Рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле

Сочинение

Цели : формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему. Оборудование: высказывания Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова.

Тип урока : урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока

I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний

Беседа – Что такое духовная культура? – Как связаны между собой понятия “духовность” и “счастье”?

  • В каком стиле речи вы будете писать сочинения на морально-этическую тему? – Какой тип речи вы выберете? III.

Мотивация учебной деятельности Учитель.

Мы часто говорим: “от всей души”, или “мне это нужно для души”, или “сделано с душой”.

Все, что обогащает наш внутренний мир, и есть духовная культура. Чем больше одухотворен мир, окружающий человека, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Жизнь приобретает для него содержательность. А в холодном, формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству духовной культуры нет.

Это и есть бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические

идеалы. Духовная культура принадлежит прошлому, живет в настоящем, она в нас самих, она создается и продолжается.

Умейте заметить ее, воспринять, поддержать. IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

Беседа – Перед вами высказывания, призывающие к раздумью, к рассуждению. В них содержатся ответы на два вопроса: “Что такое духовная культура?” и “Что такое счастье?” (Учащиеся знакомятся с высказываниями Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова.) Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек – это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей.(Д. Лихачев)

6 стр., 2728 слов

Духовная культура. Духовная жизнь общества Духовная культура

... КУЛЬТУРА РЕЧИ Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания ... духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный ... что выражением духовной жизни человека, зеркалом его ... состоит духовная жизнь человека? Эссе на ...

Много я слышал всяких споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья, например, верной дружбы, за деньги не купить.

По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу, как-то помочь им?

Значит, только тот счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: “Мое счастье – частичка нашего большого общего счастья! ” (По Л. Кассилю) Право на личное счастье – святое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества?

Стало ли кому-то легче от того, что на свете есть я? (А. Сурков) Задумайтесь и вы над этими вопросами. Подумайте, в частности, и над такими вопросами: как связаны между собой эти понятия – духовность и счастье? Как приходит к людям настоящее счастье?

Как происходит духовное обогащение человека? Какие проявления духовной культуры, гражданственности вы видите в окружающей жизни?

Присмотритесь внимательно к тому, что вас окружает, и напишите сочинение-рассуждение (как ответ на один из двух вопросов), используя данные выше высказывания, собственные наблюдения, факты из жизни, материалы из прочитанных книг. Выразите свою личную позицию. Подумайте о речевом оформлении вашего сочинения.

Проанализируйте два первых высказывания. В какой речевой ситуации, по-вашему, они могут прозвучать? Каков стиль этих высказываний (публицистический, разговорный)?

Какой тип речи вы изберете для своего сочинения? Каким стилем воспользуетесь?

Подумайте о тезисе и об его аргументировании. Какие языковые средства, воздействующие на читателя, помогут вам выразить свое отношение к проблеме? Помните, что побудительные, вопросительные предложения помогут вам усилить выразительность текста, приблизят к читателю (см. например, последний абзац у Д. Лихачева), а вводные слова помогут выстроить аргументы, присоединить вывод (см. второе высказывание Л. Кассиля).

Подумайте над эпиграфом вашего сочинения.

В нем должна быть подчеркнута основная мысль работы. Может быть, им будет одно из высказываний сегодняшнего урока.

2. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана 3. составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте 4. слушание творческих работ (2-3 учащихся)

V. Домашнее задание Написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера.

Рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле 1Рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле 2Рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле 3Рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле 4Рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле 5 1

1 стр., 436 слов

Сочинение стиль жизни какой мне ближе

... несмотря на все различия между людьми, стиль жизни должен быть выстроен исходя из принципов гуманности и взаимопомощи, ведь только так можно добиться гармонии человека с обществом. ` Стиль жизни Популярные сочинения ... Благодаря тому, что и для кого является важным в жизни, можно говорить, что стиль жизни посвящен именно этому. Например, если для одного человека, является важным создание семьи, и ...

votes, average:

5.00

out of 5)