выпускное 2015/16 г. Е. П. Педчак,

Сочинение

В соответствии с Письмом Минобрнауки № НТ-904/08 от 26 августа 2014 г. «Об итоговом сочинении (изложении)» для выпускников средней школы теперь написание декабрьского итогового сочинения является обязательным и очень важным этапом для завершения среднего образования.

Творческая работа по литературе рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения (или изложения для детей с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Данная работа позволит объективно проверить широту кругозора учащегося, его умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Выпускники прошлых лет также могут писать итоговое сочинение (изложение), если планируют поступать в высшее учебное заведение и им необходимо представить результаты работы в выбранный вуз.

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, которые формулируются Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Экзаменационный комплект для итогового сочинения в 2015–2016 учебном году состоит из пяти тем сочинений закрытого перечня (одна тема для каждого общего тематического направления: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России».

По одной из выбранных тем учащиеся должны будут написать самостоятельную творческую работу, в которой необходимо продемонстрировать умения грамотно, логично и связно излагать свои мысли. В работе следует также отразить знание художественных произведений, умение их анализировать, обобщать и сопоставлять их идейно-философские концепции.

Само слово «сочинение» по своей семантике определяет творческий, художественный вид работы. Несмотря на то, что словарь С. И. Ожегова приводит сему «Вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» далеко не в первом (прямом) значении, однако ассоциативно именно это значение актуализируется в данном контексте.

36 стр., 17806 слов

Специфика учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в ...

... Практическая значимость исследования:, Апробация и внедрение результатов исследования, Структура работы: одаренный ребенок образовательный психологический Глава I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 1.1 Теоретическая характеристика проблемы одаренности Одаренность - это ...

Так как итоговое сочинение является работой творческой, и учащийся должен написать ее сам, то и выбор жанра — это его личная прерогатива. Только от его желания зависит, будет ли он писать это сочинение в жанре очерка, или дневника, или эссе.

Тем не менее, большинство ребят предпочитают писать сочинения в жанре традиционного рассуждения. Этому жанру в книге отведен специальный раздел.

Жанры школьных сочинений:

  • дневник;
  • литературно-критическая статья;
  • очерк;
  • путешествие;
  • рецензия;
  • эпистолярный жанр;
  • эссе;

— традиционное рассуждение.

Сочинение — это, пожалуй, один из самых сложных экзаменов и для школьников, и абитуриентов, поскольку требует сосредоточенности, умения грамотно излагать и аргументировать свои мысли. Это литературоведческий жанр. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

Школьное сочинение считается творческой работой, ибо ученик создает свой текст. Однако написать любой текст вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя существует мнение, что школьное сочинение — самостоятельный жанр.

При современном подходе к изучению литературы как искусства слова сочинения можно писать в различных жанрах прозы. Следует обратить внимание на то, что теоретические сведения о жанрах, как и вся теория в школьном курсе, даются в педагогически обработанном виде. Важно учитывать, что границы жанров весьма подвижны, и в ученических сочинениях соблюдаются лишь их основные признаки.

Помочь овладеть этими навыками — наша задача. Как наиболее рационально использовать книгу? Вдумчивый анализ сочинений принесет несомненную пользу. Внимательно прочитав сочинение, вникнув в логику рассуждений авторов, систему их выводов, вы можете мысленно поспорить с ними, подумать, с какими положениями и выводами вы не согласны, что бы вы изменили в тексте сочинения.

Вероятно, именно такой способ ознакомления с книгой позволит освоить содержание и жанр предложенных тем и успешно подготовиться к экзамену.

В сочинении проявляется багаж знаний школьника, его уровень развития в целом. В книге уделяется внимание логической стороне работы ученика: формулированию тезисов и подбору аргументов.

Представлены образцы сочинений разных типов, которые отражают все особенности и трудности, возникающие перед учащимися при написании творческой работы. В издании охарактеризованы изобразительно-выразительные средства языка (стилистические тропы и фигуры), дан список художественных произведений, сгруппированных по тематическим направлениям, а также перечень юбилеев писателей в 2015–2016 гг.

4 стр., 1708 слов

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры. учебно-методический материал ...

... ­тической и поэтической. сочинение Сочинение ученики пишут в школе. Нельзя пользоваться текстами произведений и орфографическими словарями. Писать сочинение выпускники будут на бланках, таких же, как на ГИА (ЕГЭ), чёрными гелевыми ручками, работы ...

Книга предназначена для школьников и абитуриентов, для всех тех, кто хочет научиться писать сочинение. Она представляет несомненный интерес для учителя-словесника, задачей которого является научить старшеклассников правильно излагать свои мысли, рассуждать, пользуясь накопленными знаниями по литературе, и аргументированно отстаивать свою позицию.