Тема урока: расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему.
Цели: Обучающая: расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему.
Развивающая:
Воспитывающая:
Ход урока:
1. Оргмомент. Мотивация
Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему
В этом году вам предстоит сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Наш урок сегодня – это тоже один из способов подготовки к ОГЭ. Изложение мы с вами уже писали, настало время поговорить и сочинении на лингвистическую тему(15.1) Сегодня мы попробуем разобраться, о чём писать в сочинении на лингвистическую тему, как строить эту работу, какие языковые средства выбирать.
2. Актуализация знаний
— Вспомните схему такого типа речи как рассуждение
І. Тезис.
ІІ. Доказательство:
-
Аргумент 1.
-
Аргумент 2.
ІІІ. Вывод
- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?
(когда пишем сочинение).
Свяжите понятия «лингвистический» и «сочинение» по смыслу и определите тему урока.
- Что мы хотим написать?(сочинение на лингвистическую тему).
- Запишем тему урока
- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?
(Главная цель: научиться строить высказывание на лингвистическую тему на основе темы высказывания и типа речи.)
Вспомним:
— Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
-Мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.
3. Объяснение нового материала:
— Итак, сочинение на лингвистическую тему.
Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс
... типа речи? (слайд 5) Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? (Тезис ... от формы их изложения. Слайд 9. Лингвистика?, Лингвистическое сочинение? Слайд 10. НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ, Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор ...
— Какое слово является здесь ключевым? (лингвистическую)
— Что такое лингвистика? (наука о языке)
— Можете предположить, что является предметом анализа в таком сочинении? ( языковые явления, лингвистические термины, понятия, имеющие отношение к русскому языку)
— Назовите языковые средства связи частей сочинения-рассуждения. (Вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты)
Языковые средства, связывающие части рассуждения
Языковые средства, связывающие
тезис и доказательства
Языковые средства, связывающие
доказательства и примеры
Языковые средства, связывающие
доказательства и примеры
Языковые средства, связывающие доказательства и вывод
-
Глаголы 1-го лица мн. числа:
докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др.
-
Союзы и союзные слова:
так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др.
3. Синтаксические конструкции:
Это подтверждается тем, что…, Это обусловлено тем, что…, Причина состоит в том, что…, Отсюда вытекает…, Из этого следует то, что…, Из этого вытекает, что…
1. Вводные слова:
во-первых, …
во-вторых, …
наконец,…
2. Синтаксические конструкции:
Я согласен с автором в том, что…
Я разделяю точку зрения автора, потому что…
Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет.
1. Вводные слова:
- Во-первых, …
- Во-вторых, …
- Наконец, …
2. Синтаксические конструкции:
Я согласен с автором в том, что…
Я разделяю точку зрения автора, потому что…
Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет.
1. Вводные слова:
- Таким образом,
- Итак,
- Следовательно,
- В заключение,
- Как видим,
Итак, можно убедиться в том, что…
Подытожим вышесказанное.
В итоге мы пришли к выводу.
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Итак, ответим на вопрос: что я хочу написать (сочинение)?
Следующий вопрос, на который мы должны ответить: Для чего необходимо писать сочинение на лингвистическую тему?
(Цель написания:
Сочинение мы пишем по тексту Альберта Анатольевича Лиханова, который является детским писателем, президентом Международной ассоциации детских фондов, председателем Российского детского фонда. Основными его литературными произведениями являются повести, такие как «Чистые камушки», «Благие намерения», «Высшая мера» и др. Роман в повестях, который называется «Русские мальчики», а также роман «Мужская школа», составляющие дилогию, рассказывающую о военных действиях.
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств ...
... конкретную проблему на примере конкретного текста. Если есть слова в необычном ... чем это проявляется? Какие средства выразительности помогают выявить ... ли эта проблема в наши дни? В чем ее ... ... Такой, казалось бы, надоевшей теме (проблеме) автор придаёт новое звучание. - Почему ... ? (Для чего ... Нину Федоровну. (22) Ей нужно было увидеть Лаптева. (23) Быть может, теперь он покажется ей лучше, быть ...
Лиханов — обладатель двух медалей СССР, медали К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, ордена «Знак Почета» (и еще получил орден Трудового Красного Знамени), ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, грузинского «Ордена Чести», медалей Белоруссии и Армении.
Сферой его научных интересов являются права детей, а также он занимался защитой отечественного обездоленного детства.
- Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение
4. Чтение текста учителем.
1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.
Тётя Нина: Обаятельная и Счастливая
Среди всех взрослых знакомых Серёжи, тётя Нина кажется самой счастливой.
Отчего? Ну, во-первых, она красивая. Серёжа даже немножко влюблён в неё, но он стесняется говорить об этом, если они остаются наедине. Перед другими людьми он не смущается, потому что они никогда не смогут поговорить с тётей Ниной, она всегда отвлечётся. С нею хотят поговорить все. Каждый, кто проходит мимо неё, обязательно останавливается, чтобы сказать что-то или спросить, если, конечно, он с ней знаком.
Тётя Нина обладает не только красотой, но и обаянием, и это подтверждают её слова и мнение мамы. Серёжа соглашается с этим утверждением. Если все привлекаются к ней, значит, она действительно обаятельная.
