Описание по личным впечатлениям «Подснежник-посланец весны» план-конспект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Конспект урока развития речи «Сочинение по личным впечатлениям на тему: «Подснежник — посланец весны»

Цели урока: развитие навыков связной речи, умения отбирать материал для сочинения, умения использовать изобразительно-выразительные средства языка в письменной речи, повторение о стилях и типах речи, воспитание бережного отношения, любви к природе родного края, знакомство с новым словарным словом, развитие УУд (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Оборудование урока:

иллюстрации подснежника, рисунки учащихся. Звуковое пособие «Вивальди «Весна». Плакаты с высказываниями Р. Тагора, Ф.М. Достоевского, японского изречения о цветах;

фотографии подснежников, тексты различных стилей.

«Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они — свидетельство моей свободы» (Р. Тагор)

«Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский)

«Красота цветка — в одном цветке» (японское изречение)

«Всяческое общение с природой как-то освящает человека» (Н.К.Рерих)

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

— Как вы понимаете эти высказывания? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Посмотрите на изображение этого цветка. Вы узнали его? Что вы можете рассказать о нем?

-Да, это подснежник, цветок — труженик. Он растет наперекор всем невзгодам на мерзлой земле. Он небесная чистота, утренняя свежесть, белизна и прохлада снегов. Он символ самой жизни. Этот цветок воспет поэтами, о нем слагают песни. В честь подснежника названы многие девочки и мальчики: Нюргуяна, Ньургустана, Ньургун.

  1. Постановка цели урока.
  2. Сообщение ученицы « Неизвестное в известном. Об истории возникновения названия «подснежник».

В народе бытует множество самых разнообразных и поразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав: мать и мачеха, незабудка, мята, иван-да- марья, подснежник, иван-чай, анютины глазки… Многие из этих названий хорошо знакомы вам. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему так называют то или иное растение? Истоки названий и цветов, и трав нужно искать в образности народного мышления. Большинство названий пришло из языка русских крестьян, из языка народа.

3 стр., 1160 слов

Урок развития речи по русскому языку » по картине К.Ф. Юона ...

... в устной и письменной речи; развивать чувство прекрасного. Оборудование урока: репродукция картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце», подготовленный материал для словарной работы. Ход урока 1.Организационный момент. Приветствие, ... свои ветви 7. Устное рассказывание по плану. 8. Речевая подготовка. Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать ...

Вот подснежник… Это чудо весны воплотилось в цветке, который расцветает прямо из-под снега. Люди назвали его выразительным и нежным именем «подснежник».

Если перевести слово «подснежник» с латыни, то оно буквально означает «молочный цветок», с английского – «снежная капля», а по-якутски будет «ньургуhун», что значит «отважный». А в русском языке подснежником называют не только растения. В Псковской области, например, подснежниками называли птицу, которая имеет обыкновение появляться перед снегом или дождем. Есть у этой птицы и другое название – снегурок, однако любимо народом имя – подснежник. В окрестностях Петрозаводска подснежниками называют клюкву, ягоды которой особенно вкусны после первых морозов.

Имя «подснежник» получили в народе и многие цветущие растения: ветряница, горицвет, фиалка. Нетрудно понять, как образно название «подснежник» — цветы или растения, вырастающие из – под снега.

Подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны.

Белый снег лежит в ущелье.

Но на скатах и на льдине

Видел я подснежник синий…(И. Бунин)

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок… (Ф. Тютчев)

Сквозь толщу вечной мерзлоты,

Как выстрел, выбившись наружу,

Неукротимые цветы

Стоят и в непогодь, и в стужу.

Ты мужество их оцени,

Взгляни, восторга не скрывая, —

Среди снегов цветут они,

Суровый край мой украшая. (С. Данилов)

— Что нового мы узнали о названии «подснежник»?

-Символом чего стал подснежник для русских поэтов и писателей?

-Какие изобразительно – выразительные средства использованы поэтами при описании этого цветка?

