|
Мотивационный Словесн.: ответы на вопросы Практич.: чтение по ролям Словесн.: ответы на вопросы |
8 мин. |
— Какое домашнее задание у вас было? (Каминский Л. «Сочинение») — Объединитесь в группы по 4 человека. Проведем чтение по ролям. Вам нужно распределить роли (автор, мама, Лена и Оля) и выразительно прочитать. — На подготовку 5 минут. — Кто готов? — Выходите в доске (проверка одной группы). — Чье чтение вам понравилось? — Почему? — Молодцы, ребята! — Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Продолжаем разгадывать секреты смешного) — Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? (Л.Каминский «Сочинение») — Определите тему сегодняшнего урока. ( И. Пивоварова «Сочинение»). — Определите цель на урок. — Свяжите цель урока и тему. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. |
П: осмысленно читают текст Р: принимают и сохраняют уч задачу |
3. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: заполнение таблицы |
10 мин. |
Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. — Что вы знаете об Ирине Пивоваровой? — Послушайте ее биографию. Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печаталась они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Весёлые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала. Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или происшествие в 5 А», « Рассказы Люси Синицыной ученицы 3-го класса» «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка. — Вспомните, какие произведения И. Пивоваровой вы уже читали? ( стих-ия: «Картина», «Мост и сом», «Жила-была собака»). — Сегодня познакомимся с еще одним произведением. Откройте учебники на стр. 51. — Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у Л. Каминского? — Посмотрите на иллюстрации и предположите о чем — Прочитаем и узнаем. ( Чтение текста по цепочке). ( после чтения 1 части) — Так о чем этот рассказ? (о девочке, которая в классе писала сочинение на тему « Я помогаю маме») — От чьего лица ведется рассказ? — Легко ли дается писать сочинение? — Как помогала девочка? Как вы думаете, часто ли она это делает? — Почитайте последний абзац. Что удивляет девочку больше всего? (все писали и писали, о чем они пишут?) ( после чтения 2 части) — Продолжила ли Люся писать сочинение? — А вы стирали сами скатерть? — Чем закончился урок? ( Люсе поставили «5»…) — Почему Люся просила не ходить на родительское собрание? (ей было стыдно) — Болело ли у нее горло? (нет) (после чтения 3 части) — Что произошло утром? (состоялся разговор) — Что сделала мама? (мама не стала ругать Люсю) — Продолжила ли девочка врать? (после чтения 4 части) — Что произошло дальше? — Как Люся отнеслась к заданию? — Как девочка стирала? — Что ей показалось самым трудным? (вешать занавески) — Какой плюс она нашла в этом? (пол заблестел как новенький) — Зачем она поставила кастрюли и сковородки? (из занавесок лилась вода) -Почему мама сказала про скатерть? — Как вы думаете, мама осталась довольна? (нет, раз она ходила в галошах по кухни) Физминутка ( Проводят ученики) |
Определять смысл названия произведения. Читать вслух. |
Р: принимают и сохраняют уч задачу П: осуществляют подвед под понятие |
33. |
Решение частных задач на основе анализа текста Словес.: ответы на вопросы Практический: анализ Практический: анализ выраз. чтения . |
≈12 ≈3 |
Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. — Итак, какая история приключилась с девочкой? — Почему она стала стирать занавески? — Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.) — Что она придумала? — Как вы думаете, что чувствовала мама на собрании? (она была удивлена) — Маме хотелось бы, чтобы это была правда? — Как вы думаете, чему эта история научила девочку? (не врать) — Почему этот рассказ в нашем разделе? — Какое настроение у вас вызвало это произведение? — Какая часть показалось вам самой смешной? -Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными. — Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».) – Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.) – Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.) – Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную)). — Прочитайте по ролям разговор. — Сколько понадобится чтецов? — Сейчас объединитесь в группы по 3 человека. Чтение по ролям – за автора и Люсю читает один человек, т.к. повествование ведется от Люси. — Как вы думаете, как надо читать за маму? (строго, но с иронией) — Какой голос должен быть у папы? — В речи мамы, какие знаки препинания присутствуют? (!) — С какой интонацией девочка будет все говорить? — Приступайте к работе. ( выступают 2 -3 группы) — Чтение какой группы понравилось вам больше? — Кто смог передать тон и интонацию мамы? Папы? Люси? — Молодцы, ребята. — Как вы думаете, мама Люси хороший воспитатель? — Сравните рассказы И. Пивоваровой и Л. Каминского. — Сравните поведение 2 мам.
— Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной. – Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении? — Как вы думаете, о чем спрашивает Мишу Главный Библиотекарь? (на стр. 55). Что он имел ввиду? -Что бы ответил Михаил? (стр.46) (Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского)). Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен. — А как вы помогаете маме? — Что захотелось вам? Хотели бы вы совершить какой-либо поступок? — Как вы думаете, стала ли девочка лучше? — Посмотрите на слайд. Как вы думаете, почему я взяла эту пословицу? (Эпиграф урока) — Бывали вы в подобных ситуациях? — Встречали в рассказах? — Напишите сочинение «Как я помогаю маме». |
Читать выборочно. Характеризовать героев Работать самостоятельно Проводить анализ чтения. Отвечать на вопросы. |
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера |
44. |
Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ |
≈5 |
— С каким произведением познакомились? — Кто его автор? — С каким произведением похожи? (Л. Каминского «Сочинение»)
|