Основным героем лирики Николая Алексеевича Некрасова был простой русский народ, и поэма «Кому на Руси жить хорошо» не стала исключением. В этом произведении автор отчетливо показал жизнь народа: как крестьян, так и помещиков, ничуть не скрывая своего истинного отношения к сложившейся после реформы 1861-го года ситуации.
Смысл поэмы заключается в том, чтобы среди народа найти «счастливого человека», поэтому перед читателем рисуются образы лирических героев разных слоев общества.
В первой главе первой части поэмы рассматривается образ попа.
В его лице отображена жизнь всех священнослужащих. Поп изображен человеком, которому нет покоя от своей работы, и при всей нагрузке, что на него возлагается, его не уважают и не почитают, а только осмеивают в песнях, несмотря на то, что поп посвящает себя и свои силы только крестьянам.
Главная проблема крестьян в их слабости. И все свои несчастья: для русской женщины — муж, избивающий её дома, свекровь, которая только командует и издевается; для всех остальных рабочих людей — выполнение непосильной работы, и при этом ущемление их достоинства помещиками. Среди этого народа появляется Веретенников — подстрекатель на борьбу с властью, который говорит, что крестьяне больше пьют, чем работают. Но пьют-то они от горя, страданий, от бедной крестьянской жизни. Даже после реформы об отмене крепостного права их жизнь только ухудшается — они не знают, что теперь делать. «У каждого крестьянина / Душа что туча черная… / …А всё вином кончается». В этом отрывке как раз и отражается призыв о том что крестьянам надо хотя бы пытаться решить свою социальную проблему, объединившись всем вместе против власти.
Также были на Руси и «сильные люди», такие как, например, Савелий. Его Некрасов называет богатырем святорусским. Савелий — человек, переживший не менее тяжелую жизнь, но при этом он не прогнулся под всеми проблемами и несчастьями, не спился из-за этого. Он обладал хорошей физической силой, но даже не задумывался о том, куда ее можно направить, чтобы принести пользу обществу, а не себе. По этой причине его называют «моральным антибогатырем».
Есть в русском обществе и такие как Матрёна Тимофеевна. Люди, подобные ей — тоже простые крестьяне, но они при всей серой обстановке в обществе и в семье остаются добрыми, трудолюбиво относятся к своим задачам, такими же добрыми воспитывают своих детей, что показано в главе «Волчица». Если можно было бы соединить силу Савелия и душу Матрёны Тимофеевны, возможно, появилась бы личность, способная приносить пользу обществу.
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа
... предметы быта, являющиеся произведениями искусства. 1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается ... человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы ...
Люди, как Ермила Гирин, тоже сильны духом, они добросовестно и честно выполняют свою работу. Поэтому данный образ можно было бы объединить и с образом Матрены.
В конце поэмы появляется Григорий Добросклонов, изображавший образ автора. Это тоже поэт, и тоже в своих стихах отражает великую правду, хоть и горькую.
Таким образом, после проведения крестьянской реформы, крестьянам стало только хуже. Некрасов описывает эту проблему простым, понятным обычному русскому человеку языком, добавляя в него различные пословицы, поговорки и загадки. Он главным образом изображает бездействие народа, тем самым обращая его внимание на то, что нужно лишь направить свои мысли и силу, русскую смекалку и умения в нужное русло, восстать против верхушки общества и обнаружить в себе чувство собственного достоинства, которого катастрофически мало.