8 стр., 3924 слов

Подснежник — краткое содержание рассказа Бунина

... Другие сочинения: ← Первый день весны↑ ВеснаАпрель → Сообщение про Подснежники Подснежник, научное название «галантус», является многолетним луковичным растением из семейства Амариллисовых, ранее их называли ... подснежника. Подснежники считают символом светлого и прекрасного будущего, ведь не зря о них написано много легенд, сказок и музыкальных произведений. Несколько интересных сочинений Сочинение ...

  1. -А каково же научное название цветка?

Сообщение ученика: «Растение, которое произрастает на территории Республики Саха, имеет научное название «сон — трава, или прострел желтеющий». Эти цветы ботаники называют «эфемероидами», что в переводе с греческого означает «быстрые, кратковременные». Две недели у них уходит на цветение, две — на созревание и еще две недели – на все остальные процессы. Эфемероиды распространены очень широко. Но на вопрос, где их родина, ботаники до сих пор не дают точного ответа».

— К какому стилю относится этот текст?

-Цель, сфера употребления, языковые средства этого стиля?

  1. Знакомство с новым словарным словом.

-В данной записи зашифровано новое словарное слово. Ваша задача — расшифровать и найти это слово (работа в парах).

Запись на доске:

летать высоко, генная инженерия, идти далеко,

(1 ) 2 (1) 2 1 ( 2)

1 1 1

-Попробуйте расшифровать запись на доске.

-Какое слово у нас получилось? (легенда).

-Каково лексическое значение этого слова? (Рассказ о событиях прошлого, в котором есть и реальность, и вымысел).

-Расскажите о правописании этого слова.

  1. Чтение и анализ текста «Легенда о подснежнике».

Жил когда-то в верховьях Лены охотник. Он был сильным и мужественным. В поисках дичи и пушных зверей он не раз исходил берега Лены – от ее верховьев до устья. Но однажды его свалил какой — то неизлечимый недуг. Проходил год за годом, а охотник оставался прикованным к постели. От тоски по воле, от невыносимых страданий он сильно ослаб. Вот тогда ему нестерпимо захотелось увидеть, может быть, в последний раз любимый цветок – подснежник.

Стояла ранняя весна. Охотник выполз из юрты. Посмотрел на солнце. «Подснежник, я не боюсь смерти, но не хочу, чтобы мое дыхание прервалось до того, как я увижусь с тобой. Только увидеться, а потом будь что будет…» С этими словами охотник полз и полз. Наконец, он встретился с тем, к чему стремился. Но подснежник был не один, целое море цветов. Яркие и красивые…

Сын охотника, возвращаясь с охоты, нашел отца в лесу. Отец спал среди подснежников. Сын поднял его и принес в юрту. Отец спал день, спал ночь и только к вечеру проснулся совершенно здоровым.

Вот такую магическую силу имеют наши подснежники…

-К какому стилю относится этот текст?

-Цель, сфера употребления, языковые средства этого стиля?

-Какова основная мысль этого текста?

2 стр., 992 слов

Подснежник 4 класс

... весну можно было вновь прийти в лес, на ту же саму полянку и любоваться расцветающими подснежниками. Сочинение про Подснежники Очень мне нравится этот цветочек! Я раньше его никогда ... просто полюбоваться ими на лесной поляне. Планета знаний. 4 класс. Короткое. Возьмите 10 или 15 предложений Также читают: Картинка к сочинению Подснежник Популярные сегодня темы В новом доме ...

-Подчеркните словосочетания, слова, выражения, которые помогут вам при работе над сочинением.

-Какую еще целебную силу имеют подснежники? ( Местным населением цветы в свежем виде в форме спиртовой настойки применяются для прижигания, при хромоте, суставном ревматизме. Корни, выкопанные поздней осенью, принимают как успокаивающее средство. Это растение ядовитое. Животные не едят его.)

  1. Работа над сочинением-миниатюрой.

-Напишите небольшое сочинение на тему «Подснежник-посланец весны», используя собранный материал, на подснежниках, лежащих на ваших партах (заранее изготовлены подснежники из бумаги формата А-4)

-Какой стиль речи будет уместен в вашем сочинении?

-Какой тип речи будет основным — повествование, описание, рассуждение?

  1. Чтение работ, подведение итогов.

Т. Ю. Дягилева ,

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/konspekt-urokapodsnejnik-klass/

МОБУ СОШ №17 г. Якутска.