусство отвечает на ...
Но каждое мгновение, прожитое человеком, неповторимо, а позже трудно испытать вновь нечто подобное. Именно искусство разными способами: музыкой, живописью, словом — позволяет запечатлеть это мгновение, чтобы суметь передать, объяснить живущим после нас, что же это такое. Поэтому Бог мудро поступил, когда создал композиторов, художников, писателей — тех, для кого «вечная мука — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее« , что требовало «выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове» .
Наверное, это и есть призвание — то, к чему призвал тебя Всевышний. Судьба многих поэтов и писателей была предопределена не ими. Ведь не случайно Бунин упоминает таких героев, как Гамлет и Чацкий, Офелия и Наташа Ростова, Печорин и Гретхен. Эти образы тоже когда-то мучили своих создателей, до тех пор пока не остались на бумаге уже навсегда.
Такое размышление о значимости своего дела чаще посещает людей уже в зрелом возрасте, когда есть, на что оглянуться, и оценить, что уже сделано. Недаром Именно в последние годы И. С. Тургенев написал свои замечательные «Стихотворения в прозе», полные философских размышлений о жизни и вечности, любви и смерти. Возможно, рассказ «Книга» тоже можно считать подобного рода произведением. В нем нет сюжета, зато ярко выражена вечная мука творца, который не может не высказать своих чувств.
«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает» (В. Ключевский).
Цели и средства. (По рассказу И. А. Бунина «Книга»).
(Итоговое сочинение)
Рассказы И. А. Бунина создают ощущение чего-то прекрасного, загадочного, таинственного, грустного и радостного. Они словно приподнимают нас над нашим бытием и в то же время приоткрывают завесу над тайнами и загадками Вселенной.
Название рассказа И. А. Бунина “Книга” заключает в себе два значения.: одно конкретное – “произведение печати”, а другое отвлечённо-метафорическое – “жизнь”.
В Библии говорится о книге жизни, куда будет записан всякий верующий во Христа и исполняющий его заветы.
Тема рассказа заключается в соотнесении мира книги и мира реальной действительности, в попытке героя – повествователя найти своё место в жизни, в поиске смысла жизни. На противопоставлении вымышленного книжного мира и мира реального, действительного и строится рассказ.
Начинается он так: “Лёжа на гумне в омёте, долго читал – и вдруг возмутило”. “Гумно”, “омёт” – значимые детали текста, создающие атмосферу идиллической деревенской тишины и покоя. Почему “возмутило”, а не “возмутился”? Безличная форма глагола передаёт неожиданность, импульсивность того чувства, которое охватило героя. Это ощущение пришло как-то мгновенно, сразу и необъяснимо: сколько можно читать и жить чужими печалями и радостями?
Начало текста насыщено деталями, воссоздающими образ времени – текучего, изменчивого, преходящего, уходящего, как вода в песок и никогда не поворачивающего вспять: “долго”, “с раннего утра”, “изо дня в день, с самого детства””, “полжизни прожил”, “до могилы”.
Мир книги очерчен целым рядом однородных имён собственных парами. Каждый образ книжного мира несёт в себе символическое значение. Авраам и Исаак – герои Библии, олицетворяющие собой покорность Богу, смирение перед его волей. Гамлет с его рефлексией, стремлением соединить распавшуюся связь времён, наказать зло и установить справедливость и Данте – мужественный и суровый исследователь человеческих грехов. Гретхен, олицетворяющая молодость, красоту и любовь; Чацкий, вступивший в поединок с “фамусовским обществом”. Все эти имена передают сложность и разнообразие книжного мира. Мы видим, что круг чтения повествователя широк.
По рассказу Темные аллеи Бунина
... Автор показывает нам, как счастье в жизни может пройти мимо, если не задумываться над своими поступками. По рассказу Темные аллеи Несколько интересных сочинений Главный персонаж произведения Д.Родари «Чиполлино» ... Родине и стал одним из лучших в отечественной литературе. Рассказ «Темные аллеи» дал название циклу произведений Бунина. Он стал символом ушедшей молодости, неразделенной любви, осмысления ...
