Сюжет драмы В. Шекспира «Ромео и Джульетта» построен на старинной легенде XIV столетия, события в которой происходят в Вероне во времена герцога делла Скала.
Хорошо зная обычаи и быт Италии того времени, автор превращает эпос в драму.
Жизнью Вероны управлял князь, который был законодателем и вершителем человеческой судьбы. В городе царила тишина. Порядок поддерживала еще и церковь. Законники-монахи старались умиротворять жизнь мещан, они были уважаемы, их боялись и почитали.
В семьях Капулетти и Монтекки, враждующих между собой,
еще господствовали родовые традиции и обычаи. Нормой поведения считались ненависть к врагу рода, желание ему смерти, месть кровь за кровь, смерть за смерть. Старейшины семей уже и не вспомнят, за что враждуют, но молодежь (Тибальт, Бенволио, Меркуцио) поддерживают вражду. Она дает молодым возможность упражняться в фехтовании. Город разделен на две группы — сторонников Монтекки и приверженцев Капулетти, которые только ищут повод пролить кровь.
В семье Капулетти растет дочь, Джульетта, ей всего лишь тринадцать, она послушна, весела, любит родителей. Она покоряется традиции и соглашается на брак с нелюбимым Парисом,
когда об этом просит отец. Но покорность ее имеет границу. Такая она до тех пор, пока не встретила Ромео, пока в ней не проснулось светлое чувство, которое неминуемо вступило в противоречие с бытующими обычаями ее окружения, волей близких и родных.
Узнав имя Ромео, влюбленная Джульетта разочарована. Но уже во время первой встречи с Ромео красавица отвечает ему: Лишь это имя мне желает зла. Ты б был собой, не будучи Монтекки.
Ромео же, узнав имя своей возлюбленной, подобной белой голубке в стае воронов, видит в этом грозное предзнаменование. Но любовь для него сильнее смерти.
Казалось, весь мир протестует против влюбленных: в схватке с Тибальтом, двоюродным братом Джульетты, Ромео поражает несостоявшегося родича. Ромео изгнан из города под угрозой казни. Но святой обряд венчания уже состоялся, брат Лоренцо откликнулся на «просьбу молодых. Разлука горше смерти, трагический путь к развязке открыт. Джульетта выпивает сонное зелье, ясно понимая, что это опасно, но преодолевает одиночество и страх смерти, чтобы соединиться с Ромео. Сильнейший стимул внутренней жизни девушки — преданность любимому, вера в чистоту его помыслов. Счастье для нее — в соединении с дорогим сердцу человеком.
Анализ спектакля «Ромео и Джульетта»
... кстати сказать, девушка тоже из клана Капулетти - Розалина. Ромео вздыхает о ней, но эта любовь умозрительна. Советский театр в своих постановках "Ромео и Джульетты" шел по пути преодоления метафизических, идеалистических ... нами в трагедии. Это, с одной стороны, люди непримиримо враждебные, Монтекки и Капулетти. И те и другие живут по закону родовой мести - око за око, зуб за зуб, кровь за кровь. ...
Узнав о смерти Джульетты, Ромео торопится навстречу гибели, делает все, чтобы уйти из жизни. И вот финал прекрасной любви. Ромео пьет яд. А Джульетта через три часа своего сна приходит в сознание, но понимает, что случилось непоправимое, и, выхватив кинжал из ножен Ромео, закалывает себя.
Родители только теперь узнают о любви своих детей. Встречаются старейшины родов. Наступает примирение.
Ценой жизни юных заплачено за этот мир, за то, чтобы быть самими собой. Над телами погибших соединяются руки Капулетти и Монтекки.
Платой за непримиримость, основанную на мрачных и вздорных стародавних обычаях, стала жизнь пятерых молодых, сильных, с горячей кровью людей. Гибелью Ромео и Джульетты автор говорит нам: человеческие чувства святее и значительнее вековых предрассудков.
1
оценок, среднее:
5,00
из 5)