Конспект урока: «Моя семья — моё богатство»
Учитель: Брешева О.В.
Цель:
- Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
- Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
- Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Форма урока :
Методы , используемые на уроке:
Подготовка к уроку.
- Написать мини-сочинение на тему «Моя семья – моё богатство», «Родословная»; (уроки русского языка)
- Нарисовать рисунок «Моя семья»
- Подобрать пословицы, поговорки, стихи о семье
- Выпустить фотогазету «В кругу семьи»
- Проведение исследования «Родословная моей семьи»; изображение родословной в виде древа родственных отношений; (вместе с родителями)
- Создание мультимедийной презентации «Моя семья – моё богатство»
Оборудование:
Ход урока
- Эмоциональный настрой.
— Я рада вас видеть. Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
— А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
— Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Основная часть
- Ребята, сегодня поговорим о семье. Тема нашего урока «Моя семья – моё богатство».
— В толковом словаре В.Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.
» Моя семья-мое богатство»
... родословной, я почувствовала себя очень богатым и счастливым человеком. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи, что ... то она по одному твоему виду поймет, что творится у тебя ... на просто настоять на своем решении. Мама с папой помогают мне буквально во всем: учить уроки, ... семьи. И закончить свою работу я хочу строчками этого прекрасного стихотворения: Моя семья-мое богатство! ...
Как появилось слово «семья»?, Когда-то о нем не слыхала Земля…, Но Еве сказал перед свадьбой Адам:, Сейчас я тебе семь вопросов задам;
«Кто деток родит мне, богиня моя»?
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя»?
И Ева коротко ответила «я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?
И Ева все так же ответила «я»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?, Меня приласкает?, Украсит жилье?, Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…
Сказала она знаменитых семь «я», Вот так на земле появилась СЕМЬЯ.
Учитель:
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
А как вы думаете,
- А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья?
- Подумайте, может ли человек жить без семьи?
- Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?
- Как вы понимаете выражение
Дом как известно всем давно,-
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом —
Это не дом.
Дом- это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,, Радостным, грустным, Добрым, злым
Еле живым.
Дом- это там, где вас поймут., Там, где надеются и ждут,, Где забываешь о плохом-
Это твой дом!
— Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?
— Как вы считаете, что такое семейное счастье? Приведите пример из жизни. Вспомните самые счастливые события в вашей семье и расскажите нам о них.
- Как относятся члены семьи друг к другу в счастливой семье?
— Хотите ли вы создать счастливую семью?
Учитель
Сейчас ученики нашего класса представят нам своё генеалогическое древо, расскажут о своей родословной, о родственниках. ( К аждый ученик рассказывает о своей семье по генеалогическому древу).
Учитель
Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Например: свадебные альбомы, армейские альбомы, альбомы отражающие детство, школьные годы, семейные альбомы нескольких поколений и т.д. (показ альбомов)
Глядя на фотографию можно много узнать о том времени, когда была сделана фотография.
Учитель
требуется вспомнить и назвать пословицы о семье, о матери, об отце, пословицы о сестре и брате… Показать рисунок (если имеется) .
Расшифровать пословицу.
Ключ к пословице.
ме ша ном ка гу и до в ще род
Семья вместе, так и душа на месте. В родном доме и каша гуще. Когда нет семьи, так и дома нет. Семья в куче – не страшна и туча. Семья без детей, что цветок без запаха. Согласье да лад – в семье клад. |
«Народные семейные традиции»
Учитель
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
• Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д..
А теперь я предлагаю рассказать о традициях своей семьи., Ученики рассказывают о семейных традициях.
Учитель:
— В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить свою единственную и неповторимую половинку и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Давайте попробуем составить перечень качеств, которые необходимы человеку для создания хорошей семьи.
Задание: «Ладошки»
— На «ладошке» из цветной бумаги надо написать на самой ладошке те качества, которые необходимы для создания хорошего психологического климата в семье. А на пальцах – те качества, которые затрудняют семейные отношения. (оформленные ладошки прикрепляются на доску вокруг символического дома)
Задание: Выберите качества, которые необходимы человеку для создания психологического климата в семье и те, которые затрудняют
1. Понимание |
12. Вспыльчивость |
2. Злость |
13. Доброта |
3. Безразличие |
14. Доверчивость |
4. Бережливость |
15. Жадность |