Классики и современники

Сочинение

Школьные сочинения — уже архаизм?

Они не вписываются в современный урок. Их все равно уже давно не пишут, а списывают–скачивают–ксерокопируют… Сегодня совсем не обязательно читать «Войну и мир», чтобы написать про любимых героинь Толстого. А образы Дубровского и Пугачева школяры раскрывают так, что сам Пушкин не узнал бы своих героев.

Век сочинений — XIX. Тогда письма писали, литература была серьезная. А сейчас, как в том анекдоте: «Перед сном перечитывал пейджер, много думал». Учителя–словесники в панике: грамотность современных учеников стремится к нулю, словарный запас уменьшается с катастрофической скоростью. Поколение 90–х еще что–то читало. Теперь читать не обязательно. Теперь обязательно уметь работать на компьютере.

В год старшеклассники пишут всего два сочинения (еще три года назад — 6).

Оценки чаще ставят за то, насколько точно переписан чужой труд, если еще и пару слов (с ошибками) от себя добавили — совсем хорошо (хоть какие–то свои мысли появились).

Никакой роли в итоговой оценке знаний по языку и литературе отметки за сочинения не играют.

  • Сразу вижу, списано сочинение или нет. Ведь когда читаю, слышу голос ученика, его написавшего. Если не слышу, нужно заглянуть в критику, — говорит учитель русского языка и литературы гимназии N 8 Минска Наталья Гончарова.

Есть не только критика, но и Интернет, где море разливанное школьных творческих работ, написанных детским языком; выбирай любой подходящий тебе стиль: попроще, посложнее.

— Я однажды прочла сочинение и написала в конце: «Спасибо, Денис. Замечательно!» — вспоминает учитель русского языка и литературы минской гимназии N1 Людмила Кушнерева. — А через пару работ читаю точно такое же. Спрашиваю, кто у кого списывал, оказалось — из одного сборника…

Раньше смысл школьного сочинения видели в том, чтобы ученик смог нанизать бусинки чужой мысли на нить собственной логики. Теперь так: пусть списывают и рефераты, и сочинения, главное — чтобы хорошие, чтобы что–то в голове отложилось… Учить школьников анализировать романы учителям некогда. Излагать правильно мысли — тем более.

13 стр., 6188 слов

Мое место в обществе – : «Я в современном обществе»Сочинения ...

... В условиях современного общества будущее будет непременно зависеть от моей профессия, а также от социальных кругов, в которых я буду принимать участие. Похожие сочинения online-urok.ru Мое место в мире (сочинение) ... в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь ...

Кому–то сочинения пишут родители, знакомые. К моей подруге, например, филологу по образованию, дети со всего подъезда ходят, начиная с 6–го класса, с чистым листом бумаги и словами: «Мама сказала, что вы можете с сочинением помочь».

«Вот вы уже лет 30 — 40 читаете школьные сочинения, что–нибудь изменилось?» — интересуюсь у опытных педагогов. Да, говорят, ребята стали мыслить свободнее, перестали придерживаться общепринятой точки зрения. И «Поднятая целина», например, сейчас прочитывается по–другому, герои оцениваются иначе, нежели 30 лет назад. Поэтому смешно читать сочинение, где школьник размышляет, как когда–то наши мамы, — о самоотверженности коммуниста Нагульнова, который во имя мировой революции готов «порешить зараз из пулемета тысячи дедов, детишков, баб…».

Что такое свобода духа?

Все выходные я читала школьные тетрадки с сочинениями. Читала и удивлялась. Вот старшеклассник рассуждает о «праве человека на свободу слова, свободу творчества, свободу духа» на примере по меньшей мере двух десятков произведений и авторов от Пушкина и Лермонтова до Бродского и Бабеля. Очевидно, что работа отнюдь не плод личных размышлений автора. Во–первых, творчество того же Бродского, Бабеля изучают только в вузе, а во–вторых, стиль изложения и выводы юного автора больше напоминают разоблачительные журнальные публикации начала перестройки.

