Кто прав в споре о человеке и правде в пьесе М.Горького «На дне»? (Горький Максим)

Сочинение

В пьесе «На дне» одной из ведущих проблем, представленных Горьким, явился скрытый конфликт идеалогий людей, надеющихся на помощь от Бога и тех, для кого человеческие руки и разум — единственно верная возможность ухода со дна. Автор задаётся вопросом — что есть настоящая правда для человека — жизнь в иллюзиях и вере или жизнь без прикрас, со всей её необратимой реальностью и трудностями?

Такой серьёзный, значимый спор о человеке и его предназначении поднимается в стенах ночлежки — «подвала, похожего на пещеру». Обвалившаяся штукатурка, некрашеная и грязная мебель, изодранная картонка, словом, вся эта обстановка, такая убогая и непригодная для житья, была выбрана Горьким не случайно. Он поставил перед собой цель показать жизнь всей России на рубеже 18 и 19 века.

Но такая грязнь была отнюдь не только в ночлежке, но и в душах её обитателей. В месте, в котором одновременно жили шестнадцать человек, никогда не могло стихнуть внутреннее напряжение героев, что и стало почвой для их ежедневных споров, насмешек и ругани.

И вот в такой накаленной обстановке, среди ожесточенных людей появляется странник Лука, который уже с первых минут своего нахождения в ночлежке произносит добрые и ласковые слова: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все прыгают…» Лука как-будто принес с собой тепло и уют, поэтому неудивительно, что к нему начинают тянуться измученные и уставшие люди.

«Занятный старичишка» стремится помочь героям в соответствии со своей верой. «Ты потерпи ещё!», «Ты — надейся!» — такие фразы исходят из его уст. Главным образом, он стремится успокоить, утешить людей, придать им внутренних сил. Кроме того, Лука не навязывает своё мирровоззрение кому-либо, и таким образом, на вопрос «есть ли Бог?» отвечает: «Коли веришь — есть; не веришь — нет».

Сам Горький оценивал своего героя как жулика, который мог дать только лишь красивые, добрые и жалостливые слова, но никакой реальной помощи от него ожидать не стоило. Моё же мнение на этот счёт немного иное. Я считаю, что не нужно человеку приносить всё на блюдечке — он должен с помощью своих сил выбираться со дна. Так, например, показателен диалог Луки с Актёром. Когда Лука указывает Актёру на путь возвращения к трезвой жизни, который предполагает первым делом собственный отказ от алкоголя, а уже потом поиск лечебницы, Актёр слышит лишь слова о чудо — лечебнице с мраморными полами. Это доказывает то, что герой просто-напросто не готов прикладывать свои усилия, и вины Луки в этом нет совершено никакой.

7 стр., 3273 слов

Мечта и ее роль в жизни человека. роли мечты в человеческой жизни

... стремится и губит свои умения и таланты. А люди со стремлениями тем временем действуют, открывают новые возможности. Таким образом, ... Сочинение: Как мечта влияет на человека? (484 слова) Мечта – это стремление человека к абсолютному, индивидуальному счастью. Часто мечты могут реализовываться на протяжении всей жизни, и то, как человек ... мечтой. Для кого-то несбыточной, для кого-то реалистичной. ...

Идейным противником Луки в пьесе «На Дне» является Сатин, который в сравнении с другими обитателями ночлежки является человеком на порядок начитаннее и принципиальнее. Для Сатина «Человек! Это звучит гордо.» Герой видел человека свободным и достойным уважения. В своём монологе он призывал «не жалеть…не унижать его жалостью…!»

Позиция Сатина резко контрастирует с позицией Луки, несмотря на то, что именно Лука сподвигнул его на монолог. Конфликт между двумя этими героями, хоть он и неявный, заключается в столкновении идей хритианского гуманизма с идеей человеческого божества.

Кульминацией этого конфликта является монолог Сатина, устами которого, как известно, говорит сам Горький. «Ложь — религия рабов и хозяев…Правда — бог свободного человека!» — вот она, главная идея, которую он пытается донести. Автор верит в человека, в его разум, силу и способность изменить всё своими руками, поэтому он категорически против проявления жалости к человеку. Конечно, идеи Горького не исключают сочувствия к людям, однако, для него сеять в людях иллюзии и слепые надежды — это не просто бессмысленно, но и неправильно.

Помимо крайних позиций Луки и Сатина, в произведении проглядывается философия Бубнова, которая резко отличается от первых двух. Когда-то разочаровавшись в жизни, Бубнов обозлился на весь мир, стал циничен, и в конце концов приобрел очень низкое мнение о роде человеческом. Своими действиями по отношению к другим героям, многочисленными насмешками и скептицизмом, Бубнов разрушает в людях остатки веры и надежды.

После всех неудач в жизни, у Бубнова сложился свой взгляд на происходящее. Теперь он считал абсолютно бессмысленной людскую жизнь: всё равно все рано или поздно умрут, так зачем растрачивать себя на веру во что-либо, будь это хоть человек, хоть Бог? «Люди живут…как щепки по реке плывут…Строят дом, а щепки – прочь» — говорит он.

Таким образом, можно сказать, что суть образа Бубнова состоит в том, чтобы указывать людям на суровую правду жизни, обнажать перед ними тяжелую реальность.

В итоге, можно делать вывод о том, что в пьесе Максима Горького «На дне» представлены три вида правды: Луки, Сатина и Бубнова. Однозначно оветить на вопрос, кто из них всё-таки прав, нельзя. Можно лишь выбрать для себя позицию героя, которая больше чем остальные соответствует собственным понятиям о правде. Однако, нельзя не подчеркнуть, что и грубая правда Бубнова, и утешения Луки унижают людей. И только пылкий монолог Сатина наполнен верой в Человеческую силу и призывом к действию.