Эпоха Великих реформ. Историческое

Сочинение

Под наименованием «Великих реформ» вошли в историю преобразования царя Александра II и его правительства, проведённые в 1861-1874 гг. Эти реформы разрешили назревшие социально-экономических проблемы, открыли дорогу развитию капиталистических отношений в России, создали основы всесословного гражданского общества и правового государства. Однако до конца данные преобразования доведены до не были – под влиянием консерваторов они были частично свёрнуты и ограничены.

Крестьянская реформа – отмена крепостного права

Основными причинами реформы стали кризис крепостнической системы и связанное с ним отставание в экономическом развитии от европейских стран, а также нарастающее недовольство народа и крестьянские волнения.

Основные положения реформы:

  • крестьяне получили личную свободу, право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, кроме выделяемых крестьянам наделов;
  • за пользование этой землёй крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк;
  • крестьяне могли выкупить надел у помещика, воспользовавшись ссудой от государства, до погашения которой они считались «временнообязанными».

Погашение этой ссуды растянулось на долгие годы и было остановлено лишь в 1906 году, в условиях Первой русской революции. К этому времени крестьяне внесли в казну в качестве выкупа за свои наделы и процентов по ссуде, в общей сложности, 1 млрд 570 млн рублей — за земли, стоившие 544 млн рублей.

Отмена крепостного права закономерно повлекла за собой другие преобразования — в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения.

Реформы органов местного самоуправления: Земская 1864 г. и Городская 1870 г.

Земская и городская реформы были призваны упростить управление государством, сделать его более эффективным. Прежде местное управление было сословным и безвыборным. Помещики имели неограниченную власть над крестьянами, управляли ими и судили их по своему произволу. После ликвидации крепостного права это стало безнадёжным пережитком прошлого.

4 стр., 1769 слов

Отмена крепостного права

... нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменены только формы их угнетения. Именно поэтому в произведении "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов говорит: "Распалась цепь великая, Распалась и ударила: Одним ...

По новым законам, деревни и города должны были формировать собственные органы самоуправления и заниматься решением насущных хозяйственных вопросов, не ожидая указаний сверху. Это способствовало развитию экономики в регионах, т.к. управление стало ориентированным на реалии той или иной губернии, более гибким.

В то же время, земские собрания и городские думы были всесословными органами лишь на бумаге. В них господствовали дворяне и богатые купцы, а прочие сословия значительной роли не играли. Полномочия органов местного самоуправления не выходили за рамки хозяйственных вопросов, и реальной власти они не имели. В.И. Ленин назвал их «пятым колесом в телеге русского государственного управления» .

Судебная реформа 1864 г.

Новые Судебные уставы вместо феодальных сословных судов ввели цивилизованные судебные учреждения – общие для граждан всех сословий, с одним порядком судопроизводства. Были введены гласность и состязательность судопроизводства, демократизация судебного аппарата, институт присяжных заседателей.

Число судебных инстанций сократили, а их компетенцию строго разграничили. Было учреждено 3 типа судов: Мировой (только гражданские дела), Окружной (гражданские и уголовные) и Судебная палата (особо важные уголовные и политические дела).

Высшая кассационная инстанция – Сенат.

Основные положения Военной реформы 1864-1874 гг.

  • переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности;
  • сокращение численности армии мирного времени на 40%, с соответствующим сокращением расходов;
  • создание сети всесословных военных и юнкерских училищ;
  • создание системы военного управления: с разделением страны на военные округа и основанием Главного штаба;
  • ликвидация телесных наказаний в армии (кроме розг в штрафных подразделениях);
  • модернизация и перевооружение армии, флота, военных заводов.

Реформа образования 1863-1872 гг.

В ходе реформы была расширена сеть народных училищ. Кроме классических гимназий и церковно-приходских школ, активно развивались реальные гимназии (училища), с акцентом на естественные науки. Но в университеты могли поступать только выпускники классических гимназий. Появились женские гимназии для учениц всех сословий.

Исторические последствия реформ

Преобразования Александра II создали условия для перехода на капиталистическую модель экономики. В стране снизили уровень госрегулирования экономики, создали свободный рынок рабочей силы.

Были заложены основы гражданского общества. Люди получило больше гражданских прав и свобод. Снизились давление цензуры и полицейский надзор за населением. Это привело к усилению оппозиционного движения. Либеральные и революционные движения начали набирать силу. Именно Великие реформы заложили основы будущих революционных потрясений 1905 и 1917 гг.

Выбери ответ