«Был мальчишка высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах» (ВАРИАНТ 33)

Сочинение

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.Д. Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения».

Лингвист В.Д. Черняк пишет, что эмоционально-оценочные слова «связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения». Действительно, автору художественного произведения часто необходима экспрессивная лексика, чтобы передать чувства героев, их мнение об окружающих.

Приведём примеры из текста. В предложении №8, передающем косвенную речь ребят, высокий худой мальчик пренебрежительно назван хлюпиком. Это слово несёт негативную оценку внешности и характера. Хлюпиком зовут физически слабого, а также несмелого, безвольного человека.

В предложении №39 Мишка презрительно называет Симу подхалимом. Ребята считают юного художника льстивым, угодливым и в наказание отбирают у него альбом с рисунками.

Перечисленные эпизоды доказывают, что эмоционально-оценочные слова часто используются писателями для передачи речи героев. Они чаще всего несут отрицательный смысл, и, следовательно, неприязненное отношение к объекту высказывания.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы смысл финала текста: Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня …">понимаете смысл предложений 53 — 54 текста: «Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом».

Смысл приведённых предложений в том, что Мишка переосмыслил свои действия, когда узнал, кому и за что Сима хотел подарить альбом. Он перестал считать юного художника подхалимом.

Докажу это примерами из текста. Считая, что Сима подлизывается к учительнице, он хочет проучить его, раздарив картинки ребятам (предложения 39 — 41).

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... эмоционального воздействия. В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как правило, цитируется ...

Он уверен в своей правоте.

Узнав, что подарком Сима хотел отблагодарить пожилую учительницу, Мишка изменил своё отношение к мальчику (предложения 29, 73 — 74).

Ему стало стыдно («сидел понурясь», «бормотал»), и он захотел исправить несправедливый поступок.

Мишка передал альбом Марии Алексеевне, потому что понял, что этот подарок Сима приготовил от чистого сердца хорошему человеку.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Совесть — это способность человека самостоятельно оценивать свои действия с точки зрения нравственности. Совесть не позволяет совершать дурные поступки и побуждает исправляться, меняться в соответствии с нормами морали.

Для Мишки честность, благородство — не пустые слова. Он забрал у Симы альбом не из хулиганских побуждений, а в соответствии со своим кодексом чести, не допускающим подхалимства. Затем мальчику стало стыдно за свой поступок («сидел понурясь», «бормотал»), и совесть подсказала ему, что альбом с рисунками нужно отнести тому, кому он предназначался, то есть Марии Алексеевне.

Вспоминается притча-сказка В. Сухомлинского «Стеклянный человечек». В ней в метафорической форме рассказано, что совесть всегда подсказывает человеку, хорошо или плохо он поступил, и учит его жить.

Совесть воспитывается в человеке с детства. Она живёт в душе каждого человека и не даёт совершать зла.