“Книжному наваждению” и “чужим выдумкам” противопоставлен мир природы. “. поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака – всё жило своей собственной, настоящей жизнью”. Природа учит жить настоящей жизнью, а не чужими выдумками, учит того, кто умеет наблюдать.
В описании того важного момента, когда рассказчик вдруг очнулся от книжного наваждения, глаголы прошедшего времени сменяются глаголами настоящего времени: смотрю, остро вижу, слышу, обоняю, чувствую. Жить надо не прошлым, а настоящим, этой минутой и радоваться тому, что можешь воспринимать мир всеми чувствами. Умение смотреть с удивлением и радостью. “какими-то новыми глазами” – величайший дар. Жизнь – это “что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное”, “глубокое, чудесное, невыразимое””, это то, “о чём никогда не пишут как следует в книгах”. Жизнь намного шире того, что изображают в искусстве, и её невозможно полностью объяснить. Если бы кто-то смог объяснить жизнь, то она потеряла бы смысл. Жизнь – это постоянное движение к истине. “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Мысль изречённая есть ложь”, – утверждение Ф. Тютчева о невозможности передать невыразимое находит своё воплощение и в рассказе И. Бунина.
Каждый из первых трёх абзацев текста начинается с глагола “читал”, то есть жил вымышленным миром, а заканчивается антитезой этому придуманному миру книг – описанием реальной действительности. В деревенском пейзаже автор стремится передать изменчивость природы, её неуловимые переходы из одного состояния в другое: “Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения”. Эпитет “сокровенно” подчёркивает святость, таинственность, непостижимость и загадочность самой души природы. Два пейзажа контрастны: “Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло”. Облака и тучки “к югу . ещё светлые и красивые”. Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. Мир земной, предметный, зримый и осязаемый прекрасней вымышленного, книжного.
Цветовые эпитеты неожиданны, живописны и красочны: “по сухой фиолетовой дороге”, “белая железная лопата”, “синим чернозёмом”.
С образом мужика, который противопоставлен повествователю, связана тема жизни и смерти. Мужик счастлив только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто непостижимое в мире. Он счастлив, что посадил куст жасмина на могиле своей девочки, и верит, что его девочка об этом знает, верит, что она незримо присутствует рядом с ним. Он не ропщет на Бога за свою тяжёлую утрату, смиряется с судьбой, покорен воле Бога и надеется на Провидение. Портрет мужика передаёт его внутреннее состояние: “Лицо помолодевшее, ясное”. “Шапка сдвинута с потного лба”. Мужик радостно трудился, сажая жасмин “на своей девочке”, очевидно, разговаривал с ней, как с живой, и поэтому с ним произошло чудо духовного обновления. чудо просветления души. Человек живёт, пока жива память о нём.
Повествователь”всё читает”, ” всё книжки выдумывает”, но внутренне он готов к встрече с мужиком и к изменению своего отношения к жизни. Эта, казалось бы, незначительная встреча преобразила рассказчика. заставила его по-новому посмотреть на своё предназначение.
Мужик произнёс всего три фразы, но две из них звучат для любителя чтения как откровение и рождают множество вопросов. “На своей девочке куст жасмину посадил. ” А разве девочка об этом знает? Превосходство неграмотного мужика перед образованным героем в том, что мужик верит в будущую жизнь и ни минуты в этом не сомневается. Он верит не рассуждая. Верит в вечную жизнь и знает, что встретится в ней со своей дочкой. Не случайно фиолетовая дорога, по которой возвращается мужик с погоста, земного последнего пристанища человека, всего лишь гостя в этой жизни и вечного обитателя небес, пролегает между гумном и садом. При произнесении слова “гумно” вспоминается лермонтовское: “С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно. ” Гумно – символ материального благополучия и достатка, символ земного благоденствия. Сад – символ вечной природы, а в христианском понимании – символ вечной человеческой души. (“Каждый должен возделывать свой сад”).