Некоторые учителя стараются сформулировать тему так, чтобы заставить учеников думать. Вот, скажем, «Письмо Раскольникову накануне преступления». Что пишут?

«Я уверена, что вам на самом деле не нужны деньги старушки, вы хотите убить из принципа. Так вот, убийство не может быть оправдано никакими принципами и никакими теориями… Вы бедны, но у вас же вся жизнь впереди…»

Или вот «Грешная или святая Соня Мармеладова?»:

«…можно ли (спрашиваю я себя и вас) назвать грешником того, кто каждый день читает Библию… Ведь Сонечка поступилась своей честью, гордостью не ради себя, а чтобы накормить детей, детей даже не родных ей, но очень близких. Нет в жизни лжи во спасение, но грех «во спасение», мне кажется, имеет место быть в редких случаях, в случае Сони».

Не знаю, говорят ли авторы этих сочинений так же, как пишут. Но, по крайней мере, хотя бы в этих двух сочинениях я не слышала голос 60–летнего профессора кафедры русского языка…

Увы, сочинение исчезает, а вместе с ним постепенно отпадает и необходимость изучения предмета «литература», на который вместо 6 часов в неделю сегодня всего лишь 2. Экзаменационное сочинение заменили тестами, на них теперь вовсю натаскивают выпускников. А тест по литературе позволяет проверить, как школьник знает сюжет произведения, не более того…

— Недавно с сожалением узнала, что литература у старшеклассников на 12–м месте, — говорит Людмила Кушнерева. — Это страшно. Такого не должно быть. Школьников интересуют знания, которые востребованы на экзаменах. А литературу нужно сдавать разве что на филфак. Но из 5 моих выпусков на филфак поступали только две девочки. Мы растим технократов — математиков, физиков, владеющих иностранным языком. Книга уходит из жизни человека. Программную литературу читают уже давно не по первоисточникам, а по одному сборнику, в котором вкратце, на 3 — 5 страницах, изложено 350 произведений. Зато у каждого на парте — Донцова. О каком духоподъемном сочинении может идти речь?! Мы не успеваем проверить, знает ли ученик содержание романа, потому что на изучение творчества каждого писателя отведено 2, максимум 5 часов. На осмысление, сопереживание нет времени. Чуть задержался на одном авторе — другого пропустил и просто вписал его в классный журнал задним числом, а учеников попросил (не особо надеясь, что выполнят), к примеру, самостоятельно прочесть Куприна. Да, на Толстого отводится около 15 часов. Но ведь на всего Толстого, а не только на «Войну и мир»! На его биографию, на то, чтобы вскользь упомянуть про «Анну Каренину» и «Воскресение». По программе изучение «Войны и мира» приходится на апрель — май. Какая уж тут война 1812 года?..

9 стр., 4202 слов

Аргументы и примеры счастья из литературы для сочинения

... и согласие. Разобраться в этой теме и в дальнейшем написать сочинение по ней помогут примеры из литературы. Популярные сочинения Сочинение-описание по картине Клубника и белый кувшин Машкова 5 класс ... по-разному находят удовлетворение для себя, которое и является проявлением счастья. Одни обращаются к материальным вещам чаще, чем положено, считая, что они вносят в жизнь комфорт, следовательно, ...

— В прошлом году ребята всю весну простояли в очередях на тестирование, в классе на уроке — 5 — 6 человек… Ученикам не было дела ни до меня, ни до литературы, — разочарованно говорит учитель русского языка и литературы минской гимназии N 23 Елена Лавецкая.

Педагогов тревожит, что литература — единственный урок, на котором происходит самопознание личности, — в общем перечне предметов далеко не на первом месте. Хорошо, если нынешние школьники через 10 лет вспомнят, как звали Дубровского. Но не получится ли так, что назовут кого–нибудь Обломовым, а он даже не поймет обидной сути сравнения.