Конспект » » И. Пивоварова. 3 класс план-конспект по чтению (3 класс)

Сочинение
  1. 2.

Мотивационный

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по ролям

Словесн.: ответы на вопросы

8 мин.

— Какое домашнее задание у вас было? (Каминский Л. «Сочинение»)

— Объединитесь в группы по 4 человека. Проведем чтение по ролям. Вам нужно распределить роли (автор, мама, Лена и Оля) и выразительно прочитать.

— На подготовку 5 минут.

— Кто готов?

— Выходите в доске (проверка одной группы).

— Чье чтение вам понравилось?

— Почему?

— Молодцы, ребята!

— Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Продолжаем разгадывать секреты смешного)

— Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? (Л.Каминский «Сочинение»)

— Определите тему сегодняшнего урока. ( И. Пивоварова «Сочинение»).

— Определите цель на урок.

— Свяжите цель урока и тему.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: заполнение таблицы

10

мин.

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

— Что вы знаете об Ирине Пивоваровой?

— Послушайте ее биографию.

Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печаталась они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Весёлые картинки».

После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала.

Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или происшествие в 5 А», « Рассказы Люси Синицыной ученицы 3-го класса» «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.

— Вспомните, какие произведения И. Пивоваровой вы уже читали?

( стих-ия: «Картина», «Мост и сом», «Жила-была собака»).

— Сегодня познакомимся с еще одним произведением. Откройте учебники на стр. 51.

— Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у Л. Каминского?

— Посмотрите на иллюстрации и предположите о чем

— Прочитаем и узнаем. ( Чтение текста по цепочке).

( после чтения 1 части)

— Так о чем этот рассказ? (о девочке, которая в классе писала сочинение на тему « Я помогаю маме»)

— От чьего лица ведется рассказ?

— Легко ли дается писать сочинение?

— Как помогала девочка? Как вы думаете, часто ли она это делает?

— Почитайте последний абзац. Что удивляет девочку больше всего? (все писали и писали, о чем они пишут?)

( после чтения 2 части)

— Продолжила ли Люся писать сочинение?

— А вы стирали сами скатерть?

— Чем закончился урок? ( Люсе поставили «5»…)

— Почему Люся просила не ходить на родительское собрание? (ей было стыдно)

— Болело ли у нее горло? (нет)

(после чтения 3 части)

— Что произошло утром? (состоялся разговор)

— Что сделала мама? (мама не стала ругать Люсю)

— Продолжила ли девочка врать?

(после чтения 4 части)

— Что произошло дальше?

— Как Люся отнеслась к заданию?

— Как девочка стирала?

— Что ей показалось самым трудным? (вешать занавески)

— Какой плюс она нашла в этом? (пол заблестел как новенький)

— Зачем она поставила кастрюли и сковородки? (из занавесок лилась вода)

-Почему мама сказала про скатерть?

— Как вы думаете, мама осталась довольна? (нет, раз она ходила в галошах по кухни)

Физминутка

( Проводят ученики)

Определять смысл названия произведения.

Читать вслух.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: осуществляют подвед под понятие

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: анализ

Практический: анализ выраз. чтения

.

≈12

≈3

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

— Итак, какая история приключилась с девочкой?

— Почему она стала стирать занавески?

— Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)

— Что она придумала?

— Как вы думаете, что чувствовала мама на собрании? (она была удивлена)

— Маме хотелось бы, чтобы это была правда?

— Как вы думаете, чему эта история научила девочку? (не врать)

— Почему этот рассказ в нашем разделе?

— Какое настроение у вас вызвало это произведение?

— Какая часть показалось вам самой смешной?

-Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными.

Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь?

Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».)

– Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.)

– Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)

– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную)).

— Прочитайте по ролям разговор.

— Сколько понадобится чтецов?

— Сейчас объединитесь в группы по 3 человека. Чтение по ролям – за автора и Люсю читает один человек, т.к. повествование ведется от Люси.

— Как вы думаете, как надо читать за маму? (строго, но с иронией)

— Какой голос должен быть у папы?

— В речи мамы, какие знаки препинания присутствуют? (!)

— С какой интонацией девочка будет все говорить?

— Приступайте к работе.

( выступают 2 -3 группы)

— Чтение какой группы понравилось вам больше?

— Кто смог передать тон и интонацию мамы? Папы? Люси?

— Молодцы, ребята.

— Как вы думаете, мама Люси хороший воспитатель?

— Сравните рассказы И. Пивоваровой и Л. Каминского.

— Сравните поведение 2 мам.

Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.

– Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?

— Как вы думаете, о чем спрашивает Мишу Главный Библиотекарь? (на стр. 55).

Что он имел ввиду?

-Что бы ответил Михаил? (стр.46)

(Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского)).

Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен.

— А как вы помогаете маме?

— Что захотелось вам? Хотели бы вы совершить какой-либо поступок?

— Как вы думаете, стала ли девочка лучше?

— Посмотрите на слайд. Как вы думаете, почему я взяла эту пословицу? (Эпиграф урока)

— Бывали вы в подобных ситуациях?

— Встречали в рассказах?

— Напишите сочинение «Как я помогаю маме».

Читать выборочно.

Характеризовать героев

Работать самостоятельно

Проводить анализ чтения.

Отвечать на вопросы.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

— С каким произведением познакомились?

— Кто его автор?

— С каким произведением похожи? (Л. Каминского «Сочинение»)