Дважды повторяет автор, что в саду поёт иволга. “Игривые трели”, “флейтовое пение” её тоже рождают в сознании повествователя вопросы: зачем? для кого поёт иволга? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба. Усадьба – символ родины, родового гнезда. А может быть, это усадьба живёт для флейтового пения иволги?
Пение иволги сродни творчеству. С её образом связана тема творчества. Для того, чтобы выразить себя, своё “я”, передать своё видение мира или для того, чтобы отразить в своём творчестве окружающий мир. Может быть, окружающая действительность, природа и существуют для того, чтобы воспеть их, попытаться выразить невыразимое?
Заключительная часть рассказа перекликается с этими вопросами, рождёнными пением иволги, а возникла она под впечатлением последней фразы мужика: “Всё читаете, всё книжки выдумываете”, А зачем выдумывать? Творчество – это сложный и мучительный процесс. С одной стороны, беспокоит вечная боязнь показаться недостаточно похожим на тех, что прославлены. С другой стороны, творец испытывает вечную муку – вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее. Как сохранить своё “я” хотя бы в слове?
Таким образом, темы рассказа, как всегда у Бунина, вечные и непреходящие: природа, творчество, жизнь и смерть, счастье и назначение человека на земле. Ход мыслей автора движется от книжного мира, творчества к жизни земной и к жизни вечной и снова возвращается к творчеству. Начиная с противопоставления мира, созданного чужой выдумкой, реальной земной жизни с её яркой, зримой красотой, автор заканчивает утверждением могущества и чудодейственной силы художественного слова. Слова, способного сохранить уникальное человеческое “я” с его неповторимым миром.
Читая рассказы Бунина словно присутствуешь при открытии тайны бытия. Душа очищается от всего мелкого, суетного, житейского, пошлого, приземлённого и тихо умиляется красоте мира и в то же время испытывает потрясение от трагичности человеческого существования.
Анализ рассказа «Тёмные аллеи» (И. А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный
- Опубликовано 25.11.2019
- Обновлено 25.11.2019
Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.
История создания
История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:
- Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
- К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
- Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
- Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.
Направление и жанр
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Композиция
Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.
- Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
- Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
- В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.
Смысл названия
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.
Суть: о чём рассказ?
Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.
Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.
Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:
Николай Алексеевич | мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. |
Надежда | красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. |
Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:
- Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
- Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
- Нравственный выбор . Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
- Ностальгия . Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.
- Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
- Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
- Социальное неравенство . Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
- Месть и великодушие . Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.
Основная идея
Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.
Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.
Чему учит?
Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.
«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.
Критика
Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.
Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.
Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:
В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.
Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.
«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.
Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:
«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”
“Книга”, анализ рассказа Бунина
Всегда ли человек знает о своем предназначении? Всегда ли он понимает, для чего живет на свете? Эти философские вопросы волновали и продолжают волновать людей всегда. Только одни уже с юности мучительно ищут свой путь в жизни методом проб и ошибок, а другие, прожив большую часть жизни, вдруг отчетливо понимают, что не тем занимались все это время.
Однако не каждый находит в себе мужество что-то кардинально изменить.
В результате поэты создают философскую лирику, мучаются вечными вопросами: быть или не быть? кого любить? кого жалеть? Или признаются всему миру:
Как мало пройдено дорог, Как много сделано ошибок!
Однако проза, несмотря на свою событийность, тоже “предрасположена” к философствованию. Ярким тому доказательством может служить миниатюра Ивана Алексеевича Бунина “Книга” , анализ которой и будет представлен далее. Герой произведения, оторвавшись от чтения книги, вдруг осознает, что полжизни провел в “несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных”, то есть среди книг, которые привык читать с самого детства каждый день.
Герой же рассказа Бунина этот выбор сделал уже давно. Да, есть те, кто счастлив, что просто живет на свете, то есть “совершает нечто самое непостижимое в мире”. Жизнь – это великое чудо. В ней все устроено очень мудро.
