Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение

Пьеса «На дне» посвящена жизни обитателей ночлежного дома. Люди влачат свое жалкое существование в грязном полутемном подвале. Здесь тесно, как в муравейнике, и душно, но вырваться, некуда. Люди морально давно уже сломлены. День за днем они живут в своем маленьком мирке, не соприкасаясь с внешним миром.

Появление Луки для этих людей является, если можно так выразиться, внешним раздражителем, заставляющим задуматься о своей жизни. Они уже были готовы притерпеться к «дну», но Лука приносит в их жизнь беспокойство. Он стимулирует их душевную энергию. Кое-кого этот старик раздражает, зато многих и успокаивает. Он утешает умирающую Анну, обещая ей «ласковую смерть» и вечный отдых. Он рассказывает Актеру о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Он готов слушать и сочувствовать романтическим выдумкам Насти. Пусть все неправда, пусть и сам он порой не верит в свои слова, но ведь окружающим становится легче, у них появляется надежда! Есть ли у несчастных, обиженных жизнью людей большая радость в жизни? Нет.

Ложь Луки вызывает иногда улыбку у читателя. Действительно, что это за «хорошая сторона Сибирь», куда он предлагает отправиться Пеплу с Наташей? Сибирь — отнюдь не благодатный край и путь туда нелегок, мы это прекрасно понимаем. Но не напрасно Пепел, вор с малолетства, так цепляется за мечту о хорошей честной жизни в Сибири. Значит, есть в Луке что-то, что заставляет людей верить ему.

Лука — удивительный человек. Он улавливает те неоформившиеся в слова мечты, которые живут в дувте обитателей ночлежки. Однако просто улавливать недостаточно, он еще помогает мечте оформиться, стать понятной. Люди уже не просто вдут чего-то, не просто томятся неопределенными порывами, они уже имеют конкретную цель, а это так важно для каждого и в особенности для потерявшегося в жизни человека.

Благодаря отклику, пониманию, которое чувствуется в Луке, ему доверяют, его слушают. Он просто заставляет поверить в реальность того, что казалось несбыточным. Конечно, мечты обитателей «дна» действительно несбыточны, но ведь человек живет субъективной реальностью. Ему не столь важны реальные факты, сколько свои представления о действительности. Если мечта кажется осуществимой — это уже счастье. «Во что веришь, то и есть», — так говорил Лука, лукавый старик.

15 стр., 7457 слов

Технологии продления жизни среди людей пожилого возраста

... уделяли немало внимания вопросам лечения болезней старых людей и обобщали опыт продления жизни. Авиценна (980-1037 г.) обобщил достижения медицины предыдущих поколений в этом вопросе. [8] ... именно здоровье является главной основой долголетия и активной творческой жизни. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры ...

К Луке располагает его бескорыстное человеколюбие, его органическая потребность делать добро, стремление помочь нуждающемуся, чем только можно. Его презрительно называют «проповедником», но разве это так? Разве он проповедует что-либо? Он, смиренный и миролюбивый, никого ни к чему не призывает. Если ты не хочешь его слушать, то не слушай. Если же хочешь найти утешение и ласковое слово, обратись к нему.

У Луки нет никаких особенных убеждений. Он, что особенно ценно, умеет становиться эхом других людей. Он похож на зеркало, в котором отражаются души тех, с кем он беседует. Только зеркало это слегка замутненное, благодаря чему отражает только хорошее, плохое же поглощает. При всем том он мудр, ибо накапливает не только свой жизненный опыт, но впитывает опыт всех людей. Все это в сочетании с его природной мягкостью как магнитом притягивает к нему людей. Так заложено в природе человека, что он стремится к психологическому комфорту. Люди, защищающие «горькую правду» или революционные идеи, всегда хотя бы немного ломают себя, или же они уже изначально сломаны. А быть добрым, мягким, человеколюбивым — вполне естественно, поэтому Лука привлекает к себе. Люди ищут психологический комфорт. Вполне понятно, что им проще верить сказкам Луки, чем лозунгам Сатина.

Герои пьесы относятся к Луке по-разному. Особенно это проявляется ближе к финалу. Поступки, на которые Лука провоцирует людей, не всегда приводят к ожидаемому результату. Чаще итог плачевен. Наиболее горький и трагический пример — смерть Актера. Но ведь изначально побуждения Луки, рассказывающего про лечебницу, самые добрые. Недаром старика защищает даже его антипод Сатин. Это говорит о том, что в нем пробудились человеческие чувства. Лука сумел пробудить такие чувства во многих, о чем и следует помнить. Не осуждать, а благодарить нужно старика.

Советские критики отрицательно относились к Луке, осуждая его пассивность, его «сладкую ложь». Да, он не призывал к революционной борьбе, но зато он пробудил в бродягах человечность. Это ли не самое ценное в старике? И неужели все, как один, должны ратовать за «горькую правду»?

Конечно, Горький вложил свои идеи в уста Сатина. В этом нет сомнения. Сатин говорит гуманно и мудро. Но значит ли это, что горьковскую «правду» нужно искать только в словах этого героя? Может быть, именно образы Луки и Сатина вместе дают нам ту «истину» о человеке, которую искал писатель? Лука — не отрицательный и не положительный персонаж. Каждый волен относиться к нему по-своему. Как он «отражал» героев ночлежки, так же «отражает» и читателей. Но нет сомнения в том, что если бы не ложь Луки, не родилась бы и правда Сатина.

Похожие сочинения: