Урок по русскому языку 6 класс, Автор: Предеина Ксения сергеевна, Учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №51 г. Комсосольск-на-Амуре, Урок «Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»» в 6-м классе
Ход урока
1. Слово учителя.
Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?
А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?
Открыть репродукцию картины в учебнике с.185
Мы сегодня говорим с вами о картине Татьяны Ниловной ЯблОнской. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание).
Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).
Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? ЗАПИШЕМ: чудесное утро, солнечное утро, ранне утро. Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины. (Слайд 7)
3. Знакомство с Т.Н.Яблонской и её творчеством.
— Давайте познакомимся с художницей поближе. Это поможет вам написать сочинение по одному из полотен художницы.
-Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины.
Слово учителя.
— В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.
Художница Яблонская, её «Утро» и по картине
... Алма-Ате, тогда столице Казахстана. В 1962 году появился сын Зангар, в будущем художник. Так ширилась и росла династия Яблонской, а картина «Утро» сыграла в этом роль истока, стала ... Советского Союза изучают это произведение, доступное по содержанию, понятное и реалистичное. Сочинение по картине «Утро» Яблонская, автор произведения, была человеком оптимистичным и нацеленным на добро и радость. ...
4. Анализ картины “Утро”.
— Рассмотрите картину. Что изображено на ней? Для чего картина разбита на фрагменты?
(На картине изображена комната городской квартиры, девочка, делающая зарядку.) Подлинная история создания картины — слайд
— Опишите девочку. Какая у нее фигура? Какая у нее поза? Для чего художница изобразила девочку именно в этой позе? Как одета девочка?
(У девочки стройная фигура. Школьница стоит в позе ласточки. Её руки вытянуты в стороны и чуть подняты вверх. Правая нога отставлена в сторону, носочек вытянут. Художница показала, что движения девочки просты и изящны. Школьница легко одета, на ней белая майка и чёрные шорты. Ничто не сковывает движений. Длинные русые волосы заплетены в косу.)
Активизация внимания детей. Помним, что девочка
Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку.
Где происходит действие картины? (в комнате девочки).
А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили?
— Опишите комнату девочки. Какая это комната по размеру и количеству солнечного света? Какая мебель присутствует? Как можно описать стол?Как выглядит пол?? Что висит на стенах?? Посмотрите, какие слова и словосочетания можно взять из упр. 224.
Как комната характеризует хозяйку? О чем говорят детали картины?
(Комната просторная и светлая. Обилие солнца и света. Чистый и свежий воздух из распахнутой двери. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельём, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает своей чистотой. Художница во всём подчёркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом с кружкой тарелка необычной формы. Видно, что хозяйка комнаты аккуратная. Всё просто в этой картине, но всё до мелочей продумано автором.)
— Как думаете, почему стол в комнате круглый, окно и выход на балкон также имеют закруглённую форму вверху?
(Этим Яблонская ещё раз подчёркивает уют, умиротворённость, которые царят в комнате и, наверное, во всём доме.)
— Что изображено за окном?
По картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс
... настолько точно передать мысли и чувства девушки? Сочинение-описание по картине Серова Девочка с персиками 7 класс Картина « Девушка с персиками » была написана в 1887 году русским ... картину с впечатлением Это очень известная картина. И называется она так логично: просто девочка с простыми персиками. Мне картина очень нравится, но даже не девочка и не персики, а просто свет. Им наполнена комната. ...
(За окном утренняя дымка. Город ещё не вполне проснулся.)
— Какое время года изображено? Какая погода? Как вы это определили?
(Стоит весна. Учебный год ещё не закончился. На стуле лежит школьная форма. Дверь на балкон распахнута. Погода тёплая, утро ясное, солнечное. Длинные тени вытянулись по полу, спрятались в складках постели.)
— Какие краски преобладают на этом полотне? Почему?
(Здесь преобладают жёлтый и зелёный цвета. Жёлтый бодрит, вызывает радостное настроение. А зелёный создаёт ощущение спокойствия, мира, гармонии.)
— Объясните, почему художница назвала картину “Утро”?
(Слово утро употреблено здесь в нескольких значениях. Утро за городом, утро в квартире. Да и героиня полотна – девочка. Её жизнь только начинается, её жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.)
— Определите тему картины.
(Изображение девочки, делающей зарядку, комнаты, утреннего города за окном.)
— Что хочет сказать Яблонская своей картиной?
(Хороша наша будничная жизнь. В простом и обыденном тоже много прекрасного.)
— Каким человеком предстала перед вами художница, когда вы познакомились с её творчеством?
(Яблонская любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В её картинах много воздуха, света и человеческого счастья.)
Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы).
Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы).
I группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
II группа (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила.
(Слайды 22-23)
План.
-
1. Т.Н.Яблонская – известный художник.Картина “Утро” — одна из работ живописца.
-
2. Описание картины:
-
а) девочка (внешний вид, поза, одежда)
-
б) уютная комната (мебель, обстановка, стены, пол, детали)
в) аккуратная хозяйка(как комната характеризует ее хозяку)
-
3. Почему картина имеет такое название.
4 стр., 1983 слов«Утро стрелецкой казни» — картина В. И. Сурикова
... картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, ... картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным. Вариант 4 Картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» ...
-
4. Какие краски преобладают на полотне.
-
5. Мои впечатления от картины
Возможное начало.
Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. В своих произведениях художница предстаёт человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.
Возможное заключение.
Мне очень понравилась работа Т.Н.Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”
5. Подведение итогов.
Учитель обращается к классу:
— Понравилась ли вам картина Яблонской?
— Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
— О чём бы вы стали говорить с девочкой?
Заключительное слово учителя:
— Спасибо! Вы помогли друг другу подготовиться к сочинению. Я надеюсь, что ваши сочинения будут интересны, содержательны и грамотны.
(Для написания сочинения отводится следующий урок.)