Есть мужик, который копает землю и сажает растения, чтобы они плодоносили или, как в данном произведении, служили памятью о безвременно ушедших, ведь мужик возвращается с погоста, где посадил куст жасмина “на своей девочке”, очевидно, на могиле рано умершей дочери.
Есть в жизни и те, кому суждено изменить жизнь целого государства, как сделал это Владимир Ильич Ленин, в год смерти которого – в 1924 году – был написан этот рассказ Буниным, давно покинувшим Советскую Россию, чтобы не оставаться в стране победившего социализма.
Да, жизнь многообразна в своих проявлениях, и здорово, что каждый, живущий на этой земле, способен чувствовать “что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом”. Конечно, герой понимает, что обо всем этом не напишут никогда в книгах как следует. Ведь невозможно передать точно жизнь поля, усадьбы, деревни, мужиков, лошадей, шмелей, птиц, облаков – всего того, что окружало самого писателя и его героя.
Но каждое мгновение, прожитое человеком, неповторимо, а позже трудно испытать вновь нечто подобное. Именно искусство разными способами: музыкой, живописью, словом – позволяет запечатлеть это мгновение, чтобы суметь передать, объяснить живущим после нас, что же это такое. Поэтому Бог мудро поступил, когда создал композиторов, художников, писателей – тех, для кого “вечная мука – вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее”, что требовало “выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове”.
Наверное, это и есть призвание – то, к чему призвал тебя Всевышний. Судьба многих поэтов и писателей была предопределена не ими. Ведь не случайно Бунин упоминает таких героев, как Гамлет и Чацкий, Офелия и Наташа Ростова, Печорин и Гретхен.
Эти образы тоже когда-то мучили своих создателей, до тех пор пока не остались на бумаге уже навсегда.
Такое размышление о значимости своего дела чаще посещает людей уже в зрелом возрасте, когда есть, на что оглянуться, и оценить, что уже сделано. Недаром Именно в последние годы И. С. Тургенев написал свои замечательные “Стихотворения в прозе”, полные философских размышлений о жизни и вечности, любви и смерти. Возможно, рассказ “Книга” тоже можно считать подобного рода произведением.
В нем нет сюжета, зато ярко выражена вечная мука творца, который не может не высказать своих чувств.
Порода собак О породе чихуахуа Сегодня чихуахуа очень популярны во всем мире. Их маленький рост и элегантная внешность привлекают к себе все больше внимания. Все чаще крохотного чихуа можно увидеть и на.
Конспект урока для 3 класса “Да здравствует мыло душистое!” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 21 “Золотой ключик” комбинированного вида” Конспект урока для 3 класса “Да здравствует мыло душистое!” Подготовили воспитатели Камилова Елена Викторовна Халюзова Людмила Викторовна.
Советы семье Рождение ребенка с аутизмом не является концом света, хотя часто родителям так кажется. Родители не должны себя винить, ведь причина аутизма никому неизвестна, только существует некоторые предположения ученых. Обращаться за.
21 июня – 100 лет Александру Твардовскому От младых ногтей и до сравнительно поздней юности Твардовский оставался моим любимым советским поэтом, и меня ужасно обижало, когда мои утонченные литературные друзья называли его поэтом лубочным. Я многажды спорил.
Литературный календарь. 2003 год 17-23 октября “…Как-то зашел у нас разговор об имени Анна. Он сказал, что как-то ему случалось постоянно видеть, что Анны бывают нехороши; я отвечала: “Да, это правда, я сама знаю.
Михаил Зощенко. Своеобразие личности и творчества Урок начинается со Слов учителя, сообщающего классу о предстоящем знакомстве с “очень интересным человеком, имя которого я умышленно не называю сейчас. Давайте сначала послушаем, что говорили о нем его современники.
Образ Николеньки Иртеньева Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства. “Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю…” И мать очень нежно любила сына. Он вспоминает ее любовь и нежность. В.