Сияющие глаза и голос
Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а её голос очень похож на мамин, он такой же грудной.
Любовь к стихам
Тётя Нина, как и мама, обожает стихи. Мама её хвалит за её стихи, и в ответ тётя Нина также выражает похвалу маме. Они смеются в ответ на это, и это делает их подругами, даже не просто подругами, а товарищами по работе. У них обеих одна профессия — дикторы, однако одна из них радиодиктор, а другая — теледиктор.
Разница между ними
Несмотря на множество общих черт, разница между тётей Ниной и мамой все же существует. Мама любит рассказывать о ней тёте Нине.
Трое китов
Разница заключается в возрасте, вывеске и характере. Мама даже называет это «лицом вывески». Характер у них действительно разный. Мама иногда бывает как раскаленный камень — нужно лишь плеснуть воды, и она взорвется.
Счастье и Личность
Счастье — это не просто везение или выигрыш в лотерее. Счастливый человек счастлив именно потому, что он такой, какой он есть. Если бы тётя Нина была похожа на маму, возможно, она также была бы несчастливой. Однако тётя Нина — красивая, весёлая, лёгкая и добрая, что заставляет Серёжу задуматься. А мама, она добрая? О да, мама также добрая!
Влияние решений на счастье
43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.
48) Выходит, несчастным и от доброты тоже стать можно.
49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.
«Письмо маме» — примеры текстов
... Письмо маме на день матери рекомендуется подарить самостоятельно, не присылая по почте. Послание от дочери Мамочка, хочу сказать, ... личной встрече, поэтому выражаю признательность в письме. Спасибо тебе за то, что всегда меня поддерживала. ... тексте рекомендуется использовать 3 момента: Благодарность. Просьба о прощении за обиды. Пожелание всего наилучшего. В остальном — полная свобода. Будет в тему, ...
(По А. Лиханову*)
— К какому стилю принадлежит текст? (художественный)
— Тип речи, к которому относится данный текст (рассуждение)
Итак, вы утверждаете, что перед нами рассуждение. Попробуем аргументировать(ответы)
обоснования
-
Сереже хочется как-то помочь маме найти счастье, но он не знает как.
-
Сережу интересует тётя Нина и вопрос о том, почему она счастливая.
-
Сережа стремится решить для себя вопрос о том, может ли добрый человек быть счастливым.
-
Сереже нравятся счастливые люди, он и сам хочет быть счастливым и ищет секрет счастья.
5. Знакомство с цитатой И.Гончарова.
-А писать сочинение мы будем писать на следующую тему «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
6. Работа по цитате.
Искусство языка и речи играет важную роль в нашей жизни, раскрывая перед нами мир внутренних переживаний человека. Однако, чтобы лаконично и точно выразить свои мысли, требуется знание основных принципов языка. Для того чтобы написать прекрасное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, можно использовать инструкцию, представленную в этой статье. Шаг за шагом, этот подход поможет определить основную мысль высказывания, выделить ключевые слова, а также дать объяснение с помощью речевых клише. Важно иметь в виду, что язык — это не только средство общения, но и отражение нашего образования, культуры и внутреннего мира.
Шаг 3: Оформляем вступление
- Во вступлении необходимо:
-
Сформулировать позицию автора высказывания;
Выразить своё отношение к ней.
Шаг 4: Пишем основную часть, Работа над примерами.
1. Внимательно перечитайте текст.
2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.
3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
- Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать? (Про Серёжу и про тётю Нину)
- Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и приведём примеры
- Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его характере, душе?
1 пример внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))
- В подтверждении тезиса приведу пример из текста.
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
- В качестве примера приведу предложение… текста.
- Рассмотрим предложение. В нём…
- Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.
- В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения
Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51).
Зачем человеку нужен язык 5 класс
... общество не может функционировать без языка, а язык не может продолжать существовать вне общества. По русскому языку 5-7 предложений Зачем человеку нужен язык Несколько интересных сочинений ... тем самым выступает объединяющим фактором национальной идентичности. Более того, благодаря речи каждый человек может выражать свои чувства, всю палитру эмоций и переживаний. Кроме того, язык способен влиять на ...
О роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.
- Что вы можете сказать о тёте Нине?
2 пример внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)
Использование языка для подчеркивания душевных качеств человека
С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека. Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей: «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты «весёлая», «лёгкая», «добрая» подчёркивают обаятельность тёти Нины.
Шаг 5: Пишем заключение
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Работа над выводом.
- Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»
- Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.
- Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.
- Из всего выше сказанного следует…
Не забывайте абзацы!
7. Актуализация знаний.
- Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинения-рассуждения.
План.
1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.
2. Первый пример на основе прочитанного текста.
3. Второй пример на основе прочитанного текста.
4. Вывод.
Должно быть 4 абзаца! Объём сочинения не менее 70 слов.
6. Подведение итогов.
— Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. «Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.» Перед написанием сочинения и после него необходимо всё обдумать.
Чтобы хорошо научиться писать сочинения, нужно много работать и не лениться. Я искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены.
— Я благодарю вас сегодня за работу. На мой взгляд, она была очень плодотворной, и вы теперь имеете представление о том, как писать сочинение на лингвистическую тему.
Д/з : Напишите сочинение-рассуждение(15.2). Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста (предложение 1)