Краткое содержание – Преступление и наказание – Достоевский

Сочинение

Ф.М. Достоевский – роман «Преступление и наказание».

Образ противоречивого героя, мучительно раздвоенной лич­ности создал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Об этой двойственности говорит уже сама фами­лия его – Раскольников. Душа этого героя словно раскалы­вается надвое после совершения им преступления.

Родион Раскольников, главный герой романа, – молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридичес­кого факультета. Он «хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Раскольников – человек добрый, чуткий, наделенный чув­ством сострадания. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, помогает Мармеладовым.

Семья героя бедствует. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Сам же он вынужден оставить обучение из-за недостатка средств. Стремясь помочь близким и проверить свою теорию о двух ти­пах людей, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, грабит дом. Причем доминирует в мотивах преступления его именно желание проверить свою теорию.

Достоевский неоднократно подчеркивает двойственность образа Раскольникова. В первой, экспозиционной части ро­мана Раскольников изображен в двух ипостасях: с одной сто­роны, он альтруист, готовый отдать последнее, помочь людям; с другой стороны – это мизантроп и циник, одинокий и не­людимый человек, холодный философ, готовый совершить убийство. Попеременно эпизоды романа показывают то одну, то вторую сторону души Раскольникова. Так, противоречи­вость натуры героя проявляется в его общении с матерью и сестрой, с Разумихиным и Порфирием Петровичем. Все они чувствуют роковую раздвоенность личности Родиона. Так, мать, глядя на него, порой не понимает собственных чувств: «И как это у него все хорошо выходит… И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и… заплакала, – а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?…». Умной, наблюдательной Дунечке тоже кажется странным поведение брата: «Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирится, и прошения просит, точно службу служит или урок затвердил». Порфирий Петрович, думается, сумел разгадать натуру Раскольникова. Он называет его «наиблагороднейшим» человеком, а в пре­ступлении его видит «книжные мечты», «теоретически раздра­женное сердце».

Также противоречивость натуры героя отражается и в его снах. В этом плане очень важен первый сон Раскольникова, в котором озверевший Миколка забивает несчастную лошаден­ку, которая «даром хлеб ест». В этом сне Родион-ребенок бро­сается на него с кулачками и горько рыдает. Чистая, детская натура героя безудержно протестует против совершаемого на­силия (и в том числе против спланированного убийства).

14 стр., 6991 слов

Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

... Смерть и воскресение Раскольникова. Принцип индетерминизма в изображении человека (герой Достоевского как человек «метафизический»). 1. Раскольников как тип «нового человека». Можно ли сказать, что его литературными предшественниками являются герои романа «Отцы ...

Этот сон композиционно противостоит сцене убийства, в кото­рой торжествует темный аспект души героя. В последующих частях романа мотив внутренней раздвоенности души Рас­кольникова получает дополнительную разработку. Изобра­жается болезнь Раскольникова, внутренние и внешние мо­нологи героя.

Достоевский подчеркивает эту гротескную двойствен­ность положения героя мотивом смеха, который сопровожда­ет образ Раскольникова. За минуту перед убийством старухи «ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась». Откровенно и нагло сме­ется над ним старуха, когда он во сне убивает ее вновь; смеет­ся кто-то в соседних комнатах. «Положение Раскольникова трагично – и вместе с тем смешно, но в философском контек­сте романа это – высший смех, это истинная нравственная оценка идей и поступков героя», – писал М. Бахтин.

После преступления герой переживает состояние крайнего одиночества, которое охватывает его душу «мертвым холодом». Однако человеческая натура его не может смириться с проис­ходящим. Поэтому душевная борьба героя становится все ос­трее и напряженнее, мысли – тяжелее, запутаннее. Расколь­ников, по своей теории, должен отказаться от всех тех, ради кого он пошел на преступление, потому что они – «твари дро­жащие», люди низшего разряда. Все яснее он чувствует связь своей теории со взглядами Лужина и Свиригайлова, которых считает негодяями. И все это делает положение героя невыно­симым.

Достоевский развивает здесь идею искупления преступле­ния страданием. Лишь через болезненную ломку собствен­ных убеждений, отказ от своей теории Раскольников посте­пенно обретает хоть какую-то душевную гармонию, общность с людьми. И происходит это в тот момент, когда он соприка­сается человеческим страданием, начинает живо участвовать в нем. Это происходит в доме умирающего Мармеладова, ког­да Раскольников помогает его семье. Этот мир простых лю­дей, по мысли Достоевского, и есть та ниточка, которая ведет к духовному воскресению.

Процесс этот писатель подчеркивает символической дета­лью: герой спускается от Мармеладовых по лестнице – «схо­дит с вершин страдания человеческого, с петербургской Гол­гофы, с такого же четвертого этажа, где он принес себя в жер­тву своей «идее»». На лестнице его нагоняет сначала священ­ник, затем Поленька, которая благословляет Родиона на новый путь. Этот образ невинного ребенка олицетворяет собой то лучшее, что есть в человеческой природе. И именно с этим соприкасается герой.

В духовном воскресении Раскольникова важную роль иг­рает Соня. Сначала он мучит и терзает ее, желая найти в судь­бе ее подтверждение своим идеям. А потом открывается до конца, и она помогает ему. Кульминация отношений героев – чтение главы из Евангелия. Погубив в себе человека, Расколь­ников не верил в его воскресение. Он, совершив убийство, был четыре дня мертв духовно. Так умерший Лазарь лежал четыре дня в пещере. И как тот был завален камнем, так и герой Достоевского был погребен под отчаянием и безысход­ностью. Веря в воскресение Лазаря, Соня поверила и в Рас­кольникова и спасла его этой верой.

22 стр., 10948 слов

Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

... Преступлении и наказании», длятся и споры о главном герое романа – Родионе Раскольникове. Невозможно однозначно определить отношение самого автора к своему герою. Достоевский наделил его наряду с непомерной гордостью и состраданием, и совестью, и ... купеческого сына, раскольника (не отсюда ли и фамилия Раскольников в романе?). Чистов предумышленно убил двух старух, кухарку и прачку (вспомним ...

Достоевский не дает увидеть читателям полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. Духовное освобождение Раскольникова символически приурочено к Пасхе. Пасхальная символика перекликается в романе с сим­воликой воскресения Лазаря. В конце эпилога упоминается также еще один библейский персонаж – Авраам. В книге Бы­тия это первый человек, откликнувшийся на зов Бога. Важ­ная христианская тема романа – обращение Бога к человеку и обращение человека к Богу. Перед человеком неизбежно вста­ет вопрос, какой избрать путь – добра или зла. Примирение с Богом и людьми – духовный подвиг, результатом которого будет рост личности. Бунт и сопротивление ограничивают че­ловека в его мирке, отчуждают от людей. Соня говорит, что Раскольников отошел от Бога, и за это Бог его наказал, «дья­волу предал». В финале же от бунта герой приходит к смире­нию. Соня дарит ему Евангелие.

Таким образом, к истине, к самому себе герой Достоевско­го идет через страдание. И в этом заключалась общая идея романа. В черновиках «Преступления и наказания» писатель замечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслужи­вает свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой не­справедливости, ибо жизненное знание и сознание… приоб­ретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».