Анализ рассказа А. П. Чехова “Лошадиная фамилия”, план В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ “Лошадиная фамилия” в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обстоятельствами: начало 80-х годов не столь.
Що повинен уміти суперучитель? Що повинен уміти суперучитель? Як Ви розумієте, учитель для всіх – це людина на зразок супермена, тільки у спідниці. Ну, уявіть самі, скільки всього він повинен знати й уміти! Знати.
Екологічний урок-вікторина ” Людина і природа” Екологічний урок-вікторина ” ЛЮДИНА І ПРИРОДА” Мета: повторити, узагальнити та систематизувати знання з вивчених тем, розвивати практичні навички застосовувати набуті знання для розв’язання окремих ситуацій; виховувати відповідальність за наслідки людського.
Одинаково ли празднуется Новый год во всем мире? Встреча Нового года – одна из старейших и самых веселых традиций во всем мире. Но при этом нет ни одного праздника, который бы отмечался в такие разные даты и так.
Владимир Николаевич Соколов Владимир Николаевич Соколов родился 18 апреля 1928 года в городе Лихославле Калининской области. Скончался 24 января 1997 года в Москве. Родился в семье инженера-строителя. Часто семья переезжала со стройки на.
14 признаков того, что Вы учитель 14 признаков того, что вы учитель: 1. Вы несете из дома все, что может вам пригодиться на рабочем месте. 2. Вы приносите в Дом массу бесполезного с точки зрения нормальных.
Контрольная работа по математике “Умножение и деление чисел” 5 класс Контрольная работа № 4 “Умножение и деление чисел” ВАРИАНТ 1 1. Найдите значение выражения: А) 58 &;;#61655; 196; в) 405 &;;#61655; 208; д) 36 490 : 178. Б) 4600 &;;#61655;.
Державний історико-культурний заповідник “Буша” На землі залишилося зовсім не багато таких місць, як національний заповідник “Буша”, що на Вінниччині. Саме тут досі зберігаються як історичні пам’ятки, датовані різними століттями, починаючи від трипільської, скіфської, черняхівської.
О жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери Знаменитый писатель-летчик, романтик, защищавший гуманистические идеалы в кабине самолета и за письменным столом, – таким Антуан де Сент-Экзюпери вошел в историю литературы XX в. “Для меня летать и писать –.
Контрольная работа по химии для 9 класса Контрольная работа по химии для 9 класса Выпишите характеристики к названным классам углеводородов, ответ оформить уголковой схемой. Алканы СпН2п; СпН2п+2; реакции замещения; sp2sp3; Алкены СпН2п-6; 0,150 нм; реакция горения; 0,140.
Сочинение по рассказу “Старуха Изергиль” “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает свое повествование Максим Горький. В рассказе ” Старуха Изергиль ” отразились впечатления писателя от его скитаний по.
Краткий перессказ шекспира – ромео и джульетта акт 4 все сцены Между знатными веронскими семействами Монтекки и Капулетти идет вражда. После перебранки слуг вспыхнула новая схватка между господами. Герцог Веронский Эскал после тщетной попытки восстановить мир между враждующими семьями объявляет, что.
Тема: Рід іменників: чоловічий, жіночий, середній Урок української мови з використанням мультимедійних технологій у 3 класі Мета: ознайомити з поняттями “Рід іменників”, “Чоловічий рід”, “Жіночий рід”, “Середній рід”; вчити розпізнавати роди іменників; розвивати пізнавальну самостійність учнів, виховувати культуру мовлення. Обладнання: мультимедійне обладнання. Хід уроку І. Організаційний.
“Книга”, анализ рассказа Бунина
Анализ «Темные аллеи» Бунин
Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую карьеру. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.
Краткий анализ , Год написания, История создания
Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
Композиция
Жанр – рассказ (новелла).
Направление
История создания
В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Ведущая тема
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности).
Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.
Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.